Самые ранние из известных детских рисунков датируются 13 в. Это рисунки 7-летнего новгородского мальчика Онфима, выполненные на бересте[1].
Однако для научной общественности детские рисунки начинают представлять интерес лишь с 19 века. Одним из первых обратил внимание на детское творчество женевский писатель и рисовальщик Родольф Тепфер. В своем труде «Размышления и мелкие замечания женевского художника» он писал, что, хотя многие детские рисунки неумелы и плохо нарисованы, они выражают намерение, мысли[2].
В 1887 г. итальянский искусствовед Коррадо Риччи выпустил труд «Искусство детей» (был переведен на русский в 1911 г. под названием «Дети-художники». В 1897 г. Франц Чижек в Вене открыл школу детского искусства.
Особо пристального внимания детские рисунки начинают удостаиваться с начала 20 века. В 1902 г. Андре Дерен в письме к Морису Вламинку писал: «я хотел бы изучить рисунки детей. Наверное, в них-то и есть правда»[3].
В 1910 г. появился труд В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении».
В 1920-е гг. английский психолог Сирил Берт пришел к выводу, что рисуночные тесты для детей показатель интеллекта. В 1926 г. американский психолог Флоренс Гудинаф предложила определять уровень интеллекта с помощью теста «Нарисуй человека» (нужно было нарисовать мужчину). В 1963 г. Дейл Харрис предложил рисовать человека любого пола, в результате тест получил название «Рисуночный тест Гудинаф-Харрис».
В 1947 г. в США был издан учебник В. Ловенфельда «Творчество и умственное развитие», который считается первым наиболее подробным исследование детских рисунков.
Часть исследователей считает появление этого труда отправной точкой в изучении детского рисунка. Так, М.В. Киселева отмечает, что феномен детского творчества стал привлекать внимание исследователей лишь в сер. ХХ века[4].
Белой вороной среди восхищающихся детским творчеством, выступал Пабло Пикассо. Однажды, рассматривая картину Поля Сезанна из своей коллекции, он сказал: «Нас уверяют, что детям надо предоставлять свободу, на самом деле их принуждают делать детские рисунки. Учат этому. Даже научили делать абстрактные детские рисунки.
А в действительности, оберегая свободу детей, ограждая их от всяких влияний, детей этим ограничивают, замыкают в их собственной манере. Любопытно, что я никогда не делал детских рисунков. Даже когда был совсем маленьким. Я помню один из своих первых рисунков. Мне было тогда лет шесть или еще меньше…»[5].
Несмотря на непопулярность и сомнительность подобной позиции, стоит признать, что определенная логика в ней есть. Действительно, зачастую сами родители выбирают, чем заниматься ребенку, покупая краски, кисти и другие художественные материалы, записывая ребенка в кружки. Видимо они следуют заветам Бетти Эдвардс: все счастливые дети должны рисовать.
Нас же в первую очередь интересует, почему детское творчество стало привлекать к себе внимание ученых. Это связано с развитием общих знаний о физиологии и психологии детей, выделением их в отдельную специфическую группу. Так, выяснилось, что детям намного сложнее, а подчас невозможно (в виду отсутствия понятий) поведать о своих эмоциях, чувствах, проблемах вербально. Творческая деятельность – это подчас единственный способ, с помощью которого они могут показать взрослым свой внутренний мир. Еще В. Ловенфельд утверждал, что дети демонстрируют свои личностные характеристики через рисунки[6].
Например, М. Поповский рассказывает об американском психологе Анне Крайн и ее книге The Art Therapy and the Therapy of Art. Она проанализировала около 4000 рисунков детей эмигрантов и благодаря этому смогла выявить главные проблемы, которые их беспокоят: депрессия, повышенная возбудимость, серьезная личная драма и сложности адаптации к условиям эмигрантской жизни. Она говорит: «Когда ко мне приводят ребенка не способного словами объяснить свои эмоции, я прошу его нарисовать что-нибудь»[7]. Американский художник Говард Икемото вспоминал, что после переезда семьи в США (из Японии), еще не зная английского языка, с помощью рисунков он общался со сверстниками[8].
Бетти Эдвардс отмечает, что дети используют рисование, чтобы выразить свои внутренние чувства, сделать заметнее мысль. Оно помогает им развивать умственные способности, повышать уверенность в себе, появляться новым открытиям. Рисунком что-то объяснить легче, чем словом. В рисунках отражаются страхи, радости, мечты… Рисование выступает как аспект социального развития. Когда дети показывают и рассказывают о своих рисунках – это развивает социальную компетентность[9].
К. Малкиоди утверждает, что «рисование отражает внутренний мир ребенка, показывает его чувства»[10]. Дети всегда проецируют на рисунки себя. Это могут быть эмоции момента, момент, который их поразил, более глубокие ощущения. В каждой каракули есть выражение себя. Однако необходимо помнить, что никогда по рисунку нельзя дать точный диагноз. Все решает контекст, личное восприятие ребенком рисунка, цвета, символы и разговор[11].
Францани Клио считает, что для маленьких детей рисование – это часть исследования тела. Они учатся держать в руках письменные принадлежности и пользоваться ими, экспериментируют с цветами, часто любят рисовать пальчиками, чем открывают для себя различные тактильные ощущения. Однако есть и такие дети, которые ненавидят рисовать. Важно помнить, что рисование лишь один из способов самовыражения и ребенку вероятно ближе и интереснее другой[12]. Более категорична Бетти Эдвардс: «дети, которые рисуют – счастливые дети, если ребенок не хочет рисовать – это может быть отражением травмы»[13].
Таким образом, анализ детских рисунков помогает лучше узнать ребенка, распознать наличие дискомфорта.
[1] Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
[2] Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006. – 160 с. С. 10
[3] Мастера искусства об искусстве. Т 5-1 М.: Искусство, 1968. – 448 с. С. 274
[4] Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006. – 160 с. С. 8
[5] Мастера искусства об искусстве. Т 5-1 М.: Искусство, 1968. – 448 с. С. 314
[6] Edwards B. Analysis interpretation of children’s drawings. 2016. – 126 p.
[7] Поповский М. «мы – там и здесь» (разговоры с российскими эмигрантами в Америке). Побережье. New England Publishing Co. Philadelphia. Holyoke. 2000. p. 359.
[8] Бейлс Д., Орланд Т. Искусство и страх. Гид по выживанию для современного художника. СПб.: Питер, 2011. – 224 с. С. 150
[9] Edwards B. Analysis interpretation of children’s drawings. 2016. – 126 p.
[10] Edwards B. Analysis interpretation of children’s drawings. 2016. – 126 p.
[11] Francani C. Keys to understand what your kids drawings really tell about them
[12] Francani C. Keys to understand what your kids drawings really tell about them
[13] Edwards B. Analysis interpretation of children’s drawings. 2016. – 126 p.