Найти тему

Самолеты Второй мировой войны: Самолет « Иванов» (СЗ)

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

В середине 1930-х годов разработка современного многоцелевого тактического самолета стала актуальной задачей для советской промышленности. Аэродинамический и гидродинамический институт ЦАГИ) под руководством Павла Сухого, занимался проектированием и разработкой нового многоцелевого самолета, получившего обозначение СЗ (Сталинское Задание). Запрос предложений на разработку многоцелевого самолета «Иванов был опубликован в начале 1936 года. Прозвище «Иванов» произошло от сталинской формулировки задачи, которая гласила: «Самолет должен быть спроектирован с простой оснасткой, позволяющей выпускать столько самолетов, сколько людей по фамилии Иванов, живущих в нашей стране». Среди конкурсантов были ЦАГИ, главный конструктор Андрей Туполев, Центральный Конструкторское бюро (ЦКБ - центральное, т.е. государственное конструкторское бюро), главный конструктор Николай Поликарпов, Харьковский авиационный институт (ХАИ - Харьковский авиационный институт), главный конструктор Иосиф Неман и еще два коллектива под руководством Дмитрия Григоровича. Согласно техническому заданию, самолет должен был иметь цельнометаллическую конструкцию,

В июле 1936 года Андрей Туполев был назначен главным конструктором Главного управления авиационной промышленности в соответствии с распоряжением правительства. После возвращения из длительной ознакомительной поездки в США, Владимир Петляков по рекомендации Туполева был назначен начальником конструкторского отдела опытного авиационного завода № 156, а Павел Сухой стал его заместителем. Дальнейшие работы по проекту велись в этом конструкторском подразделении. К февралю 1937 года в ОКБ были разработаны техническое задание на самолет «Иванов», который должен был стать многоцелевым самолетом, сочетающий в себе возможности скоростного штурмовика, скоростного разведчика. Он должен был иметь максимальную скорость 420-430 км/ч и потолок 9 000 м.

Только современный, высокоэффективный самолет мог соответствовать таким сложным требованиям. При проектировании самолета Павел Сухой уделил особое внимание использованию новых материалов и технологий. Высокопрочные алюминиевые сплавы были широко использованы в конструкции деталей, которые изготавливались в виде пресс-форм, холодного выдавливания и литья. Команда конструкторов свела к минимуму количество сварки, качество которой было трудно контролировать.

Вместо первоначально выбранного двигателя Микулина М-34ФРН, в марте 1937 года было решено приспособить планер под двигатель М-62 Аркадия Швецова, который уже был выбран в качестве силового агрегата для самолета Николая Поликарпова «Иванов». Этот экспериментальный девятицилиндровый радиальный двигатель мощностью 830 л.с. (619 кВт), был оснащен металлическим двухлопастным винтом с изменяемым шагом диаметром 2,8 м.

Монококовый фюзеляж имел толстую обшивку и состоял из 22 рам. В середине корпуса находилась высокая и просторная кабина для пилота и штурмана, который также выполнял функции стрелка и радиста. Бомбовый отсек с рассчитанный на 200 кг груза, располагался под кабиной пилота между центральными лонжеронами крыла. Впереди кабины пилота и внешних панелях крыла находились три самогерметизирующихся топливных бака общей емкостью 930 литров.

Элероны, рули и рули высоты имели дюралюминиевые каркасы и обшиты тканью.

Вооружение состояло из четырех пулеметов ШКАС по 750 патронов, установленных попарно в наружных панелях крыла. Общая бомбовая нагрузка составляла 400 кг.

25 августа 1937 года первый прототип, получивший в ЦАГИ обозначение АНТ-51, совершил первый полет. Самолет показал хорошую устойчивость и управляемость. Второй опытный образец, СЗ-2, вновь оснащенный двигателем М-62, был закончен в декабре1937 года и отправился в Евпаторию на государственные испытания, где 29 января 1938 года он совершил первый испытательный полет. Однако самолет разбился. Двигатель М-62 оказался ненадежным, и летные испытания АНТ-51 были прекращены. 17 сентября 1938 года третий «Иванов (СЗ-3), оснащенный двигателем М-87, был обкатан. По конструкции он был аналогичен своим предшественникам. Позднее М-87 был заменен серийным М-87А, оснащенным винтом ВИШ-23. Согласно отчету написанному летчиком-испытателем А. Чернавским, который проводил опытно-конструкторские летные испытания, СЗ-3 имел ряд преимуществ перед СЗ-1, более короткий взлетный путь, увеличенная глиссаду и большую скорость. Кроме того боезапас для крыльевых пулеметов был увеличен до 850 патронов.

Государственные испытания самолета начались 27 января 1939 года в Евпатории. Проводили летчики Стефановский и Покровский, штурманом был Третьяков. Опытный образец прошел летные испытания как в штурмовой так и в бомбардировочной конфигурациях. Нормальная бомбовая нагрузка для бомбардировщика составляла 400 кг, а для штурмовика 200 кг .

В итоговом отчете было записано: «Самолет М-87А „Иванов“ конструкции тов. П. Сухого, прошел Государственные испытания удовлетворительно... Самолет «Иванов» следует рекомендовать к принятию на вооружение в качестве легкого бомбардировщика, обеспечив при этом возможность использования в качестве штурмовика и разведчика малой дальности. Он должен быть смешанной конструкции (деревянный фюзеляж и металлические крылья), приспособленный для установки пушек M-87A и двигателя M-88». Модифицированный вариант СЗ-3 с двигателем М87Вс, представленный на государственные приемочные испытаниям в середине 1939 года, имел практически те же характеристики, что и вариант с двигателем М-87. Позже СЗ-3 был оснащен двигателем М-88, вооружение было таким же, как у самолета с двигателем М-87В. Эксплуатационные характеристики практически не изменились, но силовая установка была признана недоработанной. Самолет «Иванов», разрабатываемый Дмитрия Григоровича, остался незавершенным из-за смерти главного конструктора. В результате конкурса стало то, что самолет Сухого оказался лучшим.

Поддержите канал-поставьте лайк