Ведь это иллюзия, будто юность всегда счастлива, — иллюзия тех, кто давно расстался с юностью; молодые знают, сколько им приходится испытывать горя, ведь они полны ложных идеалов, внушённых им с детства, а придя в столкновение с реальностью, они чувствуют, как она бьёт их и ранит. Молодёжи начинает казаться, что она стала жертвой какого-то заговора: книги, подобранные для них взрослыми, где все так идеализировано, разговоры со старшими, которые видят прошлое сквозь розовую дымку забвения, — всё это готовит их к жизни, совсем непохожей на действительность. Молодёжи приходится открывать самой, что всё, о чем она читала и о чем ей твердили, — ложь, ложь и ложь; а каждое такое открытие — еще один гвоздь, пронзающий юное тело, распятое на кресте человеческого существования.
Автор. Книга была напечатана в 1915 году. Это была далеко не первая работа Моэма, но, как считают критики и сам автор — лучшая. Во многом она очень автобиографична. Уильям Сомерсет Мóэм — английский классик. Тем не менее он долго жил во Франции, часто путешествовал по Европе и Индокитаю, бывал в Африке, плавал по Тихому океану. Моэм прожил насыщенную, яркую, долгую жизнь, пережил две мировые войны и умер в 1965 году.
Выбор книги. Книга притянула меня своим названием. Бремя страстей человеческих. Такое философское, летучее, метафизическое. «Бремя страстей человеческих» — это заглавие одной из частей сочинения Спинозы «Этика» (1677). Моэм, по-моему, удачно его позаимствовал.
Сюжет. Действие романа начинается в конце XIX века. С первой страницы мы встречаем главного героя, 9-летнего Филипа, с которым далее знакомимся ближе и ближе, по мере взросления. Это его книга, его история. Начинается она немного трагично: со смерти матери Филипа. Отец, хирург по профессии, умер ещё за несколько лет до этих событий. Их семья была интеллигентной и приличной, но потеряла былые накопления, поэтому Филип с небольшим наследством был отправлен к своему крёстному дяде, англиканскому священнику в сельском приходе. Так как собственных детей у священника и его жены не было, они взялись за воспитание мальчика как умели, опираясь на свои мещанские и пуританские представления о жизни.
Жизненный путь Филипа извилист и полон событий. Очень скоро мальчик взрослеет, начинает выбирать профессию и искать свое предназначение. Он попадает в совершенно разные круги общества, успевает пожить в нескольких европейских столицах, осваивает поочерёдно те специальности, которые, казалось бы, не уместить в списке увлечений одного человека. Он проходит круговорот событий и чувств, заставляющих его разочаровываться и глубоко привязываться. Филип встречает самых разных людей: героев, неравнодушных и живых — персонажей книги, которых так просто не забыть.
Произведение соткано из практического опыта и пропитано интересом к искусству и образованию. Жажда жизни несёт Филипа, и благодаря ей автор уполномочен и может отразить эпоху полностью.
У городов буквально есть лица. Жизнь в Европе у Моэма не смешивается в одну кашу, атмосфера одного места не спутывается с атмосферой другого. Как это — ютиться с подвальными грязными бедняками в нищих кварталах? Каково быть вольным художником в пьяном Париже? А новоиспечённым врачом на практике в Лондоне?
Мне, естественно, полюбился и сам Филип. Он наделён многими привлекательными (но не очевидно привлекательными) чертами, и я, скорее, привыкала к его особенностям и постепенно начинала их любить. Он не харизматичный пижон, но у него отличное чувство юмора. Он не неудачник, но и не выскочка. При этом он не является заурядным членом общества. Филипп высмеивает общественное мнение, хотя не противопоставляет себя ему. Он не становится супергероем, несущим знамение миру, но во всем остаётся довольно проницательным и чутким.
➕Мой интерес по мере прочтения совсем не уменьшался. Сложно было предположить, как развернётся ситуация, как поведут себя персонажи, хоть это и в целом сюжет об обычной жизни. Концовка также до последнего остается неизвестной.
➕Трагикомедия и философия произведения довольно глубокие. На каждом этапе взросления они у Филипа отчётливо меняются. Автор доступно рисует и мир мечтательного ранимого ребёнка, и пробуждение чувств подростка, и становление мудрого, любящего жизнь, молодого мужчины. Чем старше становится Филип, тем интереснее читать.
➕ Я не сильно интересуюсь эпохой XIX века, потому что мне сложно её представить. А с Моэмом это очень даже удалось. Во многом потому что в книге есть непринуждённая критика системы, ироничный подход к нравственным «святыням», скептический взгляд, который сегодня считается вполне естественным. Но для того времени Моэм был нестандартным писателем: его обвиняли в попирании морали и в том, что он не соответствует традиционным литературным стандартам обличения «добра-зла».
➕ Хороший художественный слог. В книге немыслимое количество годных цитат. Причем их можно брать и вырезать не редактируя — они от этого не теряют ни по семантике, ни по гладкости. И в общем-то, они куда прозаичнее попсовых вездесущих изречений из книг Ремарка.
➖ Сложно найти минусы. Единственный, наверное, в том, что я не могу назвать эту книгу чем-то новым, невероятным и переворачивающим всё с ног на голову.
➖Персонажи часто меняются. Но такова, наверное, специфика типичного романа взросления.
⏳629 страниц. Толстенький том, что тоже плюс. Сложилось так, что у меня было много свободного времени, поэтому я справилась почти за неделю. Читать можно не спеша, с перерывами и паузами. И под вино, и к чаю.