Читаем фрагменты старой статьи киноведа Г. Богемского (1920-1995), опубликованной в 1974 году:
«Они шли на Восток» Де Сантиса, «Гибель богов» Висконти, «Затворники Альтоны» Де Сика, «Руки над городом» и «Сальваторе Джулиано» Рози, «Они шли за солдатами» и «Сидящий по его правую руку» Дзурлини, «Семь братьев Черви» Пуччини.
Эти и некоторые другие произведения уже в конце 60-х годов позволили говорить о появлении в Италии политического кино.
Но это были отдельные фильмы — скорее исключение из правила, чем само правило. Ныне же в итальянском кино завоевывает позиции целое направление — пусть оно пестро и организационно никак не оформлено, но ведь и неореализм не был единой школой и был весьма разнороден.
Сейчас дружно выступает целая группа режиссеров-единомышленников, создавшая почти одновременно добрый десяток значительных произведений. Их художественные достоинства вынуждены признавать и жюри буржуазных фестивалей и буржуазная кинокритика.
Главное же — успех этих фильмов декретирован в самой Италии и за границей широким зрителем. Значит, они делают большие сборы, а это дает практическую возможность их режиссерам продолжать работать.
В течение последних лет собиранию сил политического кино в Италии объективно мешало «кино контестации» — десятки эпигонских лент, появившихся после наделавшего в свое время много шума фильма Марко Беллоккио «Кулаки в кармане» (1965).
Однако эта левацкая, экстремистская тенденция вскоре показала себя не столько отражением движения стихийного протеста молодежи и студенчества, сколько спекуляцией на моде: анархиствующие и вместе с тем садистско-эро*ические ленты юных дебютантов, эпатирующие буржуазного зрителя, пришлись ему по вкусу, а следовательно — по вкусу и продюсерам.
Так в «обществе потребления» сам заключенный в этих фильмах неосознанный протест, левая фраза стали на какое-то — правда, короткое— время ходким товаром. Но ныне «кино контестации», которое также называли «политическим» и которое внесло изрядную путаницу и замешательство в ряды и головы кинематографической молодежи, окончательно захирев, уступило поле деятельности «новому», не апокалипсическому и эпатажному, а всерьез политическому кинематографу— фильмам Рози и Понтекорво, Петри и Дамиа- ни, Монтальдо и Бертолуччи, и нам кажется весьма важным не только с методологической точки зрения не путать и не валить в одну кучу фильмы контестации и нынешнее политическое кино.
Это направление поддерживают своими отдельными лучшими работами и такие маститые мастера, как Лукино Висконти, Витторио Де Сика, Микеланджело Антониони.
Режиссер Дамиано Дамиани — постановщик фильма «Признание полицейского комиссара прокурору республики» — и раньше обращался к теме злодеяний сицилийской мафии (фильмы «День совы», «Самая красивая жена»).
Это одна из старых тем итальянского прогрессивного кино еще со времен «Под небом Сицилии» Джерми. Увы, она не только не утрачивает своей актуальности, но, напротив, становится все более животрепещущей: газеты полны сообщений о все новых преступлениях мафии, нередко имеющих политическую подоплеку. Если кино проявляет к мафии усиленный интерес, то и мафия, со своей стороны, платит кинематографистам тем же.
Много шума наделало таинственное исчезновение в Палермо журналиста Де Мауро, собиравшего материал для сценария фильма Франческо Рози «Дело Маттеи». Он, видимо, убит мафией за то, что слишком много знал об обстоятельствах не менее таинственной гибели Энрико Маттеи — видного промышленника, сторонника развития торговых отношений со странами социализма.
Но фильм Дамиани посвящен не столь самой мафии и ее деятельности, сколь сращению мафии с сицилийскими правящими кругами, классовым узам, связывающим ее с судейскими чиновниками, с «отцами города».
Фильм Дамиани — иллюстрация высказанной режиссером в одном интервью мысли о том, что мафия — неотъемлемая часть существующего в Италии строя. «Демократизировать органы власти, уничтожить бюрократию, полностью изменить экономическую структуру — всякие другие меры будут бесполезны», — говорит Дамиани.
...Герой фильма — уже немолодой полицейский комиссар Бонавиа — много лет безуспешно пытается засадить за решетку наглого, упивающегося своей безнаказанностью строительного подрядчика Ломунно. Тот купил в Палермо всех и вся. Один из его покровителей — генеральный прокурор, заблаговременно предупреждающий его о всех мерах, какие собираются предпринять полицейские комиссара Бонавиа.
Этот вожак мафии и его внешне столь же респектабельные друзья отправляют на тот свет профсоюзного активиста, потом пастушонка, при котором совершено преступление, а затем излюбленным мафией способом убивают еще одну опасную свидетельницу их злодеяний — девушку. Ее душат, а ящик с телом закладывают в фундамент строящегося дома и заливают бетоном — его никто никогда не найдет. И у комиссара Бонавиа вновь нет никаких улик против Ломунно и его покровителей — ни вещественных доказательств, ни живых свидетелей.
Тогда Бонавиа решает во имя торжества справедливости преступить закон: выстрелом в упор он убивает Ломунно. Сам же комиссар гибнет в тюрьме от ножа одного из подручных Ломунно, которых ему удалось упрятать за решетку...
Быть может, этот жест отчаяния комиссара, его гибель раскроют глаза молодому помощнику прокурора Траини, который хотел во всем придерживаться буквы закона. Недостаточно знающий Сицилию, приехавший откуда-то с Севера, он не доверял Бонавиа и осуждал его методы. Может быть, теперь Траини поймет, насколько был наивен, насколько могущественна мафия, как тесно ее интересы переплелись с интересами тех, кто стоит у власти, и насколько бессилен на Сицилии закон.
Фильм поставлен не в документальной манере, это не реконструкция подлинных фактов (как было, например, в фильме о мафии «Сальваторе Джулиано» Рози), но он настолько проникнут сегодняшней действительностью, что смотрится как документальный.
Меткие наблюдения, красноречивые детали придают фильму убедительнейшую достоверность. Большинство сцен снято на натуре, в том числе в тюрьме Уччардоне. Фильм волнует именно своей жизненностью, он словно вобрал в себя события и персонажи той кровавой борьбы, что бушует на Сицилии, а кое-что даже предвосхитил. ...
В финале фильма к Траини, потрясенному смертью комиссара, подходит адвокат, который ведет дела мафии, и спрашивает его с притворным участием, если не с издевкой: «Что, что-то не так?..»
Фильм Дамиани — свидетельство того, что в государственной машине капитализма слово «закон» не равнозначно «правосудию», что там царят произвол, коррупция, что в ней действительно «что-то не так».
С не меньшей силой вновь убеждает нас в этом другой фильм со столь же длинным названием — «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» режиссера Элио Петри.
В фильме Петри также звучит мотив безнаказанности преступления. И здесь убийца — сам страж закона и порядка. Только здесь все по-другому. По сюжету этот фильм можно назвать «детективом наоборот» — убийца известен с первых кадров, и механика развития действия состоит не в том, чтобы найти преступника, а в том — как этого избежать.
По форме же это исполненная сарказма «черная комедия», язвительная, парадоксальная сатира, гротеск, политический памфлет — все вместе. И при этом фильм очень строго выдержан по стилю.
Тщательному, «научному», но вместе с тем ироническому, шутовскому психоанализу и последующему осмеянию подвергается не какой-то отдельный, конкретный полицейский чин, не какой-то «случай» в деятельности полиции, а вся система, механизм власти в буржуазном государстве, порождающие произвол и насилие.
Убийца (Джан Мария Волонте — ныне «актер номер 1» политического кино)— один из руководителей уголовной полиции, начальник отдела по расследованию убийств — получает повышение и становится главой политической полиции Рима. Это динамичный, подтянутый, излучающий энергию образцовый чиновник. С подчиненными он то требовательный деспот, то ловкий демагог. Голос его звучит всегда неестественно громко, он упивается своим казарменным красноречием. С законом он настолько на короткой ноге, что порой себя с ним отождествляет и поэтому часто и легко преступает: самовольно увеличивает то число полицейских доносчиков, то число подслушиваемых телефонов, на допросах хлещет по щекам арестованных и литрами вливает в них соленую воду. Придя в политическую полицию, он в каждом «политическом» видит уголовника. «Наш долг — подавлять, — вещает он. — Подавление — вот наша вакцина! Подавление — это цивилизация!»
Но под внешностью «сильного человека», достигшего вершин власти, кроется жалкое, незрелое и инфантильное существо, невротик, страдающий комплексом неполноценности: он и недостаточно со вкусом одевается, и не слишком хорошо воспитан, и далеко не идеальный любовник. Последнее обстоятельство уязвляет его особенно болезненно, и когда над ним начинает подтрунивать любовница, с которой его связывает скорее не любовь, а какие-то странные садомазохистские игры, он перерезает ей горло лезвием бритвы...
В этом персонаже «вне», а, точнее, «выше» всяких подозрений, возомнившем, что ему «все дозволено», много от героев романов Альберто Моравиа, а может, и Достоевского.
А дальше начинается садомазохистская игра убийцы с самим собой: он подбрасывает своим подчиненным одну за другой улики собственной виновности, а они никак не могут или боятся поверить. Сила кастовости, вера в непогрешимость начальства выше здравого смысла. Когда же игра с огнем становится уж слишком опасной и нервы его не выдерживают, он пишет покаянное письмо начальству.
Фильм кончается гротесковой сценой: убийце снится, что к нему домой пожаловал целый синклит важных чинов — первым делом они уничтожают все собранные им против себя улики, а затем, ласково пожурив, прощают его преступление как невинную шалость. Когда же он просыпается, то видит, что к его дому действительно подкатывает черный автомобиль и из него выходит его шеф. Убийцу осудят? Простят? Или, вероятнее всего, незаметно, во избежание скандала, переведут в другое место? Фильм кончается вопросительным знаком.
Пожалуй, еще в меньшей степени, чем у Дамиани, фильм Петри основывается на каких-то конкретных фактах. Реальное в нем неразрывно слилось с парадоксальной, озорной фантазией. Однако в нем тоже отчетливо слышны отзвуки истинных событий, свидетельствующих о коррупции в итальянской полиции (например, «дело Шире» — этого римского Мегре, видного полицейского чина, угодившего за решетку за участие в прибылях подпольных игорных домов). Вот почему фильм Петри так жизнен, вот почему он произвел в Италии эффект разорвавшейся бомбы.
Чем-то близок по духу герою фильма Петри герой «Конформиста» — экранизации романа Альберто Моравиа, осуществленной Бернардо Бертолуччи. Так же как убийца — приспособленец Марчелло Клеричи — фашист «довоенного образца»; он хочет как для карьеры, так и для собственного самоутверждения приобщиться к власти, отождествить себя с ней, «слиться» с фашистским режимом (дело в фильме происходит в конце 30-х годов). Он так же полон всевозможных комплексов, так же внутренне мелок и гадок.
Итальянский философ Бенедетто Кроче, на трудах которого в Италии выросли целые поколения антифашистской и либеральной интеллигенции, утверждал, что фашизм — злокачественная опухоль на здоровом теле нации. Большинство антифашистских произведений, в том числе и роман «Конформист», были созданы в соответствии с этим тезисом, звучащим, казалось бы, убедительно. По существу же он подменяет исторический, экономический, социальный, политический анализ фашистской эпохи в Италии таким подходом, при котором на первый план выступает не классовая сущность фашизма, а его чисто внешние уродливые черты.
Отсюда и нравственное уродство, и патологизм, с которыми в «Конформисте» показаны фашисты (отец Клеричи, ветеран фашистского движения, участник «похода на Рим», один из тех, кто слушал в мюнхенских пивных Гитлера, сидит в сумасшедшем доме; диктор римского радио, фашист Монтанари — слепой; сам Клеричи нравственно неполноценен — еще подростком он был совращен го******уалистом и, ошибочно полагая, что застрелил его, считает себя убийцей).
Так же как и в романе, в фильме не показаны ни конкретные события черного двадцатилетия, ни те силы, которые выступали в Италии против фашизма. Режиссер ставит задачей всеми средствами киноязыка — при помощи метафор, символов, ассоциаций, а также цвета и музыки — воссоздать мрачную, болезненную, давящую и в то же время фарсовую атмосферу итальянского фашизма конца 30-х годов.
Помпезные, в духе «новой римской империи» залы министерств, сквозь холодную пустоту которых служители проносят гигантский бюст дуче и столь же огромного гипсового орла с распластанными крыльями (в конце фильма мы увидим, как после падения режима Муссолини ликующие римляне сбросят эти эмблемы в Тибр); необъятный кабинет таинственного и всесильного шефа ОВРА — политической тайной полиции, его столь же необъятный стол и... полулежащая на нем в картинной позе нарядная дама; римское радио, где сразу же вслед за легкомысленными модными песенками слепец-фанатик Монтанари произносит свои бредовые, трескучие речи, а после них звучат буколические позывные — пение соловья...
Атмосфера страха, тревоги, подозрений ощущается и в Париже, куда Клеричи прибывает якобы в свадебное путешествие, а на самом деле, чтобы выполнить задание ОВРА: убить своего бывшего профессора, итальянского эмигранта, антифашиста Куадри.
Над беззаботной жизнью французской столицы, такой, как ее еще изображали импрессионисты, а потом показывал в фильмах 30-х годов Жан Ренуар, уже витает призрак войны и фашизма. ...
На квартире у профессора Куадри печатаются листовки, идет подготовка к созданию левой газеты. Это Париж антифашистской эмиграции.
Однако здесь есть один нюанс: режиссер, вслед за Моравиа, показывает Куадри, его жену — француженку Анну, их окружение с некоторой долей иронии, если не морального осуждения. В них он видит представителей буржуазного крыла антифашизма, которые не были достаточно чисты душой и активны в борьбе.
Молодой режиссер (Бертолуччи всего тридцать лет, а он поставил уже восемь фильмов), воссоздавая 30-е годы, проявил себя великолепным стилистом и добился этого, как нам кажется, далеко не только при помощи бытовых деталей, мод и популярных мелодий тех лет.
К концу фильма ирония Бертолуччи принимает все более мрачные краски, гротеск уступает место трагедии. Клеричи показывает себя не только приспособленцем, но и трусом — самое большее, на что он способен, это служить наводчиком. И здесь на первый план выступает зловещая, внезапно теряющая свою комичность фигура агента тайной полиции Манганьелло (фамилия эта в переводе означает «полицейская дубинка») — профессионального фашистского палача, организующего убийство профессора Куадри, а заодно и его жены.
Сцена убийства, несмотря на некоторую натуралистичность, потрясает своей силой. Сквозь изысканность режиссерской манеры прорывается яростное возмущение, жгучая ненависть к фашизму, беспощадное презрение к Клеричи, бесстрастно взирающему на происходящее из окна машины.
Здесь, в лесу, произносится окончательный приговор над этим доносчиком и предателем, конформистом по натуре, который после падения фашизма будет выдавать своих прежних друзей и, наверное, приспособится к любому новому режиму.
Сложный образ конформиста убедительно и точно воплотил Жан-Луи Трентиньян.
В роли жены Клеричи — Джулии, ограниченной, но практичной мещаночки, совсем по- новому раскрылись большие возможности Стефании Сандрелли.
Своеобразные, запоминающиеся персонажи создали Доминик Санда (Анна Куадри) и Гастоне Москин (Манганьелло).
Произведения Моравиа, словно отстаивая свою чисто литературную природу, обычно с трудом поддаются экранизации. Они почти все уже перенесены на экран, но это, как правило, неудачные фильмы. Антифашистский фильм Бертолуччи (пятнадцатая по счету лента «моравианы») вместе с «Чочарой» Де Сика и «Равнодушными» Мазелли, на наш взгляд, составляет одно из счастливых исключений.
Антифашистская тема в итальянском кино всегда была неразрывно связана с антивоенной. ...
...фильм «Люди против», поставленный Франческо Рози. Фильм не только воспроизводит страшные картины кровавой бойни, убеждая в бессмысленности огромных жертв. Он показывает рост самосознания армии, проникновение в нее социалистических идей. ...
Фильм полифоничен. Главное действующее лицо в нем— солдатская масса — темные, неграмотные, забитые южно-итальянские крестьяне. Противостоят ей — офицеры. Это две различные классовые силы, хотя и те и другие одеты в одну и ту же форму, сражаются плечом к плечу и вместе гибнут. Если солдатская масса социально монолитна, то офицеры представляют различные слои буржуазии. Постепенно, кадр за кадром, из общей массы в защитных мундирах начинают вырисовываться лица отдельных людей, а затем их характеры и судьбы. ...
Фильм Рози не только антимклйтаристский; это глубоко социальное произведение, подчеркивающее классовую рознь, унижение человеческого достоинства, грубое попрание всех человеческих прав в буржуазной армии.
В основу другого антимилитаристского фильма — «Готт мит унз» («С нами бог» — слова, выбитые на пряжках ремней гитлеровских солдат) режиссера Джулиано Монтальдо легло подлинное событие, происшедшее через пять дней после окончания второй мировой войны.
В Голландии, в одном из лагерей для немецких военнопленных, управляемом канадцами, пленные гитлеровцы судили военно-полевым судом двух своих дезертиров и добились от командования лагеря того, чтобы они были расстреляны. Приговор привели в исполнение сами немцы: командование лагеря предоставило им для этого винтовки...
Монтальдо строит на этом факте произведение острое, психологически сложное и вместе с тем имеющее вполне определенный политический и социальный подтекст. Режиссер показывает человеческую драму двух немецких солдат, которых расстреливают их же товарищи по оружию, такие же пленные, как они сами, лишь за то, что они сдались чуточку раньше, чем все; причем расстреливают, когда война уже кончилась — это против здравого смысла, против всякой человеческой логики. Но в лагере продолжает работать карательная машина вермахта и царит не логика, а железная дисциплина.
Режиссер показывает не только кастовый, но и классовый характер солидарности высшего офицерства — победителей и побежденных. Он раскрывает, как именно в ту пору зарождались дальновидные планы англо-американских союзников использовать побежденных гитлеровцев как главную «силу порядка» в послевоенной Европе.
Чуть ли не символически звучит сцена, в которой охрана лагеря вручает пленным немцам винтовки. ...
Так же как в фильме Рози, где для итальянских солдат главный враг не австрийцы, а собственные генералы, для двух немецких солдат — героев фильма Монтальдо — враг не канадцы, а осудившие их на смерть свои же офицеры.
Оба фильма говорят зрителю об одном: о царящем в буржуазной армии классовом антагонизме, когда единственное средство для сохранения повиновения — насилие, которое обеспечивают бесчеловечная дисциплина, военно-полевые суды, расстрелы.
«Забриски пойнт» Микеланджело Антониони.
Одна Америка — это Америка истэблишмента. Ее Антониони показывает с непривычной в нем яростностью, резкостью, порой плакатностью, широко прибегая к съемкам полу- документального характера, которые он вел там, где происходит действие фильма. Забитые автомобилями бесконечные автострады и артерии городов, по сторонам которых высятся огромные рекламные щиты. Изображенные на них картинки заслоняют подлинную жизнь, переплетаются с ней, создавая из рекламы и реальности нечто третье — некую выдуманную действительность.
Олицетворение деловой Америки — кабинет мистера Аллена, одного из заправил фирмы, продающей участки в бесплодной пустыне. Перед нами большая залитая светом комната с окном во всю стену, за которым полощется американский флаг и высится похожая на египетскую пирамиду мрачная громада соседнего небоскреба. А посреди кабинета— в окружении телефонов, диктофонов, телевизоров внутренней и внешней сети (все просматривается и прослушивается)— сам мистер Аллен, с квадратной челюстью, уверенный в себе, непоколебимый, как памятник Линкольну на горе неподалеку от его оффиса.
Еще одну Америку мы видим в сценах, показывающих зачахший городок в пустыне, куда попадает Дария: придорожный бар, где застыли в мертвенной неподвижности над своим пивом дряхлые нищие старики — трудно поверить, что один из них в 20-х годах был чемпионом Штатов по боксу. А за стеной бара — следы ушедшей отсюда трудовой, здоровой жизни: заброшенный рудник, ржавеющие рельсы одноколейки, кладбище старых автомобилей, обглоданный временем остов пианино... Печально выглядит этот пустырь, по нему лишь гуляет теперь ветер и среди мусора и хлама, оставшегося от прошлого, носятся одичавшие, отбившиеся от рук, столь рано испорченные дети.
На страже старой Америки стоят не только мистер Аллен и его друзья, подсчитывающие, в каком штате больше миллионеров, не только телеследящие устройства, но и полиция. Ее в фильме много, и показана она как тупая, бездушная сила подавления: это не люди, а вооруженные фантастической техникой страшные марсиане. Вновь, как у Дамиани, Петри, Монтальдо, поднимается вопрос о том, что в буржуазном обществе слова «закон» и «правосудие» совсем не равнозначны.
Мы видим, как полицейские жестоко подавляют студенческую демонстрацию, как они стреляют в безоружного юношу-негра, как они издеваются в участке над арестованными (все почти так же, как в фильме Петри), как дюжий полицейский, повстречавший Дарию в пустыне, про себя прикидывает, можно или нет изнасиловать эту одинокую девушку, как, наконец, полицейские хладнокровно убивают Марка, едва он успевает приземлиться на аэродроме...
А другая Америка — Америка молодежи, стихийного протеста, борьбы за гражданские права. Эту молодую, бурлящую Америку мы видим в начале фильма — в снятой в документальной манере сцене студенческого собрания. На крупном плане Кетлин Кливер, одна из видных деятельниц движения за гражданские права, «играющая» сама себя, рядом с ней тоже «настоящие» руководители «черных пантер» и прогрессивных студенческих организаций.
Юные — белые и черные — лица, на которых застыло напряженное внимание, живые глаза, то иронические, то одобрительные улыбки, нестройный шум и смех, как на всяком студенческом собрании. Антониони показывает эту молодежь с несомненной симпатией, но и не скрывает того, что их речи и мысли пока еще недостаточно зрелы и связны, а отстаиваемые ими методы действий непоследовательны, сумбурны, как и само их собрание.
Эту Америку представляет и Марк и другой парень, его приятель Морти, вместе с которым в оружейной лавке они с невероятной легкостью покупают пистолет (стоит лишь наврать: «Мы должны защищать наших женщин, мы ведь живем по соседству, понимаете, с этими...»), и, наконец, героиня фильма — Дария.
Именно эта девушка — героиня фильма. Марк — юноша, симпатизирующий студенческому движению, окончательно еще к нему не примкнул.
Когда на глазах у Марка полицейский хладнокровно убивает негра, он инстинктивно выхватывает пистолет, целится в убийцу, но не успевает нажать курок, как тот падает на землю, сраженный пулей какого-то другого студента. Однако полицейская кинопленка, по-видимому, запечатлела целящегося Марка. По радио сообщают, что стрелял белый. Объятый страхом, Марк бежит. Ему удается похитить спортивный самолет. Вот он исполнил свое желание — воспарил над землей... Потом он решит вернуть самолет и полетит навстречу собственной гибели: на аэродроме его ждет полицейская засада, которая учинит над ним расправу без суда и следствия.
Но сперва юноша попадает в Забриски пойнт — это гибельное место в бесплодной Долине Смерти — символ всей американской жизни. Здесь Марк встречает Дарию.
Сцена «знакомства» и «ухаживания», когда самолет Марка на бреющем полете носится над машиной Дарии, чуть не касаясь ее крыши, — одна из самых необычных завязок любовного романа за всю историю кино.
А потом — сцены немногословной, с недомолвками беседы юноши и девушки, их любви среди фантастического, «лунного» пейзажа пустыни.
Внезапно Долина Смерти оживает: берега высохшего миллионы лет назад озера покрываются любовными парами и группами. Это огромный кордебалет, разыгрывающий своего рода хореографическое действо, весьма условное, более иронически-шутливое, чем чувственное, служащее фоном и обрамлением для любви Дарии и Марка.
Это — первое видение Дарии. Оно — метафора: Дария силой любви оживляет мертвую пустыню так, как молодое поколение американцев обновит, оплодотворит свою иссушенную жадностью и жестокостью родную землю.
Мы сказали, что подлинная героиня фильма — Дария, ибо она единственный персонаж, характер и поведение которого даны в развитии. Дария становится одной из тех, кто хочет коренных перемен и зовется в США «радикалами»,— подтверждение тому мы находим в «сцене взрыва».
...Услышав по радио, что Марка застрелили, Дария не в силах вести машину. Она выходит и долго смотрит на виллу, которую только что покинула, отказавшись от встречи со своим боссом Алленом. Глаза ее сухи, и мы читаем в них то, что происходит у нее в душе: взгляд ее не просто пристален, такой взгляд называют испепеляющим. Силой своего воображения и осознанного протеста, уже не под влиянием наркотиков, Дария рисует страшную картину термоядерного взрыва, от которого вилла — символ ненавистного ей мира — взлетает на воздух. Это второе видение Дарии — тут метафора еще более очевидна, чем в первом.
Фильм Антониони — не столько любовная история и не столько социологическое исследование, сколько «фильм-пророчество» — так, на наш взгляд, весьма метко назвал его Альберто Моравиа. Это апокалипсическое предсказание гибели новым Содому и Гоморре, новому Вавилону, где торжествуют наглое богатство, порок и насилие и попран живой человек...
Если «большая печать» США требовала чуть ли не физической расправы над итальянским режиссером, осмелившимся честно рассказать о том, что он увидел собственными глазами в Америке во время студенческих волнений, то молодежные газеты и журналы единодушно писали, что Антониони поразительно точно выразил нынешнее состояние духа американской молодежи, которая изо дня в день, подобно Дарии, мысленно взрывает устои истэблишмента.
Для итальянского кино фильм Антониони кажется необычным. Необычен не только «материал» фильма, но и само то, что поставил его именно этот мастер. Но лично мне обращение режиссера к политической теме не кажется уж столь неожиданным: нельзя забывать, что Антониони начал свой путь как один из теоретиков и практиков неореализма— его документальные ленты об итальянских тружениках, получившие золотые призы в Венеции, были предельно социальны.
Да и в его тетралогии о человеческом отчуждении мы найдем сцены, объясняющие социальные причины этой болезни буржуазного общества. Вспомним в «Ночи» разговор между промышленником-монополистом и писателем, перо которого он хочет купить, или сцену римской биржи в «Затмении», снятую документально и в то же время сатирически.
Подготовкой, подступом к «Забриски пойнт» был сделанный в Англии фильм «Блоу ап» («Крупным планом»), в котором Антониони впервые обратился к проблеме современной молодежи. Но если герой «Блоу ап» впервые задумывается над жизнью, то герои «Забриски пойнт» уже начинают действовать.
В отличие от прежних фильмов, удивительно стилистически цельных, «Забриски пойнт» совершенно очевидно распадается на три части: студенческое собрание и нападение полицейских; путешествие Дарии и Марка и их любовь в Долине Смерти; вилла бизнесменов и воображаемый взрыв.
Однако, возможно, именно таково и было намерение режиссера, показывающего то одну, то другую Америку и несколько раз переходящего в ходе фильма с одного языка на другой — с языка документальной прозы на язык поэтических метафор.
В рамках же отдельных сцен стиль выдержан, как всегда у Антониони, очень строго, и мы находим все его «привычные приметы» — и замедления, и паузы, и красноречивые символы, и знакомые образы.
Разве пустыня Мохэйв с ее Долиной Смерти не американская «красная пустыня»? Разве собрание динамичных бизнесменов— сначала в оффисе фирмы «Солнечные пески», потом на вилле в Фениксе, — не похоже на биржу в «Затмении», где тоже делают деньги из ничего?
По-прежнему изощренно применяет режиссер и цвет: сцены реальной американской действительности окрашены в аляповатые тона голливудского «текниколора»; рекламный телефильм, который смотрят бизнесмены у себя в конторе, выдержан в неестественном, «телевизионном» цвете; наконец, сцены в Долине Смерти и любовное действо — в желтовато-золотистой гамме, близкой по цвету к окраске песка и пыли, покрывающих дно каньонов и высохших озер. Если верить авторам некоторых американских рецензий, именно таков и цвет видений курильщиков наркотиков...
И как всегда у Антониони, многие кадры напоминают современную западную живопись. Если в «Затмении» композиции из плоскостей стен и штабелей кирпича казались полотнами абстракционистов, то в «Забриски пойнт» финальные картины взрыва, причудливо перемешавшего обломки, обрывки, осколки вещей, напоминают то работы сюрреалистов, то художников поп-арта — представителей искусства общества, от которого взрыв не оставил камня на камне.
Новые политические фильмы — свидетельство того, что пышно разросшимся сорнякам коммерческого кино не удалось заглушить всходов тех семян, которые некогда были брошены на почву итальянского киноискусства неореализмом, созревшим под благотворным влиянием теории и практики советского революционного кинематографа. На смену пассивному герою неореалистических фильмов, если и ропщущему и восстающему, то все равно остающемуся бунтарем-одиночкой, терпящим вполне закономерное поражение, постепенно приходит активный герой, связанный с массами, более или менее сознательный борец, желающий построить новое, справедливое общество. По-разному говорится об этой борьбе в фильмах, которых мы коснулись, но говорится» (Богемский, 1974: 252-270).
Богемский Г. Политический фильм в Италии // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 4. М.: Искусство, 1974. С. 252-270.