Борьба с безграмотностью велась большевиками с самого начала создания СССР. Эта тема болезненно коснулась кочевников советской Арктики. Если три десятилетия попытки обучить их велись в основном уговорами, то с появлением вертолетов стали просто прилетать в становища, изымать детей из семей и отправлять их в интернаты.
Народы Севера - чукчи, долгане, якуты, ненцы и другие, сопротивлялись как могли. Не желали отдавать своих детей на многие месяцы, а то и годы, в руки советских педагогов. Сказывалось наследие притеснения русскими «туземцев». Подозрительность к ним, недоверие, а то и страх способствовали этому. Существовали предрассудки, когда детям рассказывали страшилки о греховности образования.
Прилетевшие энтузиасты вспоминали, как маленьких детей прятали в отдаленных стойбищах под звериными шкурами в чумах. Их находили и везли в интернат, где они попадали в чуждую и непривычную для них атмосферу. Им приходилось с трудом подстраиваться под новый для них режим жизни, отличный от уклада оленевода. Дома многие из них уже работали наравне со взрослыми, а в интернете к ним относились как к несмышленышам. Им не позволяли иметь нож – главный инструмент жителей Севера.
Еда для детей кочевников была непривычной. Вместо мяса оленей их кормили крупами и картошкой с капустой. Большинство не умело пользоваться вилкой и ложкой. Все окружавшее их вызывало недоумение и даже раздражение.
Ситуация с образованием детей Крайнего Севера стала улучшаться, когда появились первые выпускники интернатов. Они поделились со своими младшими сестрами и братьями полученным опытом, а некоторые сами стали преподавателями.
Как сейчас обстоят с этим делом
Весной власти Чукотки объявили о начале эксперимента в ходе которого школьники младших классов будут получать образование в своей семье. Учителями должны стать сами родители. Многие из них до сих пор недовольны тем, что их детей забирают в интернаты на многие месяцы.
Государство уже более сотни лет пытается наладить обучение детей чукчей и других народов Севера.