Если вы знаете латынь и увлекаетесь историей средневековья, то явно читали сборники различных рецептов - корпусы, написанные монахами. Это такие здоровенные фолианты, в которых содержались полезные советы на все случаи жизни. Например, заболел конь, ищешь рецепт, а там... возьми часть того, часть этого, налей, взболтай, нагрей, остуди, прикладывай и лошадь выздоровеет. Эдакие огромные "Библии домашнего мастера".
Никогда не задумывались, как, вот КАК???? они додумались, что нужно все эти ингредиенты взять, как-то смешать и применить. Получается, сидел человек, смешивал всё со всем, мазал на различные части тела лошади, себя или даже соседей... и смотрел: выживет или нет?
Вы не поверите, но именно так всё и было!
Для того чтобы в Новое время произошла научная революция, сотни лет тёмного средневековья сидели алхимики и банально пробовали смешивать, растирать, нагревать, остужать и смотрели, что получится. Как правило, получалось... ровным счётом ничего. Но иногда получалось... нечто.
И про один такой случай мы сегодня поговорим.
Жил в средневековой Венеции монах Филиппо Мария Галеаццо. Вообще-то по происхождению он был сыном одного мастера-стеклодува с острова Мурано. Но у того было слишком много сыновей, которые уже занимались стеклом, поэтому было решено не класть все яйца в одну корзину, так как мастерская уже была перенаселена, и отдать младшенького в монахи.
Это решение папеньки-стеклодува имело ещё одно очень интересное последствие. В то время в Европе активно свирепствовала инквизиция. Там работали суровые ребята, которые за любой чих могли устроить развлекательное шоу "Пусть погорят" прямо на базарной площади в твоём собственном исполнении. Поэтому иметь блат среди монахов многодетному бате показалось неплохой идеей.
Маленького Филиппо отдали на воспитание к монахам. На удивление те не стали утомлять пацана службами, пением псалмов... нет это, конечно, было, но в экспресс варианте. А всю энергию парня направили на... стекло. Настоятель ордена подумал, что неплохо было бы братьям заиметь собственную стеклодувную мастерскую и дал парню полный карт-бланш: твори что хочешь!
Ну он и сотворил!
Поимо стеклодувной мастерской, которую с его знаниями было довольно легко запустить, Филиппо начал эксперименты со стеклом. Он добавлял в стекло металлы, оксиды, соли, каменную крошку, пыль - огромное количество веществ и записывал результаты своих опытов. Настоящий прорыв был достигнут, когда Филиппо добавил в стекло... прокаленные на огне и перетёртые в мельчайшую пыль кости.
Я бы до такого и в страшном сне не додумался: положить в стекло - костяной пепел!
А Филиппо додумался и то, что у него получилось, заставило всех открыть рот от изумления.
Вся фишка оказалась в... химическом составе костей - фосфате кальция. При попадании костяного пепла в стекло он делает прозрачное стекло мутным, оно становится молочно-белого цвета с благородным жемчужным отливом.
Проще говоря, обычное стекло становится точным подобием опала (лунный камень)!
Неспециалист никогда не сможет отличить настоящий опал, который так ценился и до сих пор ценится в Европе, от "костяного стекла". Именно так его назвали итальянцы.
К чему привело это открытие?
Братья-монахи не оценили открытие Филиппо, не стали делать из него секрета. Когда же до них дошло, какую курицу с золотыми фаберже они упустили из своих рук, было поздно... о секрете уже узнали конкурирующие мастера-стеклодувы.
Все мастера Мурано, Венеции и Флоренции сразу же ринулись штамповать поддельный опал просто в немыслимых количествах. Европу захлестнула мода на стеклянный опал.
Первые годы его продвигали как настоящий, ходили байки, что мол, под Венецией нашли гигантские запасы этого камня. Потом правда раскрылась и опаловое стекло начали продавать собственно как необычное стекло.
Но тут встала другая проблема: где брать пережжёные кости?
В Средневековой Италии не было мясных комплексов по типу нашего Арианта или Мираторга. Всё, что было с костями жгли и перетирали. Ценник на это вещество взмыл до небес.
Сразу вспоминается анекдот про то, как один мужчина с нестандартными наклонностями зашёл ночью на кладбище с лопатой и восхищённо обвёл его взглядом... и это был не анекдот.
Начинали с костей животных, потом добрались до костей людей. Рыли, рыли и ещё раз рыли, жгли и толкли, снова рыли.
Кладбищенско-вкрышные работы оказались настолько популярны, что власти даже выпустили эдикт о том, что если кого-то поймают за этим делом... вы меня поняли... его кости тоже перетолкут в экспресс порядке. Однако искателей фосфата кальция это не остановило, его цена сравнялась с золотом.
Не знаю чем бы всё закончилось, но алхимики вскоре нашли замену пережжёным костям и фосфат кальция начали добывать из руды (фосфатита и апатита).
Кроме того секрет опалового стекла узнали в Англии, Франции и Германии, именно в этих странах началось его массовое производство.
Пик популярности стекла пришёлся на правление Наполеона III, однако среди коллекционеров считается, что самые дорогие и вычурные экземпляр опалового стекла были созданы при Наполеоне I.
На аукционах они стоят баснословных денег.
Сегодня опаловое стекло производится в промышленных масштабах. Из него делают тарелки, бокалы, формы для запекания, просто декоративные изделия. Пользуемся таким стеклом и мы. Оно по праву считается одним из самых красивых в нашей палитре цветов и чаще всего используется в бижутерии.