ПУШКИН, АРХАНГЕЛЬСКИЙ, ЕЛИЗАВЕТА И РОЗА
Какие только открытия ни ждут в пути, какие совпадения и сочетания ни потрясают воображения…
Например, во многих городах глубинной России есть улицы Розы Люксембург. Ни она про эти городки не слышала при жизни, ни жители этих улиц ничего сегодня про пламенную Розу не знают. Более того, имя её – польской еврейки, пламенной революционерки, вскрывавшей непримиримые противоречия капитализма, его язвы и пороки, звучит как-то издевательски среди воцарившегося капитализма и буржуазного духа на этих самых улицах.
В городе Ейске такое название улицы воспринимается просто пародийно! Ведь прежде она называлась – Елизаветинской В путеводителях говорится: «В названиях улиц увековечена память тех, кто приложил руку к созданию города. В честь отца-основателя Воронцова названа улица Михайловская и Воронцовский проспект, а в честь его жены Елизаветы Ксаверьевны названа улица Елизаветинская (ныне улица Р. Люксембург). Муза Пушкина осеняла эту тихую улочку недалеко от Таганрогского залива. А вот причём тут Люксембург? – смех берёт!
Тем более, что именно на этой улице, как я писал, родился замечательный поэт-пародист Александр Архангельский. Это прямо сюжет для его сатирического стихотворения – может он где-то там, за жемчужными облаками юга, и пишет его – про двух уроженок Польши.
«Нельзя сказать, что она была хороша собой, но такой приятной улыбки, кроме её, ни у кого не было, а быстрый, нежный взгляд её миленьких небольших глаз пронзал насквозь. К тому же польское кокетство пробивалось в ней сквозь большую скромность, к которой с малолетства приучила её русская мать, что делало её ещё привлекательней», - так описал Елизавету Воронцову, урожденную Браницкую, Филипп Вигель, автор популярных в XIX веке «Записок».
Ее отец, коронный великий гетман граф Ксаверий Браницкий, которого чуть не убил на дуэли известный авантюрист Джакомо Казанова, после второго раздела Польши перешел на русскую службу и женился на племяннице князя Григория Потёмкина – Александре Энгельгард. В этом союзе родились пять детей – два сына и три дочери. Младшей из них – Елизавете – предстояло войти в историю не только благодаря удачному замужеству, но и благодаря любви, которая вспыхнула в сердце великого поэта России.
Мать оберегала свою дочь от атмосферы распущенности, которая могла навредить молодой неопытной девушке, и подыскивала ей мужа, который составил бы для ее дочери достойную партию. Таким мужчиной оказался граф Михаил Семенович Воронцов, герой войны 1812 года. Ну, про дальнейшую жизнь скромницы-полячки - пока промолчим.
Наследница её по части наименования Розалия Люксенбург тоже родилась в Польше, в городке Замостье, который в то время входил в состав Российской империи. Общественно-политическая деятельность увлекла ее еще тогда, когда она училась в женской гимназии в Варшаве – девушка выступала, например, против русификации польских школ. Злободневно, правда? Но в 18 лет внучка торговца-буржуа Розалия была вынуждена покинуть Польшу из-за участия в революционном кружке «Пролетариат». Она бежала в Швейцарию, где изучала философию, политэкономию и юриспруденцию в Цюрихском университете, и стала одной из первых женщин, получивших кандидатскую степень. Позже она сократила свое имя для удобства произношения и заменила в фамилии букву «н» на «м», получилось «Роза Люксембург». Она была незавидной невестой. Из-за полученной при рождении травме – вывиха тазобедренного сустава – она на всю жизнь осталась хромой, ее рост был 150 см, Тяжёлая «корма», короткие ноги, слишком большая голова, близко посаженные глаза и нос, который, по заверению иных недоброжелателей, «напоминал повисшего удавленника». Всё это не придавало изящности и привлекательности.
Роза с головой погрузилась в революционную борьбу и преображалась только тогда, когда выступала за трибуной перед простым народом. Недоброжелатели объясняли такую чрезмерную политическую активность революционерки комплексом неполноценности. Биограф Р. Шнайдер писал: «Можно сказать, что судьба обездолила её трижды: как женщину в обществе, где главенствуют мужчины, как еврейку в антисемитском окружении и как калеку».
Кто-то считает её русофобкой и феминисткой, но так сложилась судьба. Например, Роза Люксембург открыто жила с мужчинами вне брака не вследствие того, что была убежденной феминисткой, а в силу сложившихся обстоятельств. Ну и с российским самодержавием боролась, с мировым империаоизмощм. Когда-то Розалия сказала, что хотела бы умереть «на своем посту – на улице или в тюрьме». Ее слова оказались пророческими. В январе 1919 года. после провала революции в Германии Розу Люксембург вычислили и арестовали. А потом забили прикладами, прострелили голову и сбросили в берлинский Ландвер-канал, что находится вблизи сада Тиргартен, где она некогда мечтала о семейном не феминистском счастье.
Елизавета Воронцова такое счастье нашла. Когда ее муж, удвоивший состояние с приданным жены, получил назначение генерал-губернатором Новороссийского края и Бессарабской области, и семья переехала в Одессу, именно там вспыхнули внесемейные страсти, которые вызвали немало пересудов в свете. Елизавета, любившая веселье и образованное общество, смогла создать вокруг себя блестящий двор (ау, хуторская Одесса!), состоящий из польской и русской аристократии. Не миновал его и Александр Пушкин, который в июле 1823 года был переведен в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Знакомство с хозяйкой дома не оставило равнодушным любвеобильного поэта. Образ жены начальника пленил надолго его воображение. Считается, что именно ей Пушкин посвятил потом стихи «Ненастный день потух…», «Сожжённое письмо», «Талисман», «Желание славы» и «Храни меня, мой талисман…». – о перстне, подаренном Воронцовой:
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Что там было? – доподлинно неизвестно. То ли платонический роман, то ли операция по отвлечению графа от истинного роман с Раевским – не суть важно. Тем боле на плохо заасфальтированной улице, переименованной столь пародийно!
Надо вернуть в духе времени прежнее имя, русское, благозвучное, поэтическое. А ещё лучше – назвать улицу именем уроженца - Александра Архангельского.