На днях попала в мои руки пачка денег. Да не простых, а старых. Имевших хождение в Латвии и Литве в то время, когда страны обрели независимость и только-только начинали свой путь к национальной валюте.
Само собой, среди них затесались и советские рубли, которые использовались на территории Латвии до 20 июля 1992 года, на территории Литвы – до 1 октября 1992 года – параллельно с новыми, но всё же временными, переходными валютами, о которых сейчас многие наверно и не помнят, а я лично – даже ничего и не знала, так как в России об этом в школах ведь никто не рассказывает.
Первым делом я, конечно, бросилась рассматривать старые советские деньги, так как мне они хорошо знакомы. В Нижнем Новгороде у меня в копилке много лет лежали похожие банкноты. Потом мы их, кажется, кому-то подарили за ненадобностью.
Но тут мне на глаза попались знакомые слова на латышском, обозначавшие номинал советской купюры (!), и я, с интересом рассмотрев все советские рубли, обратила внимание на две их особенности:
1. На банкнотах, выпущенных в 1961 году, в отдельном поле, в рамочке, фигурирует надпись на 14 языках стран, когда-то составлявших СССР.
2. На банкнотах, выпущенных в 1991 году, значится только русский язык. Что очень интересно, ведь, если верить информации в Интернете, денежная реформа в 1991 году была проведена в январе месяце, то есть и до августовский событий, и до официального подписания документов о том, что СССР перестаёт существовать. Впрочем, в истории я не сильна. Так что может и зря удивляюсь.
К латвийским рублям и литовским талонам я приглядывалась долго. Внимательно изучала информацию, находящуюся в свободном доступе. Пока не поняла, что тут всё просто: это те деньги, что в Латвии были до лата, в Литве – до лита.
Латвийский рубль нового образца (был ещё один в начале XX века) вошёл в обращение 7 мая 1992 года и успешно просуществовал до 5 марта 1993 года. Своё неофициальное название – «репшик» - он получил по фамилии президента банка Латвии - Эйнарса Репше, чью подпись, кстати, можно обнаружить на банкнотах. Мне попались только два номинала – 1 и 200 латвийских рублей, зато последних – много.
Литовский талон, известный в народе как «вагнорка» (по фамилии премьер-министра Литвы – Гедиминаса Вагнорюса) или «зверушка», выпускался в Литве трижды: в 1991-м, 1992-м и 1993-м годах. На всех банкнотах фигурировали представители литовской фауны. Что лично мне очень и очень симпатично. Так как тут всё чётко и понятно. А вот что символизировал собой латвийский рубль – я что-то не очень поняла: нечто среднее между латышским национальным орнаментом и сактой (элементом латышского народного костюма)? С другой стороны, латвийский рубль, судя по описанию, был более стабильной валютой, чем литовский талон, про который пишут, что он имел низкий уровень защиты от подделок, так что – то на то получается: пока одни брали крепостью деньги, другие – запоминающимся визуальным рядом (кстати, теперь понятно, почему литовский талон = «зверушка»). Мне попались всего два номинала литовских талонов: 10 литовских талонов с куницами-белодушками 1991 года выпуска и 500 литовских талонов с медведем 1992 года выпуска.
В 1991 году на литовских деньгах можно было увидеть также ящериц (1), серых цаплей (3), сокола (5), рысь (25), лося (50) и зубра (100). В 1992 году их сменили (помимо медведя) чибисы (1), кукушка в гнезде (10), токующий тетерев (50), выдры (100) и олени (200). В 1993-м были модифицированы 200 литовских талонов с оленями и 500 – на них появились волки. Красивые деньги у литовцев были, если честно. Жаль, что недолго.
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.