Наличие одноклассника с психическим заболеванием может повысить риск психических расстройств у подростков, показало новое исследование
Подростки, чьи одноклассники страдают психическими заболеваниями, имеют значительно больший риск получить психиатрический диагноз в будущем, даже с учетом истории психического здоровья родителей и других факторов, как показало новое исследование.
Исследование предоставило новые доказательства того, что подростки в определенной социальной группе могут "передавать" друг другу психические расстройства, такие как депрессия и тревожность, отметили исследователи.
Наличие одноклассника с психическим заболеванием было связано с увеличением риска последующего психиатрического диагноза на 3%. Риск был самым высоким — 13% — в первый год наблюдения и был наиболее выражен для расстройств настроения, тревожных и пищевых расстройств.
Исследование считается самым крупным на эту тему, в нем использованы данные более 700 000 девятиклассников из Финляндии, за которыми наблюдали до 18 лет.
По словам одного из экспертов, цифры оказались выше, чем он ожидал, но исследователи быстро отметили, что исследование не доказывает, что наличие одноклассника с психическим заболеванием приводит к последующему психиатрическому диагнозу у сверстников. "Наблюдаемые ассоциации в исследовании не обязательно являются причинными," сказал ведущий исследователь Юсси Алхо, доктор философии, постдокторант Хельсинкского университета, Финляндия. "Исследование не изучало механизмы, объясняющие наблюдаемые ассоциации."
*Результаты были опубликованы онлайн 22 мая в JAMA Psychiatry.
Нехватка данных
Предыдущие исследования сообщали о кластеризации симптомов настроения, пищевых расстройств и других психических заболеваний среди подростковых и взрослых социальных сетей. Но большинство из них касались самовыбранных групп сверстников.
"Изучение передачи психических расстройств особенно важно в детстве и подростковом возрасте," отметили авторы. "Тем не менее, несмотря на несколько исследований, сообщающих, что подростки могут испытывать усиление симптомов психических расстройств при контакте с друзьями или сверстниками, имеющими психические проблемы, крупномасштабные исследования потенциальных влияний сверстников на психические расстройства у молодежи отсутствуют," написали авторы.
Исследователи использовали базу данных из 713 809 учеников девятого класса, примерно поровну мальчиков и девочек. Все они родились между 1 января 1985 года и 31 декабря 1997 года. Около 47 000 были исключены, так как у них был диагноз психического расстройства до начала исследования.
Около 666 000 учеников из 860 школ наблюдали с девятого класса до первого диагноза психического расстройства, смерти, эмиграции или окончания исследования в 2019 году. Медиана наблюдения составила 11,4 года.
Диагнозы были собраны из финских регистров стационарной, амбулаторной и первичной медицинской помощи и включали диагнозы ICD-9 и ICD-10 для расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, шизофренических расстройств, расстройств настроения, тревожных расстройств, пищевых расстройств, эмоциональных и социальных расстройств, гиперкинетических и поведенческих расстройств.
Авторы учли пол, год рождения, размер школы и девятого класса, уровень урбанизации, уровень заболеваемости, уровень образования, уровень занятости родителей, уровень образования родителей и психическое здоровье родителей, с учетом случайного перехвата для каждой школы.
Дозозависимая связь
В целом, у четверти (167 227) учеников был диагностирован психическое расстройство.
Риск быть диагностированным с любым психическим расстройством был на 3% выше в течение всего периода наблюдения (отношение рисков [HR], 1.03; 95% ДИ, 1.02-1.04). Риск был самым высоким в первый год наблюдения (HR, 1.13; 95% ДИ, 1.08-1.18), а затем снова увеличивался на 4 и 5 год, когда риск был на 5% выше при наличии одного диагностированного одноклассника и на 10% выше при наличии более одного диагностированного одноклассника.
Риск значительно увеличивался для расстройств настроения, тревожных и пищевых расстройств в каждом временном окне наблюдения. Исследователи также отметили дозозависимую связь: чем больше одноклассников с психическим заболеванием, тем выше риск развития психического расстройства в будущем.
"Эти результаты предполагают, что психические расстройства могут передаваться в подростковых социальных сетях," написали авторы.
Исследователи выбрали описать распространение психических расстройств среди одноклассников как "передачу" отчасти потому, что этот термин уже использовался в литературе, сказал Алхо.
Алхо отметил, что исследователи также считают, что передача — это точный термин для описания потенциальных механизмов, с помощью которых могут распространяться психические расстройства.
Авторы выдвинули гипотезу, что больше учеников могут быть диагностированы, когда расстройства нормализуются, благодаря повышенной осведомленности и готовности к диагнозу и лечению.
С другой стороны, уровень расстройств мог также увеличиться — особенно в первый год наблюдения — если бы в социальной сети не было студентов с диагностированным психическим расстройством, добавили авторы. Без примера это могло бы сдерживать ученика от обращения за помощью.
Авторы также отметили, что "возможно, что длительное воздействие депрессивного человека может привести к постепенному развитию депрессивных симптомов через хорошо известные нейронные механизмы эмоциональной передачи."
Новое направление для лечения?
Комментируя результаты для Medscape Medical News, Мадхукар Х. Триведи, доктор медицины, профессор психиатрии Медицинской школы Юго-западного университета Техаса, отметил, что теория о том, что наличие одноклассников с психическим заболеванием может нормализовать эти состояния, имеет основание.
Когда кто-то получает диагноз или лечение, "их сверстники как бы получают молчаливое разрешение выражать свои собственные симптомы или проблемы, которые они могли скрывать или не осознавать," сказал он.
Однако Триведи не согласился с предположением авторов, что уровень расстройств мог также увеличиться, если бы ни один из одноклассников не получил психиатрический диагноз, отметив, что маловероятно, что студент не столкнулся бы с депрессией, тревожностью или другим расстройством настроения — через сверстников или членов семьи — учитывая распространенность этих заболеваний.
"Цифры немного выше, чем я ожидал," сказал Триведи, добавив, что влияние сверстников, оказывающее такое воздействие, "это что-то, что ранее не было показано."
Исследование примечательно использованием комплексных регистров, которые помогли укрепить достоверность данных, отметил Триведи, и результаты предлагают некоторые потенциальные новые направления для лечения, такие как добавление поддержки сверстников. Это оказалось полезным в лечении взрослых, но меньше использовалось у подростков, добавил он.
Автор: Семён Красильников
Психолог, Психолог-онлайн психолог-сексолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru