«Остается то же, что нравилось зрителям во многих других картинах: показ роскошной жизни, отсутствие всяких, не только социальных, но и жизненных, проблем, слезливый мелодраматизм, пышность декораций, обстановки, туалетов…»
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Елены Карцевой (1928-2002), опубликованной в 1974 году:
«…они пытаются найти себя в мифах и фантазиях «массовой культуры», которая тоже изготавливает все тем же конвейерным способом широкий круг подделок под реальность, вымышленный эскапистский мир.
В этом мире никто не работает, а все развлекаются. Там могут предложить целый набор апробированных способов ухода от действительности. В мир роскошной жизни. В мир всеобщего социального равенства, где герои так же просты и незамысловаты, как и те, кто на них смотрит. В мир острых ощущений.
Когда американская кинозвезда Грейс Келли в конце 50-х годов выходила замуж за принца Монакского, на свадьбу съехалось гораздо больше корреспондентов, чем на высадку союзных войск в Нормандии во время второй мировой войны.
Это было осуществление на практике тех мифов успеха, счастья, неограниченных возможностей, которые столько лет подряд воплощала в своей художественной практике «массовая культура».
Красивая дочь каменщика, ставшего миллионером, добилась невиданного успеха. Теперь же она реализовала и традиционный миф личного счастья, ибо выходит замуж по любви за красивого, богатого и титулованного человека.
Сколько героинь голливудских фильмов, журнальных рассказов и телевизионных передач уже проделали этот путь, и их успех не перестает поддерживать надежду у миллионов людей, что с ними тоже может случиться нечто похожее.
Для тех, кто думает, что подобные слащавые сказочки о золушках и принцах давно уже стали достоянием истории, можно привести свежий пример.
Когда знакомый нам фильм «Звуки музыки» вышел в 1965 году на американский экран, он буквально спас фирму «XX век — Фокс» от грозившего ей банкротства, ибо принес невиданные в 60-е годы кассовые сборы.
Публика валом валила на эту картину.
Что же привлекло зрителей?
Музыка? Едва ли, тем более что в фильме ее не так уж много и, хотя писали ее знаменитые композиторы Роджерс и Хаммерштейн, она там не самого высокого качества.
Хореография? Во всем длинном фильме, идущем три с лишним часа, есть только одна часть по-настоящему интересная в этом плане (та, где героиня учит музыке и танцам вверенных ей семерых детей).
Игра актрисы? Но Джули Эндрюс повторила здесь, и на мой взгляд, с гораздо меньшим успехом, образ, созданный ею в «Мэри Поплине».
Остается то же, что нравилось зрителям и в «Мадам Икс», и в «Рапсодии», и в «Обнаженной махе», и во многих других картинах: показ роскошной жизни, отсутствие всяких, не только социальных, но и жизненных, проблем, слезливый мелодраматизм, пышность декораций, обстановки, туалетов.
Аппарат долго показывает огромный сад, роскошь апартаментов, хрустальные люстры, балы, светских дам, их дорогие наряды.
Но золушка Мари — бедная монашенка, приехавшая гувернанткой в дом богатого аристократа, своим хорошеньким личиком, неутомимым трудолюбием, умением обращаться с детьми и ангельским голоском покоряет сердце высокомерного хозяина всего этого великолепия.
Расставшись с баронессой, на которой он уже совсем было собрался жениться, богач без всяких прелюдий и психологических мотивировок предлагает свою руку и сердце очаровательной Мари. Пышная свадьба, показанная во всей своей традиционной торжественности, вполне могла бы стать финалом, но тут авторы неожиданно ввели тему борьбы с фашизмом, сведя ее лишь к ряду сцен приключенческого характера.
Приходится удивляться, как может иметь успех подобная сентиментальная стряпня у современного, гораздо более скептически, чем раньше, настроенного зрителя. Но, как видно, причины долголетия подобных сказок кроются в том, что они отражают неизменные идеалы обывателей.
Есть и другая категория фильмов и телепередач — стремящихся сохранять точность в деталях. Улицы как улицы, дома похожи на те, в которых зрители живут, одеваются, и говорят герои точно так же.
У людей, естественно, возникает впечатление, что и думают такие герои так же, как они.
Тогда почему же не стать похожими на них? Отсюда — стремление к подражанию, намерение рассматривать произведения «массовой культуры» не только как развлечение, но и как школу жизни, нравов, привычек, вкусов.
В 40-е годы, например, американская полиция директивно требовала заставить актрису Веронику Лейк сменить прическу — длинные волосы закрывали ей половину лица. Полицейские мотивировали свое требование тем, что последовавшие ее примеру молодые женщины значительно увеличили число дорожных автокатастроф, ибо они не видели всей левой половины дороги.
Подражание касается и вещей гораздо более серьезных. Многие исследователи «массовой культуры» отмечают, что она проповедует комплекс идейных и моральных ценностей, свойственных обывателям.
Так, например, подмечено, что герои ее, как правило, принадлежат к среднему слою буржуазии. Рабочих, нищих, представителей национальных меньшинств и прочих «неприятных» обывателю социальных групп там почти не бывает, а если они и появляются, то в ролях отрицательных персонажей. …
Зрителям упорно внушается мысль, что люди с идеями эмоционально ущербны, скучны и неинтересны. Полноценным может быть лишь человек действия.
Ученые изображаются в произведениях «массовой культуры» или как зловещие фигуры, несущие гибель человечеству, или как рассеянные смешные чудаки, набредающие на свои великие открытия совершенно случайно.
Вот, например, как показан процесс изобретательства в известном фильме «Эдисон».
Герой задумался, рассеянно выдернул волосок из головы, поднес его к глазам — и ему в голову пришла мысль о нити накаливания. Или раздраженно заметив, что у человека в голове «вакуум», он соображает, где именно должна гореть нить, конечно — в вакууме. Все это выглядит примитивно и способствует лишь популяризации примитивных обывательских представлений о научной деятельности.
И хотя сейчас научно-техническая революция, оказывающая все более сильное влияние на экономику и уровень жизни, во многом изменила и отношение к мыслящим людям, в «массовой культуре» все остается по-прежнему. Гангстер гораздо больше занимает умы ее потребителей, чем человек, старающийся осмыслить то, что происходит вокруг него.
Именно с фигурой бандита связана чаще всего в «массовой культуре» эксплуатация острых ощущений.
В фильме «Дробовик», например, есть такая сцена: злодеи привязывают пленного к дереву мокрыми веревками, которые позволяют жертве держаться на некотором расстоянии от сука, откуда свешивается тоже привязанная ядовитая змея. …
Особенно характерен в этом смысле фильм «Дикая банда» режиссера Сэма Пэкинпа, сделанный в 1969 году.
Многие считают, что он привнес в массовую кинопродукцию «современные тенденции».
«Дикая банда» — это шайка, крадущая американский поезд с боеприпасами и пытающаяся продать его мексиканцам (действие происходит в 1910 году в период мексиканской революции).
Но бывший член шайки, специально для этого выпущенный из тюрьмы, выслеживает их и предает.
Фильм жесток до предела. В начале и в конце есть десятиминутные сцены, каких еще не знал американский экран.
В первом случае — это неудачное ограбление банка и последующая за тем буквально кровавая баня.
Во втором, в финале — нападение армии мексиканцев на четырех бандитов.
Последние косят врагов из пулемета, летят в разные стороны руки, ноги, головы, корчатся тела.
Смерть каждого героя долго и тщательно показывается рапидом. Причем большинство этих страшных сцен происходит на глазах у детей. …
Сам режиссер признавал, что жестокость в фильме невыносима. Но страшнее всего то, что здесь она — самоцель.
Изображение порока, зла, жестокости, как известно, в искусстве вещь не новая. Многие писатели и живописцы показывали эти явления, чтобы оттолкнуть от них людей и тем самым укрепить общественную мораль. …
Авторы массовой продукции признают жестокость лишь как средство пощекотать нервы зрителей.
То же самое происходит и с се*сом. В послевоенный период он буквально заполонил западный экран.
Фильмы самых разных жанров шпигуются уже не просто эро*ическими, а открыто по***графическими сценами. В 1966 году в Голливуде был даже пересмотрен Производственный кодекс, из которого убраны теперь конкретные запреты показа сцен полов*** акта, а есть лишь требование, чтобы эти фильмы имели гриф «Для взрослой аудитории».
В результате появляются такие картины, как «Самка» (1968) — рассказ о женщине, «не умеющей отказывать». Приблизительно каждые семь минут фильма она предается страсти: сначала с двумя незнакомыми мужчинами, потом со своим братом, затем — с его товаргацем…, после чего — ради разнообразия — со своей подругой и в финале — с ее супругом. В перерывах героиня ухитряется все же выкраивать время и для собственного мужа.
Зрителям предлагается откровенное изображение разных полов** извращений.
Заканчивается все это несколько неожиданно: наша любвеобильная дама оказывается патриоткой. Она мешает неким злоумышленникам-коммунистам увезти ее мужа на самолете на Кубу. Так к одной спекуляции добавляется другая — политическая.
Стремление делать политические и социальное вопросы довеском к любовной истории вообще характерно для массовой продукции, которая старается таким способом незаметно выхолащивать важные проблемы.
Вспомним тему борьбы с фашизмом в фильме «Звуки музыки» или картину «Дочь Райана», которую в 1971 году поставил для крупнейшей американской фирмы МГМ английский режиссер Дэвид Лин.
Ирландские повстанцы, которые, кстати, изображаются здесь как люди, способные ни за что ни про что убить человека, появляются на экране всего два раза и только для того, чтобы муж героини, находящейся в любовной связи с британским офицером, начальником местного гарнизона, и потому несправедливо заподозренной в предательстве и подвергшейся унизительному наказанию, смог проявить себя во время всех этих испытаний настоящим джентльменом.
Поэтому, несмотря на огромное мастерство режиссера (многие сцены в фильме очень интересны), виртуозную по красоте и выразительности операторскую работу, незаурядное мастерство актеров, прекрасную запоминающуюся музыку, получилась мещанская по существу картина. …
То же самое происходит и с другими социальными проблемами…
Как это выражается на практике? Путем введения сенсационных тем, пестрящих в это время в газетных заголовках, в ткань фильма, телепередачи, рассказа.
Появляется, например, в 1969 году картина «Председатель» — заурядный детектив, но действие его развертывается на фоне документальных кадров «культурной революции» в Китае.
Начинаются трансплантации сердца — и вот, пожалуйста, в 1971 году на экраны выходит «Доктор Джекил и сестра Хайд». Повесть Стивенсона переосмыслена здесь весьма современно: доктор Джекил в ином своем облике убивает людей уже не в порыве животной ярости, как это было раньше, а в «научных целях» — ему для трансплантации нужны свежие человеческие сердца.
Зритель, уже знающий об этом из прессы, радио, телевидения, бежит посмотреть, что же из этого сделали в кино.
Подобный утилитарно-спекулятивный аспект отражения жизни создает лишь видимость реальности для призрачного мира.
Воспроизводя этот мир в большом количестве вариантов все тех же расхожих мифов, «массовая культура» создает у людей привычку к усвоению сфабрикованного опыта и таким образом лишает их возможности духовного роста и интеллектуального обогащения. В результате этого жизнь для них становится еще более скучной. …
Мир «массовой культуры» и ее ведущих жанров — мелодрамы, вестерна, детектива — для такого зрителя реальнее, чем война, голод и эпидемии.
И персонажей подобных произведений он воспринимает как реальных живых людей, чему в немалой степени способствует идентификация, играющая одну из главных ролей в воздействии «массовой культуры» на ее потребителей. …
Отождествление зрителя с героями художественного произведения и получило в западной критике название идентификации. В ее основе лежит вполне понятное стремление людей к идеалу. Как правило, человек живет в двух измерениях — в реальности и воображении.
Модель собственной личности, создаваемая в его сознании, теоретически возможна. Но это — идеал недосягаемый, ибо условия действительности заставляют принимать решения и совершать поступки прямо противоположные решениям и поступкам воображаемого «я».
Подавленная мечта ищет выхода в мифе, человек хочет видеть эту мечту реализованной хотя бы средствами искусства. …
Если мы возьмем, например, знаменитого Джеймса Бонда, то увидим, что хотя он и совершает все те же подвиги, что и его предшественники, он от них (может быть, благодаря таланту актера Шона Коннери) существенно отличается.
Изяществом, остроумием, а главное — той иронической дистанцией между исполнителем и образом, которая как бы снимает «взаправдашность» поступков героя, придавая им чуть пародийный оттенок.
Это приноравливание к современным требованиям характерно не только для супермена, но и для образа бизнесмена, представителем которого может считаться, как это ни парадоксально, гангстер — герой многих уголовных и детективных драм. …
Бандит, и зачастую весьма недалеко от него ушедший частный детектив, всегда был одной из самых колоритных фигур массовой кинопродукции — индивидуалист, идущий напролом по жизни и, как правило, добивающийся своего. …
Сейчас эти времена уже, в основном, позади. Ныне творцы массовой кинопродукции сами следят за тем, чтобы актеры создавали более разноплановые образы и не стремились лишь к внешней красивости, ибо теперь это уже не приносит доход.
В 1968 году американская киногазета «Вэрайети» вышла с огромным заголовком: «Растущий скептицизм по отношению к «звездам». Они слишком дороги и недостаточно кассовы».
В числе прочих материалов, помещенных на этой полосе, были результаты специального исследования, проведенного репортером Ли Бопром. Он познакомился с цифрами прибылей от фильмов с участием ведущих кинозвезд и выяснил, что почти все они убыточны.
Среди актеров, картины с участием которых не принесли прибыли, были и такие известные, как Элизабет Тейлор, Юл Бриннер, Тони Кертис, Натали Вуд и другие.
Теперь американские «звезды» должны, так же как и их европейские собратья, работать от роли к роли, постоянно ища новые образы и избегая повторений, воспринимающихся лишь как штампы.
В ряде случаев это приводит к хорошим результатам. Выяснилось, например, что типичная героиня массовой кинопродукции Элизабет Тейлор смогла стать прекрасной драматической актрисой в фильме «Кто боится Вирджинии Вулф?».
«Симпатичный юноша» Уоррен Битти блестяще сыграл характерную роль в картине «Бонни и Клайд».
А постоянный герой коммерческих вестернов Пол Ньюмен успешно дебютировал на режиссерском поприще, поставив простую, скромную и трогательную ленту «Рэчел, Рэчел». …
Нередки и случаи продолжения, «дописывания» имевших успех произведений. Так, в 1968 году вышел фильм «Планета обезьян» — экранизация известного романа Пьера Буля.
Несмотря на ряд недостатков, это была серьезная работа, продемонстрировавшая умение своего создателя — режиссера Франклина Шеффнера — мыслить экранными образами. Несколько страниц романа о побеге людей и возвращении на Землю, где счастливых беглецов встречает... горилла, он заменил лишь одним прекрасным эпизодом.
Идя по пустынному берегу планеты обезьян, герои наталкиваются на остатки статуи Свободы. Кажется, все ясно: материал исчерпан и продолжения быть не может.
Однако три года спустя появился «Побег с планеты обезьян» режиссера Дена Тейлора, где нудно и скучно показываются те самые перипетии побега героев, которые так удачно решены в предыдущем фильме.
Примеров таких «продолжений» фильмов, базирующихся на известных литературных произведениях, можно привести множество.
Причем это касается не только произведений искусства, но и фильмов массовой продукции, имевших успех у публики.
Через семь лет после появления «Человека-невидимки», интересного удачным операторским решением превращения героя в невидимую субстанцию, появилось «Возвращение человека-невидимки», где это решение было точно повторено.
За знаменитым «Франкенштейном» последовали «Невеста Франкенштейна» и «Сын Франкенштейна»; «Дракула» породил «Дочь Дракулы».
Нередко такие продолжения следуют и через значительные интервалы, не делая при этом никаких поправок на время.
В 1971 году, например, появился фильм «Месть «Святого», возродивший модную серию картин о похождениях детектива Симона Темплара по кличке «Святой». Герой, как и раньше, высок, красив, мужествен — и только. Если бы не цвет и не широкий экран, можно было бы подумать, что и этот фильм сделан в 30-е годы.
Вторая разновидность серийности — заранее продуманные и запланированные серии фильмов, рисующих жизнь и похождения одних и тех же персонажей.
Эта практика тесно связана с важной особенностью «массовой культуры» — ее наркотическим воздействием на потребителей. В произведения такого рода добавляются, как в американские сигареты крупица опиума, компоненты, «затягивающие» людей: внешняя красивость, романтические или роковые страсти, обилие происходящих событий.
Если сразу, с первого фильма, заинтересовать зрителей, то они уже по привычке будут смотреть эту серию многие годы. Поэтому начало почти всякой серии в художественном отношении интереснее, чем продолжение. …
Неизменные счастливые концовки в экранизациях известных литературных произведений зачастую меняют их смысл, лишают того трагедийного звучания, которое придал им автор.
В качестве примера можно привести финал фильма «Молодые львы». Все, кто читал одноименный роман Ирвина Шоу, помнят, что одного из героев — Ноя — убивают в последние минуты войны. Его убийца — немец — сам гибнет при этом от пули другого американца. В этой гибели двух враждующих солдат в канун мира содержится особый трагизм.
В фильме же погиб лишь немец, а Ной живым и невредимым вернулся в Нью-Йорк, где его радостно встретили жена и малышка-дочь.
Так трагический накал страстей был залит сладким сиропом.
Действие во имя действия приводит к созданию увлекательных, но совершенно пустых поделок, после знакомства с которыми в голове и душе зрителя ничего не остается.
Один ловкий голливудский продюсер даже придумал способ снижения производственных расходов при съемках приключенческих фильмов. Он снимал сразу несколько картин с одними и теми же героями, меняя лишь устававших лошадей.
Одну и ту же погоню снимали в разных ракурсах, а потом вставляли в фильмы с разными названиями. Вся партия была успешно продана прокатчикам и шла на экранах, делая сборы. Привыкшие к стереотипам зрители этого просто не заметили. …
Нужно только добавить, что «массовая культура» к тому же вырабатывает идейные и художественные стереотипы, притупляет и портит вкус, нивелирует эстетические переживания. Все это вместе взятое никак не способствует развитию в буржуазном обществе человека как личности» (Карцева, 1974: 71-99).
Карцева Е. Кино в системе «массовой культуры» // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 4. М.: Искусство, 1974. С. 71-99.