Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Насилие на экране: «Соломенные псы» (США), «Агрессия» (Франция), «Зардоз» (США)…

Зардоз
Зардоз

«Движение от социально-конкретного хоть в какой-то мере толкования проблем насилия к их абстрактно-гуманистической трактовке, движение в сторону биологизации и психологиза­ции этих проблем - тенденция кинематографа последних лет».

Агрессия
Агрессия

Читаем фрагменты старой статьи киноведа и кинокритика Георгия Капралова (1921-2010), опубликованной в 1976 году:

«Фильм «Агрес­сия» режиссера Жерара Пирса. В нем тема агрессии разра­батывается на материале, так сказать, повседневной жизни. Однако она поднимается на некую философскую «высоту», ко­торая заявлена в прологе: по склону весенней пашни через борозды ползет еж. Медленно передвигается он по земле, маленький и беспомощный. И вдруг из-за склона на бешеной скорости возникает колонна мотоциклистов. Ревущие машины. Люди, одетые во все черное, в шлемах из темного плексигласа, скрывающих лица. Они — как исчадие бездны, порождение адских сил самой земли, нечто спонтанное, роковое. И в раз­вертывании действия картины все время ощутима та же атмосфера черных, неподвластных сил.

Сюжет фильма «завязывается» дорожным происшествием. Автомашину, в которой едут на отдых муж, жена и их ма­ленькая дочка, на пустынном шоссе окружает группа мото­циклистов, тех самых, что появились в начале фильма. Они улюлюкают, отпускают непристойные шуточки по адресу жены героя, мешают ему вести машину.

-3

Герой, которого игра­ет Жан-Луи Трентиньян, не выдержав, почти сбивает одного из нападающих и уезжает.

Но на ночном шоссе его вновь на­стигает та же банда. Заливая краской смотровое стекло, тесня мотоциклами, они загоняют автомобиль под откос дороги, вы­бивают палками и цепями стекла, открывают дверцы. Героя избивают до полусмерти, на его глазах насилуют жену, кото­рую потом, как и дочь, убивают.

Все последующее действие картины — это попытки героя найти насильников и убийц. Но лица преступников были скрыты шлемами, опознать их невозможно, и полиция после нескольких неудачных облав отказывается вести дальше след­ствие.

-4

Но герой продолжает поиск. Ему помогает его любов­ница (Катрин Денёв). Следует ряд приключений, во время ко­торых герои становятся пленниками банды, требующей от них под страхом смерти отказа от дальнейших розысков.

Во время поиска герой не раз останавливается в неболь­шом бистро у шоссе, где знакомится с барменом (Клод Брассер), шутником, балагуром.

В финале картины выясняется, что именно этот жизнерадостный, как будто бы открытый, компа­нейский человек и был главным вдохновителем преступления. Именно он, записывая на свой магнитофон крики мук и стра­даний жертв насилия, испытывал садистское наслаждение от этого...

Картина Пирса по сравнению с такими фильмами, как американские «Черные ангелы» и «Рожденные неприкаянными», которым она, несомненно, подражает и в которых содержалась известная доля социальной критики (фашистские ритуалы и эмблемы участников банд), является шагом в сторону от какого бы то ни было социального анализа. Все замыкается в рамках психопатологии, «роковых недр» человеческой души.

Движение от социально-конкретного хоть в какой-то мере толкования проблем насилия к их абстрактно-гуманистической трактовке, движение в сторону биологизации и психологиза­ции этих проблем, которое заметно даже при поверхностном сравнении названных выше фильмов, характерно, как мне представляется, в целом для некоторых тенденций буржуаз­ного кинематографа последних лет.

Пережив на волне массо­вых движений конца 60-х годов во Франции, ФРГ, США и ряде других стран некоторую политизацию, этот кинемато­граф, который с самого начала использовал сложившуюся ситуацию лишь конъюнктурно, с чисто коммерческой целью, тут же, как только общественная волна стала спадать, устра­шился собственной «дерзости» и стар снова погружаться в привычную идеологическую рутину.

С особой наглядностью такую эволюцию можно проследить на творчестве известного американского режиссера Джона Бурмана, на его фильмах «Лео Последний» (1970), «Избавление» (1972) и «Зардоз» (1974).

Лео последний
Лео последний

В «Лео Последнем» Бурман разрабатывал тему насилия в определенном плане. Герой фильма — наследник некогда бога­той и влиятельной аристократической семьи, потерявшей трон в некоей стране, где к власти пришел народ. Как видно, Лео и его семейство сумело припрятать и вывезти кое-что из сво­их богатств. Их новый роскошный дворец стоит в Лондоне на границе фешенебельного района города и окраины, где оби­тает нищета. Борьба обездоленных с семейством Лео и со­ставляют сюжет фильма.

-6

Но вот через два года появляется «Избавление». В этой картине Бурман рассказывает историю четырех молодых аме­риканцев, которые, воспользовавшись кратким летним отпус­ком, решают совершить на двух каноэ путешествие вниз по бурной, порожистой реке Энтри. …

Луис, атлетически сложенный, энергичный и самоуверенный, с тремя друзьями — Эдом, Боби и Дрю — отправляется в путь. Все четверо полны оптимизма, острым предощущением «схватки» со своенравной рекой, знакомства с дикими, малоизвестными местами.

У Луиса современный лук со стальной стрелой, которой он метко поражает, пронзая на­сквозь, крупную рыбу в реке. Безопасная и веселая охота воз­буждает молодых людей. Оживленные и радостные, проводят они первую ночь в девственном лесу на берегу стремительного потока.

Наступает следующий день. Утром Эд, который по натуре и воспитанию более мягок и рефлективен, чем его приятели, берет лук, и, пока все еще спят, бродит в кустах. Неожиданно он видит прелестную юную лань и начинает целиться в нее. Но охота, убийство животного — не для Эда; лук дрожит в его руках. Когда Эд все же спускает стрелу, то кричит от страха и жалости. К счастью, он промахивается, и лань убегает.

Этот эпизод важен для понимания того, что затем проис­ходит с Эдом. Через несколько часов он, находясь в одной лодке с Бобом, несколько опережает двух других компаньонов и пристает к берегу в особенно понравившемся ему месте.

И тут из леса выходят двое неизвестных явно дегенеративного вида. Вся их внешность — форма головы, взгляд, низкие лбы, ощеренные рты с гнилыми зубами, кривые ноги — свидетель­ствует о крайнем вырождении. У одного из незнакомцев в руках охотничье ружье, у другого — нож, а путешественники безоружны.

Как позже выясняется, это аборигены здешних мест, жители поселка, расположенного ниже по реке. Живя, так сказать, в стороне от цивилизации, они являют собой людей в их «девственном» состоянии.

Пришельцы с гнусными ухмылками привязывают Эда за шею широким ремнем к дереву, а толстому, неуклюжему Бобу велят раздеться и бегать голышом на четвереньках, хрюкая, как свинья.

-7

Потом один из дикарей глумится над ним. Насту­пает очередь издевательств и над Эдом, который с ужасом наблюдал, как надругались над его товарищем.

Один из деге­нератов подходит к Эду и острием ножа делает надрез на его груди. В этот момент к берегу без шума пристает вторая лод­ка. Луис из-за кустов видит, что происходит, и стальной стре­лой своего лука наповал убивает одного из ме*завцев. Со стальным шомполом, пронзившим его насквозь, лесной у*од застывает, пригвожденный к стволу погнутого бурей дерева. Второй деге*ерат убегает.

Путешественники собираются на совет: что делать? Заявить в полицию? Обратиться к закону? Но тогда надо оглашать все, что произошло с Бобом. И как объяснить необходимость убий­ства?

Один из приятелей, Дрю, этакий тощий интеллигент в очках, лопочет что-то о законах, демократии, правосудии. Но Луис резко прерывает всю эту болтовню: по его мнению, она нелепа в их обстоятельствах. Он предлагает принять, как он выражается, самое важное решение в их жизни: они должны молчать обо всем происшедшем, а убитого закопать; толща воды скроет навсегда следы случившегося. Друзья так и по­ступают.

Путешествие продолжается. Но, не выдержав морального потрясения, Дрю падает, а может, и намеренно бросается в кипящий водоворот реки и гибнет. Лодку Луиса бурный поток разбивает о камни, сам Луис ломает ногу. Эд по требованию Луиса, захватив с собой лук, поднимается ночью в лес на ска­лы, чтобы выследить и убить явно подстерегающего их вто­рого аборигена. Их встреча происходит на следующее утро. Эд, натягивая лук, нервно дрожит, как дрожал, когда целился в лань. Но на сей раз он стреляет метко, успевая опередить ружейный выстрел «лесовика», и убивает его.

-8

Добравшись в конце концов до намеченного пункта и по пути похоронив в бурных водах второго преступника и най­денного среди порогов изувеченного Дрю, друзья дают лож­ные показания местному шерифу и направляются домой, а Луис — в больницу.

Жизнь вновь входит в свою колею. И лишь иногда ночью, в семейной постели, Эд просыпается с криком ужаса, ибо ему кажется, что из воды, затопившей те места, где они путешествовали, поднимается мертвая рука...

Название фильма — «Избавление» — имеет философский смысл. Автор предлагает своим путешественникам встречу, так сказать, с «истинной натурой» человека, освобожденного от всех установлений и ограничений «цивилизации», с челове­ком, являющимся столь же агрессивным и беспощадным, как бурная горная река, которая, словно скорлупу, несет и разби­вает о пороги металлическую лодку Луиса и калечит его самого.

Фильм показывает якобы порабощение человека всевласт­ными инстинктами насилия, спонтанной жестокостью и агрес­сивностью, которые, как утверждает Бурман, «только и обе­спечивают возможность его выживания в естественных условиях». Подобной концепции соответствует и гнетущее изо­бразительное решение сцен насилия, надругательств над чело­веком, сцен, показывающих людское уродство и скотство. Цивилизация, как утверждает художник, лишь тонкой плен­кой скрывает животную сущность человека.

Зардоз
Зардоз

Не потому ли, размышляя о будущем человечества, Бурман в фильме «Зардоз», действие которого происходит в 2293 году, видит грядущее опять-таки как тотальное торжество жестоко­сти, насилия над эфемерной «интеллектуальностью» и «высшими стремлениями». …

В «Зардозе» показана некая «элита», живущая в «постиндустриальном обществе» на опустошенной в результате какой-то катастрофы земле, в «райском уголке», который чудом сохранился и отделен от всего остального мира невидимой электромагнитной стеной.

Здесь владычествуют женщины. Мужчины же лишены вся­кой активности, в том числе и стремления к супружеской жизни, к которой и женщины также не имеют склонности. Здесь уничтожены все болезни. Люди бессмертны.

Но, как ока­зывается, такая участь суждена лишь горстке «избранных», которых обслуживают «рабы», «пролетарии», работающие за пределами райского обиталища под присмотром жестоких надзирателей.

Один из них — Зед, именуемый также «Истре­битель». На нем, так же как и на других ему подобных, лежит обязанность заставлять работать новоисторических «илотов». Если же последние протестуют или бунтуют, их сразу уби­вают.

Зед проникает в царство «бессмертных» и своей грубой си­лой и агрессивностью (роль Зеда играет знаменитый исполни­тель ролей супершпиона Джеймса Бонда актер Шон Коннори) вызывает у предводительницы элиты чувства, дотоле не испы­танные ею. Это обстоятельство и приводит потом к гибели все царство «избранных», или, как оно именуется в фильме, Вортекс.

Вортекс управляется «коллективным мозгом» — Табернаклем, представляющим собой некий кристалл, от которого идут сигналы ко всем «бессмертным»: у каждого из них в мозг вмонтировано «электронное устройство» с обратной связью с Табернаклём.

Интерес жизни «бессмертных» сосредоточен це­ликом на интеллектуальных проблемах. Правда, есть среди них и так называемые «ренегаты», то есть усомнившиеся в абсолютной разумности такой жизни. Последние обречены на вечную старость и дряхлость, в то время как общество «из­бранных» пребывает постоянно в той возрастной поре, которая соответствует примерно двадцати пяти годам. Впрочем, гос­подствующая здесь «идиллия» имеет лишь видимость счастли­вой жизни. «Правоверные», лишенные страстей и волнений, не знают и истинных радостей, а «ренегаты» как высшего блага ждут смерти, которой они лишены.

Зардоз, по имени "которого фильм носит свое название,— это гигантская летающая каменная маска, созданная «бес­смертными». Задача Зардоза — снабжать оружием «истреби­телей», чтобы они держали в вечном страхе «рабов», и достав­лять зерно «бессмертным».

Когда вооруженный пистолетами Зед проникает из «внеш­них земель» в «райскую обитель», он вступает в поединок с кристаллом — Табернаклем и приносит в царство «бессмерт­ных» неизвестные здесь человеческие страсти, но вместе с ними и террор, ужас, кровь, смерть. Так в мире вновь воца­ряется хаос всеобщего истребления и насилия...

С художественной точки зрения, «Зардоз» малоинтересен. Померк и Шон Коннори, которому в фильмах о Бонде приходилось все же проявлять какие-то черты характера героя, попадавшего в сложные, хотя и неправдоподобные, ситуации. Здесь же актер должен демонстрировать лишь свою мускуль­ную силу и тотальную, непрерывную агрессивность.

Фильм пессимистичен, и это закономерно, ибо будущее представляется Бурману все тем же капиталистическим обще­ством, сохранившим все черты классового антагонизма и эксплуатации (деление на «элиту» и «рабов»), но поднявшим­ся на новую технологическую ступень. Не допуская иных со­циальных решений, иных общественных структур, Бурман (он сам написал сценарий картины) не может предложить ничего, кроме все той же крови, анархии и эскалации насилия, кото­рые и в наши дни захлестывают буржуазный мир.

«Зардоз» — одно из разновидностей «антиутопии», пугающее «пророчество» художника, фантазия которого не подни­мается над уровнем обыденного буржуазного сознания.

В сво­ем же истоке подобные «философские», «футурологиче­ские» кошмары рождаются, как уже отмечалось, на почве подновленных фрейдистских и близких им идей о врожденной агрессивности человека, о якобы неизбежном действии зало­женного в нем «механизма насилия», как только для этого создаются более или менее подходящие условия...

-10

Та же, только уже доведенная до своего логического конца, концепция лежит и в основе получившего шумную извест­ность фильма «Соломенные псы» американского режиссера Сэма Пекинпа.

Самое «примечательное» и лишь кажущееся некоторым критикам парадоксальным в этом фильме — выбор героя, тот факт, кого именно представил зрителю Пекинпа для наглядной демонстрации своей «философии».

Главный персо­наж фильма — тихий, скромный, даже несколько застенчивый и конфузливо-деликатный человек. И профессия, сфера инте­ресов, занятий его самая что ни на есть мирная — математика, астрономия. Зовут героя Дэвид. В Англию этот молодой ученый приехал из США. Женившись на такой же молодой и интел­лигентной англичанке Эни, он покупает одинокий дом в Корнуэльсе неподалеку от городка, где провела свою юность его жена. Гараж, стоящий рядом с домом, еще не покрыт крышей, и на эту работу подряжаются четверо молодых рабочих. Дэвид целыми днями занят своими формулами (он готовит доктор­скую диссертацию), а Эни явно томится, жалуется на невни­мание мужа и бродит по дому едва одетая, что хорошо видно парням с крыши строящегося гаража.

Однажды, ложась спать, Эни обнаруживает в своем платя­ном шкафу повешенную кошку. Она страшно испугана и го­ворит мужу, что это сделали рабочие, чтобы доказать, что в любую минуту могут войти в их дом и сделать здесь что угод­но. Эни требует, чтобы Дэвид объяснился с парнями. Наутро Дэвид лезет на крышу гаража, но Эни видит, что он мирно разговаривает с рабочими, а затем даже приглашает их в дом и угощает кофе. Парни же зовут его в ближайшую субботу поехать на охоту. Эни ругает мужа за интеллигентскую нере­шительность и трусость.

На охоте, заведя Дэвида далеко от дома на какое-то болото, парни велят ему сидеть и ждать, когда полетят фазаны, кото­рых они якобы пойдут спугнуть. Дэвид сидит и ждет.

А между тем один из рабочих, с которым Эни когда-то дружила и, как ясно из некоторых намеков, у нее начинался с ним роман, возвращается в селение и насилует Эни. Сначала она сопро­тивляется, а потом сама ласкает насильника. Но тут с ружьем появляется еще один из парней и тоже насилует Эни.

Дэвид же, просидев весь день на болоте, возвращается домой. Жена ни­чего не говорит ему, а он ни о чем ее не спрашивает.

В воскресенье супруги отправляются на местный сельский праздник. Там же попивают пиво и веселятся четверо моло­дых рабочих. Эни не выдерживает нервного потрясения, вспо­миная все время, что произошло, и просит Дэвида отвезти ее домой.

Но в это время слабоумный, известный всему селению великовозрастный увалень Генри Найлс, которого подозре­вают в тяготении к несовершеннолетним, уступает кокетству разбитной девчонки — дочери одного из местных фермеров — и прячется с нею в сарае. Услышав крики отца девочки, кото­рый ищет ее, Генри, пугаясь, случайно душит подружку и, увидев это, в отчаянии выбегает на дорогу, где попадает под машину возвращающегося домой Дэвида.

Травма незначительна, но Дэвид берет Генри в машину и привозит в свой дом, чтобы тут же вызвать врача. Однако к дому уже бегут вместе с отцом убитой четверо молодых рабо­чих.

Все они вооружены и требуют немедленной выдачи Ген­ри. Дэвид категорически отказывается, говоря, что сначала ему надо оказать медицинскую помощь, а потом еще разоб­раться в случившемся.

Но пятеро осаждают дом. Бьют стекла, стреляют. Убивают пришедшего утихомирить их майора.

И вот, защищаясь от нападающих, Дэвид начинает методиче­ски, с изуверской изощренностью уничтожать их. Одного он обливает из окна кипящим маслом, которое предварительно нагревает в большой кастрюле. Второму дает почти влезть в окно, чтобы так ударить по его ружью, что тот сам себя как бы взорвал выстрелами в живот. На третьего он набрасывает огромный волчий капкан, который как будто специально для этого висит у Дэвида над камином. Четвертому «тихий мате­матик» проламывает палкой череп. Пятого же, с которым у него завязывается рукопашная схватка, грозящая закончиться поражением хозяина дома, пристреливает из ружья Эни.

За­лив свой дом кровью и завалив его трупами, Дэвид сажает Генри в автомобиль, и они отправляются в путь сквозь непроглядный туман. На вопрос Генри, куда они едут, Дэвид отве­чает, что сам не знает...

В фильме порочными оказываются буквально все — от за­душенной девчонки до главного героя.

Но самым страшным как раз-то и оказывается этот последний. Именно он, интел­лектуал, «гуманист», мыслитель, и есть, по утверждению Пе­кинпа, самый дикий зверь, садист, убийца, способный на чудовищное изуверство, которое, однако, по логике фильма, вполне «закономерно» и «оправдано».

Рецензируя картину, некоторые западные критики увидели в ней намек на так называемое «молчаливое большинство» США, предупреждение режиссера всем, кто осмелится угро­жать этому «оплоту демократии и гуманизма»: смотрите, мол, оно тихо и молчаливо, но в нем тлеет «адский огонь».

Делались намеки, что картина — прямое оправдание зверств во Вьетна­ме. Пекинпа же «кокетничал» на пресс-конференциях, заяв­ляя, что его «просто интересовал механизм агрессии», а вооб­ще-то он не задумывался над философией фильма. Однако это утверждение режиссера опровергается уже самим назва­нием картины — «Соломенные псы».

Это довольно странно звучащее и непонятное непосвященному название заимствовано у древнекитайского философа Лао-цзи, в сочинениях которого есть такая фраза: «Небо и земля не обладают человеколюбием и относятся ко всем суще­ствам, как к травам и тварям». Последние два слова, или, точнее, иероглифа, могут быть прочтены также как «соло­менные собаки». В Китае действительно примитивно сделан­ные чучела соломенных собак использовались во время некоторых праздников и обрядов, а затем выбрасывались.

В фильме выражение «соломенные псы» наполнено осо­бым смыслом. Речь идет о природе человека, в основе которой Пекинпа видит врожденную жестокость, некое влечение, страсть к пороку, насилию, агрессии. Эти инстинкты, суще­ствующие якобы у каждого человека, лишь прикрыты до поры до времени фиговым листком цивилизации.

Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пекинпа в качестве самого чудовищного истреби­теля, насильника, садиста выводит ученого, то есть того, кто по роду своей деятельности, казалось бы, дальше всех стоит от «мирских страстей».

Надо еще добавить, что на роль Дэвида режиссер выбрал Дастина Хофмана, актера, особенно подхо­дящего для воплощения образа человека духовно тонкого, чут­кого, гуманного.

Подобные роли Хофман играл до этого в фильмах «Маленький большой человек», «Полуночный ков­бой».

Правда, в первой своей крупной картине, принесшей ему известность,— «Выпускнике» — Д. Хофман создал образ застенчивого, интеллигентного и как будто бы безвольного юно­ши, который вдруг в финале фильма, вопреки всем представле­ниям о нем окружающих, проявлял решительность, твердость характера, отвагу и страстность в осуществлении своих жела­ний.

Вот эту-то способность актера соединить внешнюю мяг­кость, человечность, интеллектуальность с внутренней силой и энергией и использовал Пекинпа.

Холодная ярость, дьяволь­ская одержимость, с какими Дэвид истребляет своих против­ников, воплощена в фильме в точном соответствии с поста­новочным замыслом. Мыслитель, математик-астроном дей­ствует с неотвратимостью механизма, запрограммированного на насилие. Насилие возведено здесь в ранг философии жиз­ни, в качество якобы естественного закона существования че­ловеческого рода. …

…Бельгийский фильм «Свадебная ваза», который я бы определил как экскрементальное скоморошество шизофренического са­моуничижения. Я не оговорился, называя сие «действо» экскрементальным, ибо именно такую «образность» избрал создатель картины для выражения своих репортажных галлю­цинаций (пусть читателя не удивляет опять-таки кажущаяся несопоставимость репортажа и галлюцинаций: впереди его ждут и другие не менее ошеломляющие парадоксы современ­ного киномодернизма). …

Дело в том, что «Свадебная ваза», снятая действительно дотошно, в документальной ма­нере, натуралистически подробно, приземленно, претендует в то же время на философское иносказание, в высшей степени обобщенный образ жизни человеческой и положения чело­века в мире. …

Надо отметить, что в фильме нет ни одного слова. Он идет под музыку, однако это не немой фильм, ибо сегодня струк­тура даже картины без единого слова предстает «говорящей». А выражать в данном фильме что-либо словами нет повода. С кем может говорить герой, если он живет на одинокой, за­брошенной ферме, в пустом, полуразвалившемся доме, во дворе, окруженном рассыпающимися в прах каменными сте­нами. …

Герой делит свое одиночество... со свиньей. В ожидании потомства вяжет маленькие набрюшники. И вот «счастливый отец» ест похлебку за столом, на котором установлены также три корытца для поросят. Но последние упорно лезут к чашке героя. Он едва успевает отгонять их. Не выдержав «родитель­ских хлопот», герой вешает всех трех. Свинья с диким визгом несется через двор и бросается в пруд.

Герой хоронит само­убийцу, вырыв посреди поля яму. В могилу он спускает сви­ную тушу и... ложится сам. Сгребая землю руками, он зака­пывает и свинью и себя. И вот на поверхности видна уже только голова героя. Жирные черви ползают вокруг нее. Ды­шать тяжело, и натужное, хриплое дыхание живого мертве­ца— еще одна (после визга свиньи) непереносимая «мело­дия» фильма. Но все же герой не выдерживает и вылезает из могилы — голый, жалкий, дрожащий. …

Лестница стоит посреди поля, уходя куда-то в небо. Как она держится в таком положении и как там сумел повеситься герой, непонятно. Это, пожалуй, единственные кадры в натуралистически-рвотном фильме, в которых автор отходит от «репортажности», изображая все в плане чистой символики.

Лестница в никуда и герой где-то между небом и землей, где ему предстоит истлеть и раствориться, — символ более чем недвусмысленный, к коему и стремился весь фильм. …

Появление «Свадебной вазы» — свидетельство того, сколь беден воображением современный буржуа, напуганный планетарной исторической бурей, которая грозит окончательным уничто­жением именно ему, буржуа, а отнюдь не человеку и челове­честву» (Капралов, 1976).

Капралов Г. Социальный фильм и тема с вариациями // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 5. М.: Искусство, 1976. С. 3-32.