Найти тему

Моя семейная история. Немного о пра- мужа

Не получается у меня последовательно описывать свою семью. Вот и снова включение из так сказать будущего. В процессе движения из точки А в точку Б наш путь пролег недалеко (почти) от деревни, в которой родилась бабушка моего мужа, жили ее родители, мы не могли не заехать. Тем более, уже бывали там и не нашли не только могилы прадеда, но даже старого кладбища.

В этот раз повезло. Просто первым встреченным оказался местный житель, зять которого приходится мужу (как оказалось) родственником, сами мы вряд ли бы нашли.

Рядом похоронен родной брат прадеда. Было у Петра Петрова в 19 веке три сына – Панцофий, Конан (как раз прадед мужа) и Афанасий. Уже имена мне кажутся не обыденными. Про Панцофия знаю минимум, потомки Афанасия (мать того самого зятя) и сейчас живут в деревне. У Конана детей было 6 – 4 дочери (одна из них бабушка мужа) и 2 сына. Оба сына прожили недолго и умерли в один год, 1937. Сразу возникают вопросы, как вы понимаете.

Оба были женаты, в браке Александра родился мальчик, рано оставшийся сиротой, его мама ненадолго пережила мужа, ушла в 1946, мальчишка попал в детский дом. Вот этот-то Анатолий, сейчас ему 86, кладезь информации, дай бог ему здоровья и долгих-долгих лет.

Раз уж попали мы в деревню, надо же ее осмотреть, понять где что было. Сразу скажу, что похоже, постоянных жителей в ней нет, хотя дома стоят вполне справные. Но сюда не ходит общественный транспорт, автолавка приезжает раз в неделю к соседям.

Места, увы, уже только места где стояла школа, в которой училась как минимум, бабушка мужа, клуб – культурный центр села, нам показал еще один местный сезонный житель.

-2

Спасо-Преображенскую церковь называли Иловской, или Спасо-Иловской. Место – Иловским погостом или "погостом Иловских", не знаю, почему, село носит название Костино. Построили храм в 1829, старых изображений мне найти не удалось, но надежды не теряю. В этой церкви в сентябре 1937 крестили Анатолия, и это были последние крестины. На следующий день местный батюшка пошел в лес по бруснику, да там и умер, он был весьма стареньким. Вот таким естественным путем закончилась Костинская церковная история. Какое-то время храм использовали под склад, потом он просто ветшал и разрушался.

Кладбище вокруг церкви тоже было Иловским, его закрыли в 1930-х, еще в начале 1980-х были там могилки, за которыми ухаживали. Сейчас слабо различимые холмики.

Что радует, метрические книги этой церкви есть даже в открытом доступе, предстоит немало работы по их просмотру.

Пишу то деревня, то село. Д.Толя сказал, что на Вологодчине не было понятия "село", что с церковью, что без называли деревнями. По крайней мере, в статистическом описании церкви на самом деле написано "церковь в деревне Костино"

-3

Бабушка мужа вышла замуж в деревню с одной стороны, соседнюю, с другой относящуюся к иному району. За домами, за полем было когда-то, да и сейчас осталось болото. Вот за тем болотом стоит деревня Глазатово. Влюбленные бегали друг к другу на свидания по тропинке через болото.

Только одна из дочерей Конана осталась в селе. Уже уехав, мы поняли, что не вспомнили про место ее захоронения, но предметная поездка запланирована. А вот где закончила жизненный путь его жена, прабабушка моего мужа, и даже ее имя пока не установлено.