Найти в Дзене
Деньги Мира

Как Тысяча Превратилась в Пять или Необычная Судьба Необычной Купюры

До конца XIX века французские банкноты печатали в два цвета, которые по тем временам можно было подделать довольно-таки легко. В рамках мероприятий по предотвращению подделки банкнот в 1891 году приняли решение печатать их в четыре цвета, что должно было не только повысить степень их защиты, но и сделать более привлекательными на вид. Были заказаны новые купюры разных номиналов, вплоть до 1 000 франков.

Проект этой последней банкноты, выполненной известным художником Франсуа Фламенгом в манере ар-нуво (это было в 1896 году), весьма отличался от привычных для французских банкнот того времени орнаментов. Обе стороны его были украшены аллегорическими фигурами. Например, на лицевой стороне фигуры мужчины и женщины с жезлом символизируют союз Труда и Науки (распространённый мотив на банкнотах той эпохи). Рядом амурчик держит щит, надпись на котором (в переводе с французского языка) означает «Удача и Мудрость». Это – намёк на девиз Банка Франции, который звучит как «Мудрость исправляет Удачу». Ниже изображён рельеф с аллегориями Науки, Искусства, Промышленности и Торговли.

На обороте мы снова видим аллегорические фигуры на фоне сердца Парижа - острова Сите (виден силуэт Собора Парижской Богоматери). Мужская и женская фигуры слева – это Труд и Удача (богиня Фортуна), которые говорят о том, что для успеха нужно много работы и немного удачи. В правой части композиции – учёный, одетый на античный манер и крестьянин с косой, этот рисунок говорит о том, что в современную эпоху всякий труд немыслим без науки.

-2

Этот во многом новаторский проект вызвал много жарких споров. Во-первых, у чиновников Банка Франции вызвал недоумение сам дизайн билета. «Это открытка или какой-то плакат? Кажется, мсье Фламенг забыл, что он должен создать образцы франков, а не картину для Салона!». С другой стороны, появились совершенно нелепые вопросы – выходит, тысячные купюры будут защищены лучше, чем знаки меньших номиналов? Это будут какие-то совершенно особые деньги только для богатых! Разве такое возможно в демократическом государстве? Вызвала недовольство и обнажённая фигура на билете - нам ещё не хватало гулящих девок с Монмартра!

В конце концов, руководство Банка Франции посчитало, что время для этих купюр не пришло и вскоре миллион готовых купюр был уничтожен. Проект поместили в резерв и вспомнили о нём спустя много лет – в 1914 году, когда французская денежная система стала испытывать острую нужду в купюрах крупных номиналов. С проекта Фламенга сдули пыль, поменяли цветовое оформление и заодно поправили номинал. Тысяча шайбочек франков теперь превратилась в пять тысяч. Банкнот такого достоинства во Франции давно не было – пятитысячные билеты, которые начали печатать ещё в 1846 году, окончательно изъяли из обращения в 1897 году. К слову, эти билеты стали самыми большими по размеру в истории Франции – 25,6 см в длину и 12,8 см в ширину.

-3
-4

Однако же и на этот раз эти купюры не пошли в обращение – из-за боязни инфляции их тоже поместили в резерв Банка Франции, и лишь в 1918 году была отпечатана партия купюр для расчётов по крупным сделкам. Только в сентябре 1938 года ввиду сложной политической обстановки в Европе было решено в рамках подготовки финансовой системы к возможным военным действиям организовать выпуск билетов в 5000 франков. Тут-то и пригодились билеты работы Фламенга (впрочем, их выпустили сравнительно немного – около 600 000 штук).

Практически одновременно с ними в обращение запустили пятитысячные знаки образца 1934 года, известные как «Победа» (имеется в виду победа над экономическим кризисом). Целых семь лет (и каких!) эти купюры обслуживали денежное обращение во Франции в самое страшное время. После окончания войны, в 1945 году, и «Фламенги», и «Победа» были изъяты из обращения.

см. также: