Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

«Итальянский фильм «Эрика», шведский — «Выстав­ленная напоказ»… В не­давнем прошлом их крутили бы в подозрительных забегаловках..."

«Итальянский фильм «Эрика», шведский — «Выстав­ленная напоказ», американский — «Эро*ические грезы Казановы»… В не­давнем прошлом их крутили бы в подозрительных забегаловках, ныне они демонстрируются первым экра­ном. Их широко рекламируют. Им посвящают красоч­ные буклеты, воспроизводящие самые откровенные, са­мые «ударные» сцены».

Читаем фрагменты старой статьи литературоведа и кинокритик Бориса Галанова (1914-2000), опубликованной в 1972 году:

«Когда перед просмотром датского фильма «Мирные дни в Клиши», по роману знаменитого американского по*нописателя Генри Миллера, режиссер объявил, что собирается показать его в двух вариантах: полном, датском, и сокращенном, французском,— это прозву­чало каким-то анахронизмом.

Фильм, вызвавший в прошлом году, при первом своем появлении, скандал, теперь, на фоне непрерывно прогрессирующего по*но­кинематографа, всерьез объявляется нравственным.

Но не только ловкие ремесленники и бессовестные коммерсанты приложили руку к такого рода фильмам.

Анархиствующие бунтари под видом обличения «сте­рильной» буржуазной морали тоже преподносят зрите­лям откровенную по***графию.

У входа в кинотеатр «Олимпия» какой-то свирепого вида бородач настойчиво совал прохожим приглашения на просмотр нового фильма — «Мехико».

А в приглаше­нии авторы фильма грозились показать истинное нутро тех, кто хорошо вымыт и аккуратно одет, кто начинает день с того, что чистит зубы, надевает белую рубашку и приличный галстук, кто заботится о своем доме и своей семье.

И вот в первых же кадрах фильма мы увидели обнаженную женщину (невесту? мать? сестру?), кото­рую под гогот толпы посыпали мукой и мазали кровью только что зарезанной свиньи.

И это было, пожалуй, да­же не самое отвратительное надругательство из числа тех, что в этом фильме, да и во многих других, люди проделывали друг над другом и над самими собой. …

… Зато разбору и оцен­ке по*нофильмов посвящаются серьезные и обстоятель­ные опусы. Тут не до шуток! Репортеры интересуются подробностями постановок таких фильмов и деловито осведомляются у актрис, принимают ли они перед съем­кой эро*ических сцен противозачаточные таблетки?

Ре­цензенты с сожалением пишут о том, что в кино до сих пор еще не создан свой эро*ический шедевр, и выража­ют надежду, что у по*нофильмов скоро появится свой Гриффит.

Отмена всяческих запретов на по***графию, кото­рую сегодня изображают как эру «освобождения кине­матографа», и нынешний очередной «се***альный взрыв» — все это призвано, конечно, оглушить, одура­чить зрителя, отвлечь от острых проблем и противоречий действительности.

Тем неожиданней для многих оказался шумный ус­пех книги и фильма «История одной любви», до той по­ры никому не ведомого молодого американского писате­ля Эрика Сегала.

Говорят, что этот весьма средний, но зато весьма чувствительный фильм по числу зрителей, его посмотревших, стал настоящим рекордсменом. Эрик Сегал в одно утро проснулся знаменитым. …

Однако нет ли определенной закономерности в том, что слащавый фильм о любви двух молодых людей — Оливера и Дженни — и преждевременной смерти героини от лей­кемии, фильм, который зрители приходят смотреть, предварительно запасшись большим носовым платком, стал своего рода знамением времени, своеобразной реакцией на бесчисленные по*нофильмы?

Разумеется, прогрессивная критика ищет для себя опору не в фильмах, подобных «Истории одной любви», справедливо усматривая в них попытку завлечь зрителя на сентиментальную приманку, а в возросшем на Западе интересе к проблемному, политическому кине­матографу, к фильмам, посвященным самым жгучим и актуальным вопросам современности. …

…немало лент, герои которых жили с ощущением тотальной катастрофы,— лент, то грязноватых по сюжету, то вызывающих свирепые, то, напротив, эстетизирующие низменные чувства и по­ступки.

Были здесь истории распавшихся, разложив­шихся семей; были истории юнцов, взбадривающих себя на*котиками.

В американских фильмах «Поез­жай»,— говорит он», «Паника в Ниддл Парке», в документальной ленте «Укрой меня» (где заснято выступление перед многотысячной аудиторией популярной музыкальной группы «Роллинг стоунс») жестокий и беспощадный мир, который определяет на Западе условия человеческого существования, надвигается на нас с экрана, оглушая ревом, свистом, гоготом взвинченной, доведенной до помешательства толпы, во­ем полицейских сирен, «индустриальными» ритмами поп-музыки, ослепляя светом автомобильных фар, ошеломляя судорожным метанием кинокамеры. …

И как бы в противовес этому безумному миру — фильм Лукино Висконти «Смерть в Венеции» по одно­именному рассказу Томаса Манна приглашает нас в один из прекраснейших городов.

Поэзию венецианской лагуны Висконти передал на экране, наверное, как ни­кто другой до него.

Мне особенно запомнились началь­ные кадры: в канал св. Марка входит неуклюжий, пе­репачканный копотью пассажирский пароходик, и уг­рюмый его силуэт с шапкой дыма над трубой как бы растворяется в немыслимом сиянии нежнейших красок юга...

Но под небом Венеции среди воздушного великолепия мраморных дворцов стареющего компо­зитора Ашенбаха преследует призрак смерти и разложения.

Венеция больна. В Венеции эпидемия холеры.

Что же удерживает Ашенбаха в зараженном городе?

Красивый мальчик с загадочной улыбкой, по-детски чистой и в то же время кокетливо порочной, мальчик, к которому артиста влечет извечная любовь к прекрас­ному и старческая страсть...

Однако по своему настрою, проблематике, отноше­нию к прошлому и настоящему эти фильмы стоят как бы «над схваткой», в стороне от ключевых проблем современной жизни.

Меланхолическая «Смерть в Вене­ции» навряд ли откроет новые перспективы перед кине­матографом.

Да и станет ли искать в ней опору художник, чуткий к современной тематике?

Важные тенден­ции современного киноискусства Запада воплощаются сегодня в фильмах социальных, политических.

Но, ко­нечно, наивно было бы думать, что открыто вмешива­ются в жгучие проблемы жизни сплошь прогрессивные художники.

В борьбе идей идеологии буржуазии широко используют политический фильм для рекламы буржу­азного образа жизни и затушевывания острейших со­циальных противоречий.

Промелькнул, например, на фестивале конкурсный итальянский фильм «Калифа», снятый модным моло­дым писателем Альберто Бавилакуа по его же роману, с участием известных актеров Уго Тоньяцци и Роми Шнайдер.

Есть в этом фильме сцены классовых боев — забастовок, разгона рабочих демонстраций, кровавых схваток с полицией. Одним словом, все, как в жизни.

Но... в сущности говоря, «Калифа» — фильм не о клас­совой борьбе, а о примирении классов. О классовой гармонии, которая чуть было не осуществилась, потому что молодая работница полюбила владельца фабрики Добердо. Помешала предательская пуля.

Со смертью Добердо оборвался процесс «перевоспитания» слабоха­рактерного капиталиста, начатый молодой женщиной в разгар стачки и не без успеха продолженный затем в постели. …

…Разные это были фильмы, но и в них ребенку не­редко приписывались то жестокие наклонности, то ран­няя порочность.

Что же касается отношений детей и родителей, то если в «Слабом сердце» Луи Малля неж­ная дружба 15-летнего Лорана с матерью и «сентимен­тальное» его воспитание завершаются скандальной (даже в глазах поклонников таланта Малля) сценой кровосмешения, то в подавляющей массе фильмов ро­дители и дети оказываются абсолютно чуждыми и даже враждебными друг другу людьми.

Пожалуй, больше всего на свете дети опасаются повторения безрадостного пути своих родителей, бездуховной их жизни. Об этом, в сущности, история двух шведских школьников и ли­рической их любви, рассказанная Роем Андерссоном («Шведская любовная история»).

Впрочем, к лучшим западным фильмам, идет ли речь о взрослых или о детях, относятся те, авторы кото­рых сохраняют веру в жизнь, с ее радостями и горестями, веру в конечное торжество человека» (Галанов, 1972: 202-215).

Галанов Б. Когда умирают боги // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 202-215.