Найти тему
Елена Лямкина

Купец второй гильдии Державин

Ну что, начинаем изучать жизнь купца Державина?! 

Долго размышляла о том, в каком стиле рассказать про Виктора Николаевича и решила, что хочу показать вам путь краеведа. С чего началось мое любопытство и к чему привело.

А началось всё с этого страшного, заросшего гаража. С одной стороны это простой, современный гараж, а с другой – видно, что постройка не простая. Каменная кладка, полукруглые своды над бывшими окнами дают понять, что постройка очень старая, явно досоветского периода. 

Фото 1. Старый гараж

От местных жителей я услышала: «Это лавка купца Державина». Вот тут начался интерес и возникло много вопросов: Кто такой купец Державин? Чем он торговал здесь? В какие годы жил? Откуда возил товар? Каким товаром торговал? Где жил сам? И вообще, откуда взялся? 

Подобных вопросов было еще много. А с тех пор, как я впервые увидела это строение, прошло несколько лет. И вот что мне удалось выяснить. Вернее, не мне - а нам! Это очень важно понимать, что в одиночку столько информации не найти. Мне всегда помогали. В конце статьи я упомяну об этих людях.

 Так вот, купец Державин Виктор Николаевич 1857 года рождения. Крупные события страны отобразились на его жизни очень ярко. Как видите, родился он незадолго до отмены крепостного права, во Владимирской губернии, город Ковров. Нам не удалось выяснить, что сподвигло семью пойти в Сибирь, но факт этого перехода нам известен. В 1872 году, когда Виктору было 15 лет, вся семья перешла в Барнаул. Почему «перешла» а не «переехала», то ответ очевиден. Железных дорог, как и гражданской авиации, тогда не было. Были только лошади и тракты. Полагаю, что такое путешествие заняло много дней. От Владимира до Барнаула примерно 3314 км. Современная карта Гугл показывает, что пешком это расстояния можно преодолеть за 29 дней.

-2

Фото 2. Расстояние от Коврова до Барнаула

Что делал Ковровский мещанин Державин в Барнауле нам неизвестно. Но известно, что в село Риддерское он переехал в 1885 году, а в 1886 году у него уже родился сын Николай. Но о семье расскажу ниже. Как у любого мужчины, на первом месте – работа.

Державинская мельница

В истории Риддера Державин остался со словом «купец». Был ли он только купцом? Давайте выяснять.  Самое известное его предприятие в Риддере это мельница. Она работала на воде. Находилась под горой Сокольной, на реке Быструха. И сейчас мы можем увидеть «следы» этого предприятия. На территории Алтайского Ботанического сада до сих пор видны каналы и, самое интересное, остатки каменных жерновов.

-3

Фото 3. Жернова в Алтайском ботаническом саду

  Мельница была не только важным предприятием. Она располагалась в живописном месте в которое любили ездить на отдых местные жители. По воспоминаниям Прасковьи Тихановской: 

«Мои родители рассказывали, что ещё задолго до революции риддерский купец В.Н. Державин далеко за селом построил мельницу. Работала она на силе реки Быструхи, катившей свои довольно быстрые воды с Белков. Впадали в неё столь же бурные ручьи. Чтобы использовать силу воды – она должна была крутить мельничные колёса – к зданию мельницы был проложен небольшой канал, с высоты которого вода падала на колёса мельницы. Чуть выше здания мельницы, между рекой и каналом была устроена горка из причудливо уложенных камней. Весь берег Быструхи и ближайшие склоны гор были усеяны цветами: жарки, Марьины коренья, незабудки, кандыки, ветренники… Недалеко от мельницы была прекрасная роща вековых берёз, около которой стоял дом мельника.

Красота неописуемая!

Риддерские господа, интеллигенция, управляющий предприятием семьями ездили на «Державинскую мельницу» отдыхать, дышать чистейшим воздухом снежных Белков.»

-4

Фото 4. Отдыхающие дамы. 1912 г

Упомянутая Прасковьей «горка из причудливо уложенных камней» стоит до сих пор и является одной из площадок ботанического сада

-5

Фото 5. Утёс. 1912 г.

-6

Фото 6. Женщины на утёсе. 1912г

Как эколог могу сказать, что данные камни никто специально не укладывал. Это вполне природное творение. 

Но вернемся к мельнице. На ней работали не только нанятые приказчики, но и сыновья Виктора Николаевича Державина. К счастью, нашлись уникальные снимки 1912 года с той самой мельницы.

-7

Фото 7. Державинская мельница 1912 г  

-8

фото 8. Державинская мельница с колесом

Кожевенный завод.

Был у купца и такой заводик. К сожалению, точных данных об этом предприятии мной не найдено, но есть предположения. Местным жителям известна дорога от Риддера до реки Убы. На этой дороге есть два перевала: «Ванявка» и «Березовая грива». Сейчас мы остановимся на Ванявке. От местных жителей слышала я версию происхождения этого странного названия перевала. Говорят: «Раньше здесь располагалась ферма, на которой выделывали шкуры КРС, и стояла такая вонь... Так и назвали это место Вонявка». Нетрудно догадаться (или предположить) что та самая «ароматная ферма» и был кожевенный заводик нашего купца Державина. Купцов в то время в Риддере было не много и вероятность того, что заводик на Ванявке принадлежал кому-то другому есть, но очень маленькая. 

Сейчас на этом перевале сенокосные луга, а от фермы не осталось и следа.  И в этом живописном месте любят останавливаться путники и делать красивые фотографии.

-9

Фото 9. Современные туристы на перевале «Ванявка»

А раньше и в Поперечку можно было попасть только через этот перевал, и на Березовой гриве дорога раздваивалась. Одна вела в Поперечное, другая к Большой Убе.

Маслозавод

А в Поперечном было у Державина и другое дело. Кроме земли под высадку пшеницы - 90 десятин, рожь - 3 десятин, и 8 десятин (1 десятина = 1,09 гектара) сенокосных земель в Убовском обществе, был и маслозавод. Я предполагаю, что этот маслозавод был в деревне «Зауба», которая находилась на противоположном берегу Белой Убы от Поперечки. Основание для такого предположения следующие:

В 2022 году житель Поперечного, с помощью металлоискателя, нашел в той самой Заубе необычный железный предмет. Тяжелый металлический (возможно чугунный) круг, диаметром около 20 см и высотой около 4 см. Посередине отлит герб Российской империи, а по кругу надпись: Братья В.Н. Бландовы.

-10

Фото 10. Пресс для сыра от братьев Бландовых найденный в Поперечном

Нехитрые манипуляции с интернетом дали понять, что это пресс для сыра. А братья Бландовы это купцы, которые занимались молочным производством в начале XX века. В процессе расширения своего дела они открывали заводы по всей Сибири, а так же производили оборудование для молочного производства. 

Отсюда, логично предположить, что такое современное (для того времени) оборудование мог позволить себе не каждый простой крестьянин. А наш купец Державин совершенно точно имел такую возможность. Отсюда делаем вывод, что в районе Поперечного у него были и сенокосы и маслозавод. 

Лавки

Интересные загадки получились и с его лавками. На первом архивном фото лавка. Она была подписана местными краеведами как: «лавка купца Державина»

-11

Фото 11. Архивное фото «Лавка купца Державина»

И если приглядеться к заднему плану и архитектурным особенностям, то это здание совсем не похоже на то, с которого я начала свою статью. А похоже на другое, которое тоже было лавкой ( по воспоминаниям Прасковьи Тихановской) 

-12

Фото 12. Здание на улице Курека. 2023г

На этом современном фото видно, что второй этаж и правая часть здания были пристроены и не являются первоначальным видом и проектом. А форма окон и кладка верхней части первого этажа сильно напоминает здание с первой архивной фотографии. 

-13

Фото 13. Здание на улице Базарная

  И уж совсем не похоже на это здание. Оконные своды здесь явно не переделывались. 

Какое же здание было лавкой купца Державина – я точно не выяснила. Это пока что, остается для меня загадкой.

Белое здание стоит на улице Курека, каменное на улице Базарной.

Ирбитская ярмарка

Наш Виктор Николаевич был купцом второй гильдии, и чтобы получить и поддерживать это звание, необходимо было участвовать в большой торговле.

Важной и знаменитой торговой площадкой в те времена была ярмарка в уральском городе Ирбит. Находясь на Урале, она, как бы соединяла, два огромных региона Российской империи. С одной стороны Сибирь со своими природными богатствами, с другой стороны европейская часть с благами культурной цивилизации. Сибиряки привозили на ярмарку меха, мед, рыбу и другие богатства того времени. С другой стороны купцы привозили книги, ткани, посуду, скобяные изделия, мыло и другие блага просвещенной Европы. 

Каким образом добирался до Ирбита наш купец Державин – нам выяснить не удалось. Но даже сейчас это огромное расстояние. 

-14

фото 14. Расстояние от Риддера до Ирбита

Тот же Гугл говорит, что пешком это расстояние можно преодолеть за 18 дней. Конечно, наш Державин передвигался на конях. Что не делает такую поездку сильно легче. К тому же, необходимо было везти груз и туда и обратно. Из Риддера он вез пушнину, мед. Возможно еще хариуса, масло (ярмарка проходила зимой), ну и подпольно золото. 

Вот отрывок из статьи Щегловой Т.К «Деятельность алтайских купцов на Ирбитской ярмарке во второй половине XIX века.

«Вторую по объему привоза группу алтайских товаров составляла пушнина: белка, беличий хвост, сурок, лисица, соболь, куница, заяц. Крупнейшими поставщиками пушнины на Ирбитскую ярмарку в 80- 90-е годы являлись: Т.Г. Бодунов, А.Г. Бодунов, А.Д. Васенев, В.В. Воронцов, В.И. Голев, В.Н. Державин, П.С. Сбитнев, А.С. Зорин, Я.В. Иванов, В.Я. Коломин, А.Ф. Кошкин, Т.Н. Кузьмин, Н.Т. и И.Т. Макаровы, Г.Н. Маштаков, С.А. Рафиков, И.Д. Рождественский, И.И. Татаринцев, А.А. Усов, А.П. Фирсов и др. В торговле пушниной Ирбитская ярмарка приобрела роль регулятора цен, а к концу XIX в. ярмарка превратилась в главный пушной рынок России. Сами коммерсанты говорили: "Без ярмарки пушнину трудно продать". Этому способствовало то, что "Ирбитская ярмарка хорошо известна за границей, и к этому времени заграничные торговые дома дают требование покупать пушнину... что сделать в Москве при меньшем числе покупателей весьма трудно". Если по объему привоза алтайская пушнина уступала другим регионам, особенно Восточной Сибири (в 1893 г. енисейской и ленской белки было привезено 2250 тыс. шт., алтайской, бийской, кузнецкой, томской и минусинской, вместе взятых, -1250 тыс. шт.), то по качеству не уступала и ценилась высоко: в 1896 г. енисейская белка шла по 13-14 коп., ленская - 14-16 коп., обская и иртышская - 15-16 коп., алтайская и бийская - 18-20 коп. Наконец, благодаря торговле с Монголией и Китаем по Чуйскому тракту алтайские купцы являлись монополистами в торговле сурком.»

Чтобы возить товары на ярмарку, необходимо было официально стать купцом, а для этого: 

«Гильдии. Для всех, без различия, занятие торговлей сопряжено с необходимостью вносить определенные торговые пошлины, выбирать билеты и свидетельства, каковые бывают двоякого рода – торговая или купеческая и промысловые, а торговые в свою очередь подразделяются на свидетельства первой гильдии и второй. 

Купцу первой гильдии предоставляется право производить оптовую торговлю по всей Империи русскими и иностранными товарами, лично или через своих приказчиков и содержать для сего в городах и селениях конторы, склады и амбары, но с уплатой установленного билетного сбора, за каждое такое заведение, не изъятое от оного по закону; право производить во всех городах и селениях того уезда, где взято свидетельство, розничную торговлю русскими и иностранными товарами из лавок и магазинов, а также содержать там фабрики, заводы и ремесленные заведения с платежом установленного билетного сбора за каждое торговое или промышленное заведение и право принимать повсеместно подряды и поставки по существующим правилам. 

Купцу второй гильдии предоставленные те же права, но в сравнительно меньшем размере. По свидетельству второй гильдии предоставляется: право производить в том уезде, на который взято свидетельство розничную торговлю русскими и иностранными товарами из лавок или магазинов, а также одержать фабрики, заводы и ремесленные заведения, и право принимать подряды и поставки.»

Державин Виктор Николаевич был купцом второй гильдии и был внесен в список алтайских купцов. Об этих фактах, в своих трудах, говорит наш краевед и первый руководитель музея Клинк Владимир Владимирович: 

«Итак, в конце XIX века Риддерск оказался в глухом углу, в стороне от больших дорог страны, Сибирской железно-дорожной магистрали и водной магистрали Иртыша. Административная оторванность Риддерска от Усть-Каменогорска тормозила развитие Риддерска. В 1899 году Риддреское селение насчитывало 3934 жителя, занимавшихся золотодобычей, земледелием, животноводством, лесосплавом и работающих на мельницах, кожезаводах принадлежавшим купцам Жаркову, Шапову и бийскому купцу 2 гильдии Державину, имевшему ряд лавок и тайно скупавшему золотишко у старателей под носом у царских чиновников»

 Из последнего отрывка можно заметить, что не очень-то любили купцов, особенно те, кто принял советскую власть. Но это и понятно. Мы же попробуем разобраться, каким имуществом владел Державин?

Зачем ему осёл?

Одним из источников информации о купце Державине был формуляр сельскохозяйственной переписи 1917 года. Как известно, перепись была всероссийской. Из этой переписи мы знаем, что у Державина было: 

«Лошадей - 11, жеребят - 1, коров - 2, свиней - 3, поросят - 5, осел - 1.

Земли под: Пшеницы - 90 десятин, рожь - 3 дес.

Покос - 8 десятин в Убовском обществе , бессрочно

Телег на железном ходу - 3, на деревянном ходу - 2

Торговая деятельность - магазин - 1, мельница - 1, масл. завод - 1, кож. завод - 1.»

Изучая этот список, у меня закралось сомнение, что Виктор Николаевич указал всё свое имущество… Во-первых, для таких земельных угодий 12 лошадей как-то маловато. Ну и 2 коровы тоже, маловато. Как видим из трудов Клинка, Державин не любил власть и умел её обманывать. Но самый забавный вопрос для меня, после изучения этого списка имущества – Зачем ему осёл? Почему осёл один, и в каких работах или забавах он использовался? 

Что касается жилья, то нам стало известно, что жили Державины в двухэтажном доме. Говорят, первый этаж служил лавкой. Но это не подтверждённые данные. Так же как и то, что дом Державиных во времена советской власти сначала был «Дом Шахтера» - выполняя функции офиса горняков. Позже этот дом стал детской библиотекой в парке Цветников.

-15

Фото 15. Детская библиотека из парка Цветников. 1950-е годы.

 На фотографии библиотека. Но если внимательно посмотреть на этот дом, то вполне можно предположить, что он мог принадлежать купцу. Не совсем типичная архитектура для советского периода. Сравните, например, со школой, построенной в 1920-х годах:

-16

Фото 16. Школа №11. 1927 год

Ну, если мы начали разговор о жилище Державиных, то перейдем к составу его семьи.

Многодетная семья

Данные о семье Державина были найдены в двух источниках. Первое это метрические книги из Успенского храма, который был единственным в Риддере. И второе, это данные всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года. 

И по метрическим книгам, и по данным переписи, у Державиных Виктора и Александры было 7 детей. И мы были уверены, что их было именно 7, пока не начали смотреть на имена и годы рождения. При внимательном изучении стало понятно, что детей было 12! Как известно, в те времена была очень большая младенческая смертность. Не избежал этой беды и наш, вполне обеспеченный, купец Державин. Вот список всех детей: 

Николай-8 марта 1886 г

Борис - 24 июля 1888 г. (не выжил из младенчества)

 Павел - 1891 г

Владимир-3 июля 1892 г. (не выжил из младенчества)

Анемпобист - февраль, погребен 12 марта 1894 г. (не выжил из младенчества)

 Василий - 1895 г

Георгий - 1898 г

Вир -1900 г

Нина – 13 января 1902 г. (не выжила из младенчества)

Зоя - 1904 г

Александра – 7 мая 1905 г. (не выжила из младенчества)

Александра - 1911 г

К счастью, у нас есть фотография семьи Державина, которая сделана на их мельнице в 1912 году.

-17

Фото 17. Семья и прислуга Державина на мельнице. 1912 г.

Можно увидеть на этом снимке и старших сыновей и женскую половину, состоящую из жены, дочек и прислуги. А так же приказчики, которые управляли мельницей и другими предприятиями.

Кроме высокой детской смертности, достались детям Державина и другие горести. 

Нам известно, что старший сын Николай в период советской власти, стал инженером. Так как изначально он был грамотным, а так же имел опыт в гидротехнике. Он был одним из строителей и наладчиков Хариузовской ГЭС. 

-18

Фото18. Строители Хариузовской ГЭС 1928г

На фото Николай Викторович третий слева из сидящих. 

Но самое страшное , что случилось сыновьями - это расстрел в 1937 году. В 1930 е годы семья переехала в Свердловскую область. И там сыновья Вир и Николай работали инженерами. Расстреляны по приговору «тройки НКВД». В тот страшный год, аресты и расстрелы были массовым явлением. Задели они и наших сыновей купца Державина. Для меня было страшным открытием само явление: «тройка НКВД». То есть, три чиновника, посовещавшись только, без всякого суда и следствия принимали решение об аресте, и самое страшное, о расстреле человека.  

-19

Фото 19. Данные о расстреле Николая

-20

фото 20. Данные о расстреле Вира

 Каким образом семья оказалась в Свердловске и были ли они раскулачены в Риддерске – нам выяснить не удалось. 

Сам Державин Виктор Николаевич умер 22 марта 1928 года от раковой опухоли. Было ему 71 год. И жили они на улице Больничной. Сейчас этой улицы, как и первого риддерского кладбища нет совсем. Они погребены под завалами на склонах горы Сокольной. 

 Мы долго искали фотографию или другое изображение нашего героя. Среди фото от 1912 года, мы нашли эту фотографию. Она не была подписана, но мы считаем, что на ней именно наш купец

-21

Фото 21. Державин В.Н. на утёсе. 1912 г

В качестве выводов хочу сказать, что прослеживая жизнь Державина, можно проследить историю страны. Это такие важные события : отмена крепостного права, массовое переселение в Сибирь, Столыпинская реформа,  высокая детская смертность, ирбитская ярмарка и жизнь российского купечества, сельхоз перепись 1917 года, революция и  новая советская власть с развитием промышленности, включая страшные репрессии 1937 года. 

Благодарности

Как и обещала выше, рассказываю о людях, благодаря которым эта статья стала возможной.

Во-первых, самые важные и достоверные факты нашел Ковешников Олег Иванович. Его умение находить в архивах и музеях интересные документы считаю особым талантом. Спасибо, Олег Иванович!

Во-вторых, хочу выразить благодарность Риддерскому историко-краеведческому музею и отдельно фондохранителю Андреевой Оксане Викторовне.

Отдельная благодарность бывшему сотруднику Алтайского ботанического сада Сатекову Ескендиру Яковлевичу за предоставленные фотографии жерновов. 

Ну и благодарность всем местным жителям, которые отвечали на мои, порой странные, вопросы! 

Всем, кто дочитал до конца – тоже огромная благодарность! Напишите в комментариях – какие вопросы у вас возникли при прочтении данной статьи. Будем искать дальше