Найти тему
Умная Коллекция

Первые русские коллекционеры

Оглавление
Петр I
Петр I

Окно в Европу: собрания Петра I и Елизаветы Петровны

Осознанное и целенаправленное коллекционирование в российской традиции возникает в период правления Петра I. Открыв окно в Европу, он ввел моду на собирание европейского искусства. По общим оценкам коллекция императора, которую он формировал преимущественно самостоятельно, насчитывала более 400 работ, осевших, в конце концов, в Петергофе (в Большом дворце, Марли и Монплезир), Кунсткамере и Летнем саду.

Художественный вкус правителя формировался постепенно и четко отражал круг его исследовательских и практических интересов. Побывав впервые в Амстердаме молодой царь открыл для себя мир коллекционирования, а общение с видными знатоками искусств и старины сформировало желание не только систематически собирать искусство, но и разбираться в нем. Из живописи более всего император ценил все голландское и немецкое: морские пейзажи, батальные жанровые полотна, кропотливо выписанные натюрморты.

Свою коллекцию Петр I собирал сам и с удовольствием принимал в дар редкие вещицы, предметы старины, картины, поэтому все посольские визиты неизменно сопровождались дарением предметов эстетического и исторического значения. Собрание росло. Сперва оно размещалось в здании царской аптеки, а позже переехало в новую столицу.

Приближенные императора быстро переняли его привычку и начали создавать собственные коллекции, все больше и больше погружаясь в тему искусства, изучая и открывая его для себя. Одним из первых новую моду поддержал фельдмаршал Б.П. Шереметьев (1652-1719), задав уверенный курс на коллекционирование не одному поколению своих потомков.

Елизавета Петровна
Елизавета Петровна

Императрица Елизавета Петровна (1709-1762), также испытав на себе колоссальное влияние отца, внесла существенный вклад в расширение русских собраний. Ею были приобретены внушительные коллекции живописи в Праге и Богемии (более 100 картин), а специально для их размещения был оборудован Картинный зал в Екатерининском дворце.

Частные коллекции в период правления Елизаветы становятся признаком тонкого художественного вкуса, просвещенности и высокого положения в обществе. Таким образом, в середине и второй половине XVIII века на стенах особняков представителей высшей аристократии появляется все больше крупных и знаковых произведений искусства. Правительница ценила утонченность, обладала прекрасной зрительной памятью и была азартна до искусства, в результате чего Петербург в это время становится колыбелью не только коллекционирования западноевропейской живописи, но и искусства в целом.

Частные и государственные собрания середины и второй половины XVIII века

В елизаветинский период была учреждена Академия Художеств – любимое детище И.И. Шувалова (1727-1797) – фаворита императрицы, проводника зарождающегося в России просвещения, владельца колоссальной коллекции, в составе которой были произведения итальянской, голландской, фламандской и французской живописи. Более 60-ти картин, приобретенных им лично и через посредников в Европе и в Санкт-Петербурге, были переданы Академии Художеств. Позднее, еще около 100 полотен его богатого собрания лично купила императрица Екатерина II.

Иван Иванович Шувалов
Иван Иванович Шувалов

И.И. Шувалов, демонстрируя тонкий ум, широкий кругозор и имея прочные личные связи в Европе, стал близким советником Екатерины II в вопросах изящных искусств. Ему и графу Строганову отводится огромная роль в организации первых коллекций Эрмитажа. Создание главного музея Империи связано со случайностью, сыгравшей судьбоносную роль. Собрание живописи западноевропейских мастеров XVI-XVII веков немецкого купца Гоцковского, предназначавшееся для императора Фридриха II, по воле случая так и не было получено адресатом. Затянувшаяся Семилетняя война спутала все карты, и, дабы не оказаться на грани разорения, купец предложил Российской императрице выкупить картины. Воспользовавшись неожиданным предложением, Екатерина II очень скоро оценила значимость этого события: теперь не только в Европе, но и в России хранилось западноевропейское искусство.

Вернемся же к фигуре графа А.С. Строганова (1733-1811). Приближенный Екатерины II (1729-1796), он давал ей советы по части накопления произведений искусства, был ее глазами и ушами в Европе, привозя из Парижа новости о частных собраниях и их роли, о модных и угасающих тенденциях, о знаковых коллекционерах. Опираясь на эту информацию, царица принимала решения о покупке тех или иных картин.

Строганов Александр Сергеевич
Строганов Александр Сергеевич

Александр Сергеевич и сам был неистовым и азартным коллекционером, страсть собирательства поглотила его настолько, что он лично ездил на распродажи в Европу (так, в его руках оказались работы из собраний принца Конти, Мариетта, Шуазеля), а когда было удобно, пользовался услугами посредников. Больше всего его интересовали работы фламандских, голландских и современных французских мастеров. В этот период и в столице Российской империи начинают процветать антикварные лавки, появляются фирмы и частные купцы, торгующие произведениями европейского искусства. К 1790-му году коллекция Строганова так сильно разрослась, что для ее хранения было принято решение построить два новых корпуса в фамильном дворце на Невском проспекте.

Примечательно то, что А.С. Строганов был первым, кто самостоятельно изучил и систематизировал свою коллекцию, а на основании полученных сведений издал печатный каталог-путеводитель на французском языке, снабженный подробными описаниями всех 87 произведений 55-ти мастеров. Позднее он выпустил и второй каталог, где отмечал, что вся его коллекция, любовно и кропотливо собранная за сорок лет, предназначена для тех, кто искренне любит искусство. Для тех, кто не имеет «продажного вкуса», а, напротив, понимает значение истинной любви к искусству. Второй каталог стал легкой и понятной энциклопедией западноевропейского искусства, единственной существовавшей на тот момент.

Чем так примечательно частное собрание Строганова? Благодаря скрупулезному труду коллекционера в России появились картины представителей флорентийской школы А. дель Сарто, Ф. Бароччи, Гарофало, Ч. Черри, венецианцев Я.Бассано, А. Маркезини, Тинторетто. Ламбардская школа в его собрании была представлена Караччи, Корреджо, Г. Рени, Б.Скедоне и другими. Неаполитанская и испанская школа, рассмотренные в каталоге графа совместно, – это картины Веласкеса, Риберы, Мурильо, Л. Джордано. Среди представителей Нидерландской школы оказались полотна Рубенса, ван Дейка, Рембандта, Я. Веникса, А. ван де Велде и других. Французы Пуссен, Валантен, С.Бурдон, П.Миньяр, Ш. де ла Фосс, Г. Робер также вошли в коллекцию Александра Сергеевича.

Другие семейные коллекции Петербурга

Большую ценность представляют и другие частные собрания Петербурга XVIII века. Например, в коллекции графа М.И. Воронцова (1714-1767), которого Екатерина особенно чтила за способность не просто глубоко разбираться в живописи, но и оценивать ее, были превосходные образчики итальянской живописи: П. Корреджо, Каналетто. Из своей длительной поездки по Италии в 1760-х годах он привез уникальные оригиналы, среди которых критики особенно выделяли «Богоматерь» Челести и копию с его же картины «Распятие апостола Андрея».

Дипломат высшего ранга, князь безупречного происхождения, А.А. Безбородко (1747-1799) в своем великолепном дворце на Новоисаакиевской улице разместил роскошную, хоть и составленную будто бы наспех, коллекцию из 330 полотен, среди которых были 22 работы Берне, «Христос в терновом венце» Рубенса, «Бобовый король» Йорданса и множество других ценных произведений.

Московские коллекционеры XVIII века

Но не только в столице процветало коллекционирование изящного искусства. Московские аристократические круги также собирали впечатляющие коллекции, хранившиеся в их Московских особняках и Подмосковных усадьбах, некоторые из которых впоследствии стали музеями.

Николай Борисович Юсупов
Николай Борисович Юсупов

Князь Н.Б. Юсупов (1750-1831) в течение почти 60-ти лет методично собирал искусство: его обширная коллекция формировалась ровно из тех же источников, что и императорская. В правление Екатерины II и Павла I именно он занимался закупкой и заказом произведений в Европе. Со многими художниками он был знаком лично, пользовался их услугами в качестве личных экспертов и советников, и снискал большое уважение в художественной среде. Николай Борисович заведовал собраниями Эрмитажа, и именно при нем была проведена первая инвентаризация всех собраний музея.

В 60 лет князь выкупил усадьбу Архангельское, где разместил свои многочисленные собрания станковой живописи, гравюр, миниатюр, рисунков, произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры, фарфора, а также фамильную библиотеку и семейный архив. Очевидная любовь к античности и классицизму определили основную эстетическую линию его коллекции. Картинная галерея Юсупова насчитывала более 600 полотен, среди которых были представители почти всех европейских школ, однако особое внимание на протяжении всей своей собирательской карьеры он уделял французам, итальянцам, голландцам и фламандцам. Благодаря страсти великого коллекционера в Россию попали такие знаковые произведения как «Дама со страусовым пером» кисти Рембрандта, «Похищение Европы» Клода Лоррена, «Портрет дамы» Корреджо, «Геркулес и Омфала» Буше, «Встреча Антония и Клеопатры» Дж.Б. Тьеполо, «Сафо и Фаон» Давида и многие другие.

Несмотря на то, что осознанное коллекционирование искусства в России началось позже, чем в Европе, буквально за один век страна обогатилась сотнями мировых шедевров, которые и по сей день хранятся в музеях, снискавших мировую славу. Глубокий интерес к искусству со стороны монархов привел к расцвету коллекционирования и небывалому развитию эстетических вкусов и художественной образованности в аристократических кругах. Все эти процессы еще более ярко проявились в следующем столетии, явив миру еще много превосходных русских коллекционеров.

Оригинал текста https://smartcollection.art/stati/pervye-kollekczionery-evropejskogo-tipa-v-rossii-sobirateli-xviii-veka/#more-2788