Найти тему
Чёрно-белое кино

Что бывает с выжившими в автокатастрофе?

Оглавление

А я продолжаю тему «ужасной» классики: без этого основательно забытого шедевра не было бы ни «Шестого чувства» с Брюсом Уиллисом, ни «Других» с Николь Кидман

"Она была чужой среди живущих..." - гласит афиша фильма
"Она была чужой среди живущих..." - гласит афиша фильма

Успешный дебют

Несмотря на более чем скромный бюджет и отсутствие громких имен, эта черно-белая картина бесспорно заслуживает внимания. «Карнавал душ» (Carnival of souls, 1962) — единственный полнометражный игровой фильм Херка Харви. Режиссер, более известный своими документальными работами, решил окунуться в мир художественного кино, и его дебют оказался поразительно успешным.

Вижившая Мэри
Вижившая Мэри

Выжившая Мэри

Сюжет фильма разворачивается вокруг молодой женщины по имени Мэри Генри, которая чудом выживает в автокатастрофе. Пытаясь начать новую жизнь, она переезжает в другой город и устраивается работать органисткой в местной церкви. Однако вскоре ее начинают преследовать видения странных фигур и загадочного человека, который как будто бы зовет ее к себе. Мэри чувствует, что реальность вокруг нее начинает распадаться, и ей предстоит понять, что же происходит на самом деле.

Спасенная Мэри
Спасенная Мэри

Всегда ли нужны спецэффекты?

Эстетика «Карнавала душ» завораживает простотой и вместе с тем, глубиной. Харви использует минимум спецэффектов, чтобы создать атмосферу ужаса и напряжения. Вместо этого он опирается на игру света и тени, звуковые текстуры и мастерское использование камер. Каждая сцена пропитана ощущением неизбежного кошмара, который медленно, но верно накрывает главную героиню.

Испуганная Мэри за рулем
Испуганная Мэри за рулем

Картина держит зрителя в постоянном напряжении без использования привычных для жанра силиконовых масок и ведер кетчупа. Харви создает пугающую атмосферу из повседневности, делая обыденные вещи источником ужаса. Ощущение нереальности усиливается благодаря странным и тревожным звукам органа, которые сопровождают Мэри на протяжении всего фильма.

Мэри играет на органе
Мэри играет на органе

Бледные люди

Пожалуй, самое сильное впечатление оставляют преследователи Мэри. Эти таинственные фигуры от обычных людей отличает лишь довольно грубый и театральный грим. Однако этого оказывается более чем достаточно. Харви умело использует эти образы, чтобы создать ощущение неотвратимости и неизбежности, которые поджидают героиню на каждом шагу.

Преследователь
Преследователь

Минималистичными средствами картина погружает зрителя в состояние тревоги и беспокойства. Харви мастерски играет с человеческими страхами перед неизвестным и необъяснимым. Фильм словно приглашает нас заглянуть за грань реальности и ощутить холодный ветер с той стороны.

С этим автобусом что-то не так
С этим автобусом что-то не так

Парк в краю мормонов

Интересно отметить, что идея «Карнавала душ» возникла у режиссера после того, как он посетил заброшенный парк развлечений в Солт-Лейк-Сити. Этот же самый парк во всей своей красе появляется в финале картины, доказывая тем самым: для того, чтобы показать в кино что-то поистине зловещее, не всегда нужны деньги.

Заброшенный парк мормонов и Мэри
Заброшенный парк мормонов и Мэри

Монстры внутри нас

Харви удалось создать картину, надолго оставляющую стойкое послевкусие. Его фильм — жуткая психологическая драма, которая дает возможность задуматься о том, что такое жизнь и чем она отличается от смерти, о природе реальности и наших собственных страхов. «Карнавал душ» напоминает зрителю, что настоящий ужас — это не в монстры и привидения, а тени, что прячутся в глубинах нашего разума.

"Темноглазые" развлекаются в заброшенном парке.
"Темноглазые" развлекаются в заброшенном парке.

Херк Харви приглашает нас взглянуть в глаза нашим самым глубоким страхам и осознать хрупкость границ между реальностью и кошмаром. Несмотря на то, что картина мало, кому известна, несмотря на ее откровенный минимализм, она уникальна, ибо продолжает восхищать и пугать зрителей спустя более чем полвека после выхода на экраны.

Р. S.

Когда-то давным-давно, в две тысячи незапамятном году ваш покорный слуга, вдохновившись «Карнавалом душ» написал текст песни. Песней он так никогда и не стал, но, думаю, будет уместно привести его здесь:

Carnival of Souls

В семь звонит будильник. Открываю глаза.
В голове свербит все та же шиза.
В комнате, прокуренной все тот же бардак,
Но такое чувство, будто что-то не так…

Выхожу из дома. На улице снег.
Вдруг, навстречу мне знакомый человек.
Мило улыбаюсь, говорю: привет!
Он проходит мимо и ни слова в ответ.

Еду на работу. Снова давка в метро.
Нечаянно соседу въехал локтем под ребро.
Говорю: простите, ну, а он – молчит.
То ли не заметил, то ли просто сделал вид.

Танец мертвецов. Безупречное танго.
Радуйся, ты вытянул счастливый билет!
Ни тебе врагов, ни имен, ни рангов, –
Карнавал душ на тысячи лет!

На работе шеф не замечает меня.
Сегодня ведь зарплата – что вообще за фигня?!
Кричу ему: в гробу я видел вашу контору! –
А он не поднимает даже взгляд от монитора.

Мой уход с работы не заметил никто.
Вспомнил: пара сотен есть в кармане пальто.
Захожу в магазин. Хочу купить кагор,
Но от продавщицы снова жесткий игнор.

Хватит! Сколько можно?! Я завыл от тоски.
Я думал, что хватаю продавщицу за грудки,
Но руки сквозь нее прошли, не встретив преграды –
Врагу не пожелаю такой вот засады!

Танец мертвецов. Безупречное танго.
Радуйся, ты вытянул счастливый билет!
Ни тебе врагов, ни имен, ни рангов, –
Карнавал душ на тысячи лет!

Приехал к даме сердца – та же фигня:
Открыла дверь и смотрит в упор на меня.
Кричу ей: я свихнулся! Что мне делать теперь?! –
Пожимает плечами и захлопывает дверь.

Что здесь происходит? Попробуй, объясни! –
Кто из нас реален – я, или они?..
И что за бледные люди с тенями вместо глаз
Приглашают меня пуститься с ними в пляс?..