Май 2017 года - это особенный месяц в истории самолёта МС-21. Именно 28 мая 2017 года состоялся первый полёт первой опытной машины (борт 73051). Продолжительность первого полёта составила всего 30 минут, и он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час.
Май 2017 года запомнился не только первым полётом самолёта МС-21, но и важными проверками его характеристик и возможностей. План полёта включал проверку самолёта на устойчивость и управляемость, а также на управляемость двигателей.
В ходе полёта была выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом. Эти испытания стали первым этапом к утверждению самолёта в качестве перспективной модели, готовой к массовому производству.
За семь лет лайнер прошёл всесторонние испытания. Прочность и ресурс крыла и конструкции самолёта в целом проверялись в ЦАГИ. Опытные лётные экземпляры выполнили в общей сложности более 1000 полётов, в которых проверялись агрегаты самолёта, программное обеспечение комплексной системы управления, работа противообледенительной системы, работа систем самолёта в условиях 45-градусных морозов, выполнялись испытания на сваливание, на уровень шума на местности и многое другое.
Однако, в конце декабря 2021 года самолёт получил только базовый сертификат типа из-за сложных обстоятельств. С 2014-2015 годов бывшие партнёры компании «Иркут» стали уменьшать деловые связи с Россией под давлением из Вашингтона, что привело к ограничению поставок комплектующих до полного разрыва отношений в 2022 году.
Решение о комплектации опытных самолетов с бортовыми номерами 73051, 73053 и 73054 двигателями PW1400G, импортным крылом и авионикой было основано на опыте и технических деталях. Борт 73055 был первым, кто получил двигатели ПД-14, в то время как самолет 73361 (на данный момент 73057), который был запланирован для поставки в «Аэрофлот», имел крыло из отечественных композитных материалов, но импортные двигатели.
В связи с этим, они получили сертификат типа на самолеты, имеющие импортный облик. Такими стали самолеты 73054 и 73056, которые соответствуют типовой конструкции и требованиям, предусмотренным в сертификате типа. Позже самолет 73054 был перекрашен в ливрею авиакомпании «Россия» и сейчас он используется для осуществления корпоративных перевозок и рекламных целей.
В течение ближайших лет ожидается значительное развитие в области авиационной индустрии. Планируется выпуск одобрений для основных изменений в типовой конструкции, а первое из них уже получено на самолёт с двигателем ПД-14 и крылом из отечественных композитов в конце 2022 года. Ожидается завершение сертификации версии лайнера, в котором будут использованы только российские комплектующие, в конце 2025 года.
30 мая опытный самолет МС-21-300 б/н 73053 выполнил перелёт из Жуковского в Иркутск. В 7 часов 2 минуты (ZIA) лайнер взлетел и в 17:14 (UTC+8) приземлился на заводском аэродроме. Перед посадкой самолет осуществил проход над ВПП специально для заводчан, чтобы они могли вновь увидеть своё детище, ведь уже почти год МС-21 не появлялся в небе Иркутска. Этот отрывок является важным шагом на пути развития авиационной индустрии, показывая прогресс и технологические достижения отечественных производителей.
Перелет самолета на Иркутский авиазавод для хранения связан с завершением его участия в сертификационных испытаниях МС-21, где он успешно выполнял проверку импортозамещенных элементов БРЭО и нового программного обеспечения авионики. Этот опытный экземпляр прошёл испытания в импортном облике и был окрашен в ливрею «Иркута», что делает его уникальным среди других опытных самолетов.
Важно отметить, что все предыдущие опытные самолеты, требующие перекраски в корпоративную ливрею ОАК, отправлялись в Ульяновск на предприятие «Спектр-Авиа», в то время как этот самолет остался в Иркутске. Это подчеркивает его значимость для авиационной индустрии региона.
Помещение борта 73053 на хранение на Иркутском авиазаводе указывает на то, что программа сертификационных испытаний для данного самолета завершена и его дальнейшая судьба пока не определена. Столь значимый опытный экземпляр заслуживает особого внимания и может стать предметом интереса для последующих исследований в области авиационной техники.
Важно отметить, что в настоящее время два опытных самолета на ИАЗ проходят модификацию с участием российских комплектующих: 73055 и 73057. Кроме того, в Жуковском остаются опытные 73051 с двигателями ПД-14, 73056 для наземных испытаний и борт 73054. Эти самолеты имеют ключевое значение для сертификации версии МС-21-310рус. До конца июня должен возобновить полёты 73055, а до 30 ноября – 73057.
Считается, что использование этих двух машин будет вполне достаточно для успешной сертификации версии МС-21-310рус. Необходимо отметить, что борт 73053, помимо "обкатки" ранее на нём отечественных компонентов БРЭО, косвенно послужит предстоящим полётам импортозамещённой версии. Этот самолет также играет важную роль в проведении испытаний и тестировании новых технологий.
Таким образом, компания ОАК и представители «Яковлева» уверены, что модернизированные самолеты 73055, 73057 и другие опытные машины создадут нужные условия для успешной сертификации и будут способствовать развитию отечественной авиационной промышленности.
Для дальнейших сертификационных полетов кресла операторов с оборудованием для испытаний будут демонтированы и установлены на борт 73057, что стало неожиданным шагом, поскольку самолет изначально не предназначался для таких целей, а был серийным для коммерческой эксплуатации. Это решение принято в ходе стремительно развивающихся технологических изменений в авиации.
Источник из Жуковского также раскрыл, что сама машина 73057 имеет потенциал быть базой для создания грузовой модификации МС-21. Однако начало работ по данному проекту возможно только при наличии интереса авиакомпаний, специализирующихся на грузовых перевозках. Это открывает новые перспективы для развития авиации и потенциального расширения функциональности самолетов в будущем.
Дальнейшее привлечение внимания к грузовой модификации МС-21 может стимулировать развитие индустрии грузовых авиаперевозок и способствовать увеличению эффективности и масштабов перевозок грузов. Это не только даст новый импульс к инновациям, но также расширит возможности для авиакомпаний в сфере транспортировки грузов.
Последняя посадка борта 73051 в автоматическом режиме на самолёте МС-21-300 с двигателями ПД-14 в рамках лётных сертификационных испытаний в Жуковском 23 мая произвела огромное впечатление на зрителей и специалистов. Этот исторический момент стал вехой, поскольку впервые в полном объёме успешно применена новая версия программного обеспечения системы автоматического управления, специально адаптированная под российские двигатели.
Экипаж, состоящий из лётчика-испытателя ПАО «Яковлев» Романа Таскаева, Героя России, лётчика-испытателя ГосНИИГА Игоря Чернова, а также бортоператоров Олега Березина и Павла Сокута, действовал чётко, уверено и профессионально.
Автоматический режим посадки с тонкой точностью управлялся до момента соприкосновения колес самолета с взлётно-посадочной полосой. Этот успешный опыт подчеркнул не только техническое совершенство оборудования, но и непревзойденное мастерство и слаженность работы экипажа..
Автоматическую посадку самолётов в целом обеспечивают алгоритмы комплексной системы управления (КСУ) и системы автоматического управления (САУ). Борт 73051, оснащённый импортным БРЭО, проводит испытательные полёты для сертификации, что является важным шагом в развитии отечественной авиационной техники. В последующем, когда авионика будет заменена на 73057, подобные испытательные полёты повторятся уже для сертификации российского комплекса БРЭО с российским программным обеспечением.
В Воронежской области планируется организовать производство мотогондол для самолётов МС-21 и SJ-100. Инвестиции в этот проект составят 10,5 миллиардов рублей, как объявил губернатор Александр Гусев в своём ежегодном отчёте перед депутатами областной думы.
Это заявление приходит в контексте развития авиационной отрасли в регионе. Организация производства мотогондол откроет новые рабочие места, способствуя улучшению экономической ситуации в области.
Центр по производству мотогондол, который будет построен в индустриальном парке «Масловский» в Левобережном районе Воронежа к 2026 году, станет одним из ключевых проектов региона. Главная цель этого проекта заключается в удовлетворении возросшего спроса на мотогондолы, который ожидается со стороны промышленности.
В рамках проекта планируется создание более 500 рабочих мест, что положительно повлияет на экономику города и занятость его жителей. Помимо этого, для финансирования проекта будут привлечены как государственные, так и внебюджетные инвестиции, что позволит обеспечить его устойчивое развитие.
Важно отметить, что к 2030 году ожидается значительный рост производства двух типов самолетов - 142 «Суперджетов» и 270 самолетов МС-21. Это свидетельствует о перспективности и востребованности мотогондол. Центр по их производству, который будет создан в Воронеже, сможет полностью удовлетворить потребности рынка и обеспечить качественное производство данных технических средств.
Важный этап в разработке МС-21 составили успешно завершившиеся в апреле этого года статические испытания вертикального оперения в ЦАГИ. Теперь давайте рассмотрим более подробно, как проходили исследования и какие результаты были получены.
Первоначально, в ходе начального цикла ресурсных испытаний, учёные ЦАГИ провели имитацию 10 тысяч полетов, и киль самолета выдержал их без повреждений. Это стало важным подтверждением прочности и надежности используемых материалов.
Следующим этапом стали исследования на статическую прочность, где киль подвергался двум случаям нагружения: до эксплуатационного уровня и при нагрузках, в 1,5 раза выше расчетных. Полученные данные и результаты проведенных испытаний являются важным вкладом в области авиационной безопасности и качества производства.
В апреле этого года в ЦАГИ успешно завершились статические испытания вертикального оперения МС-21. Это доказывает, что российские технологии и отечественные полимерные композиционные материалы, используемые для создания киля самолета, являются надежными и прошли тщательные испытания на прочность.
На следующем этапе испытаний горизонтального оперения пассажирского самолета МС-21 будут проведены статические проверки, включая тестирование изготовленного из российских материалов оперения и импортозамещенных компонентов. После этого результаты исследований будут направлены в ПАО «Яковлев» для получения сертификационного заключения.
Обновленные технические характеристики самолетов МС-21, включая новую версию КСУ-САУ с ПД-14, были оценены в ходе трех полетов в мае. Два из них – 73053, включая перелет в Иркутск, и один – 73051, в ходе которого осуществлялась посадка в автоматическом режиме по категории IIIA ICAO. Полеты позволили проанализировать работу системы и выполнить проверку новых технических решений.
После завершения испытаний горизонтального оперения и компонентов, включая полы, двери, трапы, лобовые стекла, и стекла иллюминаторов пассажирского салона самолета МС-21, полученные данные будут представлены для сертификационной проверки в ПАО «Яковлев».