«В середине 60-х годов под напором того, что в Америке принято определять «се***альной революцией», а если быть точнее — под напором по***графии, дрогнули последние бастионы федеральной и общественной цензуры».
Читаем фрагменты старой статьи о Голливуде, опубликованной в 1974 году:
"В середине 60-х годов под напором того, что в Америке принято определять «се***альной революцией», а если быть точнее — под напором по***графии, дрогнули последние бастионы федеральной и общественной цензуры.
Цензура кино в США осуществляется в основном по трем каналам:
Государственный контроль. В него входят: контроль федеральный (над всеми импортными фильмами посредством таможенного бюро), контроль штатов (над всеми фильмами— местными и иностранными, которые заявляются на демонстрацию в штате), контроль муниципалитета городов (через цензурные комитеты над всеми демонстрирующимися фильмами).
Муниципалитет может запретить и запрещал фильмы, которые проходили через федеральную цензуру или цензуру штата. Аргументировали это тем, что, например, фильм о неграх может вызвать расовые волнения в городе (на этом основании в Майами был запрещен фильм «Черный, как я» (1964), или что фильм оскорбляет город (если в фильме речь шла о данном городе), или, что содержание фильма идет вразрез с моралью большинства граждан — это особенно касается ряда городов южных штатов.
Самоцензура. Осуществляет ее киноассоциация «Моушн пикчерс ассосиэйшн», которая курирует киноиндустрию и в соответствии с кодексом дает печать одобрения. Ассоциация формально считается добровольной общественной организацией. …
Общественный контроль. Среди многочисленных общественных групп, берущих на себя функции дельцов, выделяются Киносовет национальных организаций и Католический комитет по кинофильмам (до 1966 года «Легион благопристойности»).
Киносовет, куда входят десять влиятельных организаций («Дочери Американской революции», «Федерация женских клубов», «Конгресс родителей и учителей» и т.д.), ежемесячно издает «Зеленый лист» со своей классификацией фильмов и рекомендациями, что кому можно или нельзя смотреть.
«Католический комитет» (в США около пятидесяти миллионов католиков) более категоричен в своих установках, одобряя или отвергая фильм.
Цензурные комитеты всех уровней очень чувствительны к давлению со стороны всякого рода религиозных и правых групп. Особенно это касается «одноэтажной Америки», которая представляет собой тот же оплот лицемерного пуританства, консерватизма и реакции, как и во времена Ильфа и Петрова.
Пуританизм и по***графия идут в Америке рука об руку, несмотря на то, что, казалось бы, они исключают друг друга. Разница между тем и другим лишь в том и заключается, что первым стремятся прикрыть уродства капитализма, в то время как второе эстетизирует уродства.
Се*с всегда был лакомой приманкой кинобизнеса. И если в прежние десятилетия американское кино интриговало зрителей голыми спинами, плечами, чуть прикрытым бюстом героинь, давая возможность дорисовать все в воображении, то в 60-е годы «дорисовка» производилась на киноэкране.
В 1966 году ведомство Джека Валенти, ликвидировав старый «Кодекс производства», содержащий детальные указания «чего нельзя», выпустило новый, из десяти пунктов.
Цель этого кодекса, как объяснялось в преамбуле, «быть в тесной гармонии с нравами, культурой, моралью и надеждами нашего общества». «Гармония» заключалась в либерализации, которая развязывала руки продюсерам в пропаганде жестокости и се*са.
Два года спустя — в октябре 1968 года — Валенти объявил о новой, усложненной классификации для демонстрирующихся фильмов (прежде «Моушн пикчерс ассосиэйшн» отвергала саму идею классификации).
С 1 ноября 1968 года в газетных объявлениях и на рекламных киноплакатах США появились следующие маркировки: G (для всякой аудитории); GP (дети могут допускаться, если не возражают родители), R (ограничено для несовершеннолетних, которым разрешается смотреть фильм только в сопровождении родителей или старших), X — только для взрослых, после семнадцати— двадцати одного года (ограничительный возраст в зависимости от закона данного штата).
Эта классификация кажется довольно странной. За ее якобы заботой о морали отчетливо проглядывают интересы бизнеса.
Чего, например, стоит маркировка GP. По идее, каждый ребенок может идти на сомнительный фильм, если родители не возражают. Но кассе никаких для этого доказательств не требуется.
Или маркировка R. Кассир примерно так разговаривает с юным посетителем: «Если родители считают, что вы можете смотреть эту ужасную грязную картину, тогда почему они не пришли с вами? Приведите с собой кого-либо из взрослых, и мы разрешим вам посмотреть этот чудесный, увлекательный фильм». Однако каким образом присутствие взрослого сделает фильм приемлемым для ребенка — этого никто объяснить не может.
Аналогичная проблема возникает при демонстрации фильмов на пассажирских самолетах. Ребенка, летящего с родителями, можно лишить наушников, но как заставить его закрыть глаза, чтобы он не смотрел на то, что происходит на экране?
Классификация, выдвинутая Джеком Валенти, служит лишь убедительной иллюстрацией разложения культуры и морали в буржуазном обществе.
Предупреждение символами о низкой морали фильма становится бесплатной рекламой по***графии.
В прокате принятая классификация не опирается ни на какие критерии. Так, фильм «Джо», насыщенный нецензурными выражениями и «откровенными» сценами, маркировали — R, тогда как более скромный «Полуночный ковбой» — X.
Широкое хождение в киноведческой литературе 60-х годов получили понятия «эксплуатационный фильм» и «подпольное кино». Оба явления имеют прямое отношение к рассматриваемому явлению, но возникли и расцвели они в стороне от столбовой дороги Голливуда.
«Эксплуатационные» — общий рыночный термин, относящийся к третьестепенным фильмам, цель которых — выплеснуть на экран непристойность.
Наименее сенсационные из них — фильмы о нудистских лагерях, лишенные какой-либо фабулы. Сюда же относятся фильмы, трактующие темы, считающиеся «сомнительными» для американцев: на*котики, аборты, прости**ция, всякого рода извращения.
Под видом документальности и даже научности в них преподносится самая откровенная по***графия.
Такие фильмы существовали в Америке всегда. Они создавались небольшими компаниями и группами. Демонстрировались в «закрытых» кинотеатрах в больших городах, чаще всего после полуночи.
В 60-е годы эти фильмы стали создаваться в больших количествах. Ими занимались такие вышеупомянутые нами фирмы, как «Америкен интернейшнл пикчерс», «Одюбон филмз», «Кэнон филмз», «Гроув пресс».
К «эксплуатационным» фильмам примыкают и так называемые «стэг филмз» (stag — по-английски самец оленя)— стопроцентная по***графия, показываемая в маленьких забегаловках.
К концу 60-х годов определение «эксплуатационный» стало применяться по отношению к любому фильму, где в корыстных целях обыгрывается какая-либо злободневная тема.
«Се*сэксплуатационное кино» вышло из подполья, поэтому эти два понятия «эксплуатационный фильм» и «подпольный» для широкой массы американцев являются синонимами.
И те и другие не претендовали на получение «печати одобрения», и никогда ее не получали. Эти фильмы никогда не рассматривались в обзорах «Легиона благопристойности» или любой другой религиозной или общественной организации.
Термин «подпольный» объединил к концу десятилетия, с легкой руки Мекаса, все неголливудские течения: «авангард», «экспериментальное кино», «нью-йоркскую школу». Между терминами «новое американское кино» и «подпольный фильм» был поставлен знак равенства. …
Главное в работах «классиков» подпольного кино — шокировать зрителя как предметом изображаемого, так и вычурным, доведенным до высшего предела раздражения киноязыком.
Так, Тони Конрад строит свой фильм «Мерцание» на чередовании черных и светлых рамок, которые как бы вспыхивают на экране.
Перед демонстрацией фильма следует такое предупреждение: «Продюсер, дистрибютор и дирекция кинотеатра снимают с себя всякую ответственность за возможные физические и умственные потрясения, вызванные фильмом. Поскольку этот фильм может вызвать приступы эпилепсии и шоковое состояние у некоторых людей, вас предупреждают, что вы можете смотреть его на собственный страх и риск».
На лентах «подпольщиков» отчетливо видна печать самодеятельности, отсутствие культуры съемки, мастерства, которое подменяется манерностью.
«Классики» явно гнушаются фабулой, для них важен сам процесс. Многие фильмы «подпольщиков» — это процессы, замкнутые комнатой или кроватью.
Нельзя сказать, что у «подпольщиков» не пробивается иногда социальная струя, тревога о неустроенности жизни.
В этом смысле характерен фильм Кеннета Энгера «Скорпион восставший» — своеобразная панорама мерзостей буржуазного общества: на*котики, се*с, насилие.
Фильм Энгера характерен для общего направления «подпольной» эстетики протеста. Протест неглубок, он на поверхности. Мерзости жизни вызывают чувство отвращения, и эти чувства невольно переносятся на сам фильм, ибо кажется, что художник потерялся и захлебнулся в них. В результате фильм с претензией на протест превращается в эстетизацию сточной канавы жизни.
«Подпольщики» США много потрудились над попранием человеческих чувств, их интимности. Любовь в широком потоке «эксплуатационных» фильмов превратилась в популярную механику се*са. …
Такое массированное вторжение по***графии в современный буржуазный кинематограф не случайно. Се*с стал средством социального громоотвода.
В этом отдавали себе ясный отчет бизнесмены от кино, помещая в газетах такие рекламы: «Се*с — прекрасное убежище от политических тревог. Посетите зал Алека де Рензи с самыми чудесными в мире и самыми смелыми эро*ическими фильмами». …
В кинематографии США происходило решительное размежевание идейных позиций. Происходит борьба двух культур внутри национальной культуры.
Вот почему именно в 60-е годы на авансцену общественной жизни Америки вышел политический и социальный фильм. «Пожнешь бурю», «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Корабль дураков», «Семь дней в мае», «Доктор Стрейнджлав», «Раз картошка, два картошка», «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» — вот неполный список картин, которые составили гордость и славу современного прогрессивного киноискусства США» (Голованов, 1974: 5-33).
Голованов В. Голливуд: экономика и политика // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 4. М.: Искусство, 1974. С. 5-33.