Найти тему
Истина на горизонте

3.4 Зачем нужно изучать детские рисунки?

Самые ранние из известных детских рисунков датируются 13 в. Это рисунки 7-летнего новгородского мальчика Онфима, выполненные на бересте[1].

Рис. 14 Рисунок Онфима. 13 век.
Рис. 14 Рисунок Онфима. 13 век.
Рис. 15 Рисунок Онфима. 13 век.
Рис. 15 Рисунок Онфима. 13 век.

Однако для научной общественности детские рисунки начинают представлять интерес лишь с 19 века. Одним из первых обратил внимание на детское творчество женевский писатель и рисовальщик Родольф Тепфер. В своем труде «Размышления и мелкие замечания женевского художника» он писал, что, хотя многие детские рисунки неумелы и плохо нарисованы, они выражают намерение, мысли[2].

В 1887 г. итальянский искусствовед Коррадо Риччи выпустил труд «Искусство детей» (был переведен на русский в 1911 г. под названием «Дети-художники». В 1897 г. Франц Чижек в Вене открыл школу детского искусства.

Особо пристального внимания детские рисунки начинают удостаиваться с начала 20 века. В 1902 г. Андре Дерен в письме к Морису Вламинку писал: «я хотел бы изучить рисунки детей. Наверное, в них-то и есть правда»[3].

В 1910 г. появился труд В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении».

В 1920-е гг. английский психолог Сирил Берт пришел к выводу, что рисуночные тесты для детей показатель интеллекта. В 1926 г. американский психолог Флоренс Гудинаф предложила определять уровень интеллекта с помощью теста «Нарисуй человека» (нужно было нарисовать мужчину). В 1963 г. Дейл Харрис предложил рисовать человека любого пола, в результате тест получил название «Рисуночный тест Гудинаф-Харрис».

В 1947 г. в США был издан учебник В. Ловенфельда «Творчество и умственное развитие», который считается первым наиболее подробным исследование детских рисунков.

Часть исследователей считает появление этого труда отправной точкой в изучении детского рисунка. Так, М.В. Киселева отмечает, что феномен детского творчества стал привлекать внимание исследователей лишь в сер. ХХ века[4].

Белой вороной среди восхищающихся детским творчеством, выступал Пабло Пикассо. Однажды, рассматривая картину Поля Сезанна из своей коллекции, он сказал: «Нас уверяют, что детям надо предоставлять свободу, на самом деле их принуждают делать детские рисунки. Учат этому. Даже научили делать абстрактные детские рисунки.

А в действительности, оберегая свободу детей, ограждая их от всяких влияний, детей этим ограничивают, замыкают в их собственной манере. Любопытно, что я никогда не делал детских рисунков. Даже когда был совсем маленьким. Я помню один из своих первых рисунков. Мне было тогда лет шесть или еще меньше…»[5].

Несмотря на непопулярность и сомнительность подобной позиции, стоит признать, что определенная логика в ней есть. Действительно, зачастую сами родители выбирают, чем заниматься ребенку, покупая краски, кисти и другие художественные материалы, записывая ребенка в кружки. Видимо они следуют заветам Бетти Эдвардс: все счастливые дети должны рисовать.

Рис. 16 «Пикадор». Одна из первых картин П. Пикассо, написанная им в 8 лет
Рис. 16 «Пикадор». Одна из первых картин П. Пикассо, написанная им в 8 лет

Нас же в первую очередь интересует, почему детское творчество стало привлекать к себе внимание ученых. Это связано с развитием общих знаний о физиологии и психологии детей, выделением их в отдельную специфическую группу. Так, выяснилось, что детям намного сложнее, а подчас невозможно (в виду отсутствия понятий) поведать о своих эмоциях, чувствах, проблемах вербально. Творческая деятельность – это подчас единственный способ, с помощью которого они могут показать взрослым свой внутренний мир. Еще В. Ловенфельд утверждал, что дети демонстрируют свои личностные характеристики через рисунки[6].

Например, М. Поповский рассказывает об американском психологе Анне Крайн и ее книге The Art Therapy and the Therapy of Art. Она проанализировала около 4000 рисунков детей эмигрантов и благодаря этому смогла выявить главные проблемы, которые их беспокоят: депрессия, повышенная возбудимость, серьезная личная драма и сложности адаптации к условиям эмигрантской жизни. Она говорит: «Когда ко мне приводят ребенка не способного словами объяснить свои эмоции, я прошу его нарисовать что-нибудь»[7]. Американский художник Говард Икемото вспоминал, что после переезда семьи в США (из Японии), еще не зная английского языка, с помощью рисунков он общался со сверстниками[8].

Бетти Эдвардс отмечает, что дети используют рисование, чтобы выразить свои внутренние чувства, сделать заметнее мысль. Оно помогает им развивать умственные способности, повышать уверенность в себе, появляться новым открытиям. Рисунком что-то объяснить легче, чем словом. В рисунках отражаются страхи, радости, мечты… Рисование выступает как аспект социального развития. Когда дети показывают и рассказывают о своих рисунках – это развивает социальную компетентность[9].

Рис. 17 «Пейзаж близ Фигераса». Первая картина С. Дали, написанная им в 6 лет
Рис. 17 «Пейзаж близ Фигераса». Первая картина С. Дали, написанная им в 6 лет

К. Малкиоди утверждает, что «рисование отражает внутренний мир ребенка, показывает его чувства»[10]. Дети всегда проецируют на рисунки себя. Это могут быть эмоции момента, момент, который их поразил, более глубокие ощущения. В каждой каракули есть выражение себя. Однако необходимо помнить, что никогда по рисунку нельзя дать точный диагноз. Все решает контекст, личное восприятие ребенком рисунка, цвета, символы и разговор[11].

Францани Клио считает, что для маленьких детей рисование – это часть исследования тела. Они учатся держать в руках письменные принадлежности и пользоваться ими, экспериментируют с цветами, часто любят рисовать пальчиками, чем открывают для себя различные тактильные ощущения. Однако есть и такие дети, которые ненавидят рисовать. Важно помнить, что рисование лишь один из способов самовыражения и ребенку вероятно ближе и интереснее другой[12]. Более категорична Бетти Эдвардс: «дети, которые рисуют – счастливые дети, если ребенок не хочет рисовать – это может быть отражением травмы»[13].

Таким образом, анализ детских рисунков помогает лучше узнать ребенка, распознать наличие дискомфорта.

[1] Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

[2] Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006. – 160 с. С. 10

[3] Мастера искусства об искусстве. Т 5-1 М.: Искусство, 1968. – 448 с. С. 274

[4] Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006. – 160 с. С. 8

[5] Мастера искусства об искусстве. Т 5-1 М.: Искусство, 1968. – 448 с. С. 314

[6] Edwards B. Analysis interpretation of children’s drawings. 2016. – 126 p.

[7] Поповский М. «мы – там и здесь» (разговоры с российскими эмигрантами в Америке). Побережье. New England Publishing Co. Philadelphia. Holyoke. 2000. p. 359.

[8] Бейлс Д., Орланд Т. Искусство и страх. Гид по выживанию для современного художника. СПб.: Питер, 2011. – 224 с. С. 150

[9] Edwards B. Analysis interpretation of children’s drawings. 2016. – 126 p.

[10] Edwards B. Analysis interpretation of children’s drawings. 2016. – 126 p.

[11] Francani C. Keys to understand what your kids drawings really tell about them

[12] Francani C. Keys to understand what your kids drawings really tell about them

[13] Edwards B. Analysis interpretation of children’s drawings. 2016. – 126 p.