Когда у нас есть какой-то опыт, он у нас оседает на всех системах, и переписывается достаточно быстро. И здесь важно понимать различие между запоминанием в голове и запоминанием в теле. Запоминание в голове связано с когнитивными процессами, такими как запоминание фактов, событий, слов и т.д. Это связано с работой мозга, формированием ассоциаций и связей между элементами памяти. Запоминания в теле (соматическая память) относится к физическим ощущениям, эмоциям и реакциям, которые человек испытывает в результате опыта: запоминания телесных ощущений, мимики лица, жестов, тона голоса и другими проявлениями эмоций через тело. То есть, запоминание событий в «теле» и «голове» представляет собой разные аспекты памяти.
Например, когда вы пришли к психологу и начинаете с ним общаться, у вас чаще всего задействованы визуальная, аудиальная и дигитальная системы. А никаких чувств у вас пока не возникает. Почему? Потому что у вас работает мышление, но не тело. Кинестетика не работает, она просто не успевает к этому времени обработать всю поступающую информацию. И телесные зажимы могут не приработаться и остаться.
Исправить их помогают методики, воздействующие на тело. Это расстановки, в которых почти нет слов, но происходит проживание через тело. Это холотропное дыхание, разные телесные практики, энергетические массажи и т.п. Но все это действует медленно, но верно. Одна история, связанная с зажимом – это одна встреча, или даже несколько встреч. Практически не бывает так, чтобы получилось решить проблему за одну сеанс. Почему? Кинестетика медленная, ей надо «переварить» все, что вы проходите через телесные практики.
Наш опыт оседает у нас в «голове», и когда мы хотим что-то переделать, перейти на новый сценарий, отправиться в новое путешествие, именно он, чаще всего, нам мешает. Потому что наш опыт - это наша система безопасности, которая нам подсказывает, куда можно идти, а куда нельзя и где будет безопаснее. И нам нужно этот опыт переработать обязательно и в голове, и в теле.
Если переработать опыт прошлого только в голове, мы будем прекрасно понимать, что и как нужно сделать, и даже пытаться это сделать, но у нас ничего не получится. Потому что тело помнит предыдущий опыт и будет включать рефлексию.
Что здесь важно? Если мы, например, идем только в тело, в телесные практики, и тело что-то делает, то мозг остается в недоумении, говоря нам как бы: “Подожди, а что мы делаем?”. И включается внутренний контролер, который пытается нас остановить. То есть тело пошло дальше, оно начало проживать новые истории, а сознание не понимает, что сейчас происходит и считает это небезопасной средой. Поэтому очень важно всю эту историю соединить – работать с бессознательным при помощи вербальной (через разговор) и телесной терапии.
Как это можно сделать, и какие существуют варианты?
Поговорив с психологом, приступить к телесным практикам. Я их уже перечисляла. Но, существует и еще один прекрасный способ – театр-терапия.
Почему я люблю театр и всякие театральные истории? Если человек умеет не только прекрасно играть, ставить спектакли, рассказывать, преподавать, но еще и обучает человека пользоваться своим телом, это здорово!
Что такое актер по своей сути? Это человек, который умеет быть “чистым листом” для того, чтобы “надеть на себя любой пиджачок”. А для того, чтобы ему стать “чистым листом”, необходимо убрать все зажимы своего листа, стереть их. И чем лучше человек умеет это делать, тем чище он играет, как актер, и тем более разнообразные роли он может играть.
И получается, что в театральной истории, в этой базе заложены в основу очень полезные приемы, которые полезны любому человеку именно в случае баланса «головы» и «тела». Потому что театр сочетает и слова и тело. Мы отыгрываем что-то свое из другой роли, где в импровизации мы соединяем наше тело и нашу голову.
Мне кажется, что театр - это самый лучший психотерапевт. Играя чужие роли, мы немножечко играем себя. Это очень безопасный способ отыграть ситуацию. Почему? Потому что: ”Я уже другой человек, это уже не моя история, не мои заморочки. Я просто играю какого-то персонажа. И это для меня это безопасно”.
Что еще важно в театре? Он дает возможность снять верхнее напряжение, которое в нас скапливается: что-то не так сделали, с кем-то поговорили, перенервничали и т.д. А осадочек-то остался. И этот внешний осадочек скапливается не только у нас в «голове», но и в «теле». Театр легко и просто справляется с этой проблемой. И если заниматься театр-терапией хатыбы раз в месяц, то он поможет бережно снимать это напряжение, расслабляя и очищая тело.
Это как душ, который вы принимаете вечером перед сном, чтобы смыть со своего тело дневную гряз и снять осталось. Так же и театр-терапию можно применять в качестве гигиены своего тела, для ощущения и восстановления.
Только не нужно сравнивать театр-терапию с расстановками. Расстановки используются для изучения взаимоотношений между людьми в системе, чаще всего родовой. В рамках этого метода участники играют определенные роли, чтобы лучше понять взаимоотношения исследуемых людей, поколений, систем.
Да, расстановка очень круто попадает в точку, но дальше вы остаетесь один на один с новой информацией, которую не знаете как примени, усвоить, переработать. Вы, через расстановки, увидите, что хотели, поняли суть проблемы, но в итоге можете попасть в ловушку, не зная, что с этим делать дальше, как с этим жить.
На расстановках энергия больше идет в минус (расстройства, переживания, боль, диссонанс), и очень часто расстановки сильно энергетически выматывают и могут привести в стопорное состояние. А если еще расстановку будет проводить сильный специалист, но не опытный, то можно выйти в те ситуации, которые в реальной жизни введут в депрессию и потерянность.
А если говорить о театр-терапии, это - про смех, про воздушность, про умение быть чистым белым листом. Если смотреть по энергетике, которая происходит на встречах, то это скорее как одно из направлений смехотерапии, когда через смех или какую-то историю можно убирать у себя зажим в теле и задышать свободно. И это один из самых простых способов, как снять напряжение в своей ситуации, сделав ее смешной в любом конфликте, вызвав ответный смех у собеседника.
Как видите, способов много, но важно понять, что заниматься телом нужно. Обязательно анализировать все, что происходит. Это целеполагание, это умение выстраивать, это умение работать со своей мотивацией, это умение работать со своей усталостью, слышать свое тело. Ведь «голова» иногда может нас обманывать, а тело не обманет никогда.
Важно понимать, что тело имеет свою собственную мудрость и память, и для полноценной интеграции любого нового опыта необходимо время. Постепенно, через практику и внимание к своим телесным ощущениям, вы сможете восстановить гармоничную связь между «головой» и «телом», что приведет к более целостному и здоровому восприятию себя и мира вокруг.
Я, Ольга Иванова, семейный психолог и родовой программист, помогу вам выявить негативные установки, заложенные в вашем подсознании еще в детстве и перестроить их на новый лад. Я знаю, как помочь вам преодолеть эти трудности и начать новую жизнь.
Если у вас в жизни появились проблемы с восприятием, возник дисбаланс между головой и телом, и вы страдаете от этого, записывайтесь на театр-терапию.
Так же напоминаю, что совсем скоро, у меня стартует 3 поток терапевтической группы «Мой жизненный сценарий». Подробную информацию можно получить на моем телеграм-канале