Developmental sequence – последовательность развития.
Примерно все дети, по всему миру, развиваются схоже. То есть, малыши начинают издавать примерно одни и те же звуки, различать голос мамы и т.д. Примерно к первому году, ребенок уже адаптируется к той языковой среде, в которой он растет. Ребенок, так или иначе, реагирует на речь взрослых, обращенную к нему. Здесь важно, то, что реакция идет именно на взаимодействие с человеком. Совершенно бесполезно включать ребенку электронные девайсы (Konboy and Cuhl, 2011). Итак, к 12 месяцев, большинство малышей уже способно воспроизводить одно или два слова, которые они сами часто слышат. К двум годам, дети уже способны воспроизвести до 50 слов или простейших словосочетаний (Мама, дай). К трем годам у них уже формируются лингвистические паттерны, которые попадают в последовательность развития грамматических и лексических структур. Например, все дети уже могут использовать множественное число, но еще путаются в наречиях времени, таких как «завтра», «вчера» и т.д.
В лонгитюдном исследовании Роджера Брауна (1960е), было показано, что существует определенный порядок, в котором усваиваются грамматические формы. В качестве одного из примеров авторы приводят следующую последовательность:
present progressive — ing (Mommy running)
plural -s (Two books)
irregular past forms (Baby went)
possessive ‘s (Daddy’s hat)
copula (Annie is happy)
articles the and a
regular past -ed (She walked)
third person singular simple present -s (She runs)
auxiliary be (He is coming)
Интересно, что present progressive стоит, даже, раньше, чем present simple.
Таким образом, была очевидна последовательность развития (developmental sequence) – или порядок усвоения языка. Стадии усвоения языка коррелируют со стадиями когнитивного развития ребенка.
К возрасту 4 лет, большинство детей уже могут задавать вопросы, рассказывать о реальных или выдуманных событиях и разговаривать, используя корректные лексико-грамматические маркеры. В школьные годы эти возможности многократно увеличиваются. Словарный запас ребенка за школьные годы увеличивается в несколько (!) тысяч раз. Кстати, увеличение словарного запаса ребенка зависит от того, насколько много ребенок читает. (Nagy, Herman, Anderson, 1985). Также, в школьные годы ребенок узнает о регистрах речи и употреблении слов, согласно регистрам (есть, кушать, жрать).
Итак, как же происходит само развитие языка. На этот вопрос существуют ответы в трех основных теориях: бихевиоризма, иннатизма и подходе, основанном на взаимодействии и развитии.
Бихевиоризм - теория, которая была популярна в США, в 1940-1950 годах. Основной представитель – Б. Скиннер. Бихевиористы считали, что речь у детей появляется в результате имитации тех звуков, которые они слышат вокруг себя. Таким образом, речь ребенка формируется исходя из окружающей среды, в которой он находится.
Иннатизм - это философское учение, согласно которому некоторые представления, идеи или знания считаются врожденными, то есть присущими человеку с рождения, а не приобретаемыми опытом или обучением. Представитель этой теории – Н. Хомский (Чомски). Он считал, что ребенок рождается с определенной внутренней системой распознавания и воспроизведения языка (некого универсального языка). Также, иннатизм подразумевает, что существует критичный период усвоения языка у ребенка. Таким образом, если ребенок не будет взаимодействовать с людьми в этот значимый период, то язык у него никогда не разовьется (как в случае с современными маугли).
Когнитивные психологи (например, Дэн Слобин) сфокусировались на взаимодействии между внутренней способностью к обучению и окружающей средой, в которой ребенок развивается. По их мнению, усвоение языка является примером того, как человек может обучаться из личного опыта, и они не видели необходимости предполагать существование особых мозговых структур, направленных на усвоение языка. Таким образом, по их мнению, развитие языка коррелировало, в основном, с когнитивным развитием ребенка.
Таким образом, мы можем сейчас говорить о том, что усвоение языка является биологическим процессом, на который будет влиять и когнитивное развитие, и окружающая среда.