Одним из основополагающих моментов обучения является интерес. Любое обучение должно сопровождаться собственным интересом к изучаемому предмету. Причём очень важно отделять простое любопытство от настоящего интереса. Если первое – штука временная и, в принципе, ни к чему не обязывающая, то второе демонстрирует куда более серьёзное отношение и претензии к необходимости понимания того, что заинтересовало.
Подобную разницу можно заметить на примере чувств и эмоций. Эмоции – это временное явление, чувства – почти постоянное. Эмоции способны затмить собой всё, но они быстро и бесследно проходят, чувства – это более глубокие переживания, которые и длятся по времени значительно дольше, и анализа, хоть самого поверхностного, требуют. Поэтому, когда интересно, а не просто любопытно, для человека не существует понятий «непонятно» или «чего-то лень».
Если покопаться в причинах этих проявлений, то можно выйти к любопытнейшим выводам. По сути дела, лень является крайней противоположностью интересу. Само это слово означает отсутствие побудительного мотива к чему-либо. Лень – это протест против какого-то конкретного явления или знания. Лень появляется, если человек точно для себя знает, что ни в данный конкретный момент, ни в ближайшем будущем, это явление или знание ему не пригодятся или они полностью противоречат его взглядам.
С непониманием всё не так однозначно. Непонимание может сопровождаться диаметрально противоположными настроениями. Оно может быть выражено как с оттенком раздражения, так и с оттенком некоего азарта. Человек может быть раздражён тем, что ему приходится разбираться в том, что для него лично пока непонятно, что это такое и для чего ему это нужно. Иными словами, такое «непонятно» возникает при деятельности «из-под палки» или по совету наставника. В первом случае, слово «непонятно» надо понимать как попытку человека улизнуть от малопонятного и малоприятного занятия. Во втором случае это уже если не просьба о совете, то хотя бы просьба о понижении требовательности со стороны наставника. В любом из этих случаев человек должен сделать окончательный выбор – надо оно ему или нет. Спору нет, осваивать навыки, например, катания на коньках или тренировать удары по мячу с помощью стенки в значительной степени менее увлекательно, чем участие в самой игре. И задача наставника именно в том и состоит, чтобы донести до подопечного необходимость этих нудных, однообразных тренировок, ведь когда начнётся сама игра, у ученика не будет времени думать, как лучше нанести удар или как правильно скользить, маневрировать и тормозить. Точно так же дело обстоит и с другими видами деятельности. В любой сфере есть набор неких основных навыков и знаний. Но если слово «непонятно» высказывается с азартом, то это может означать только одно – человек испытывает к данному знанию настоящий, неподдельный интерес и намерен разобраться с данным вопросом самостоятельно. Это и есть самый, что ни на есть, правильный подход к обучению. Только собственный интерес может дать импульс к постижению и достижению.