(Откровение 17:7-13)
Нашим усилиям понять символы в Откровении иногда помогало вдохновенное объяснение, упрощавшее нашу задачу. Мы были рады узнать, что семь светильников означают семь церквей Асии (1:20) и что дракон - это сатана (12:9). Возможно, вы хотели бы, чтобы Откровение объясняло больше. Если это так, то ваше желание удовлетворяется в главе 17, ибо в этой главе мы получаем больше объяснений, чем в любом другом разделе книги. К сожалению, некоторые объяснения труднее понять, чем символы.
По утверждению Барклея, “глава 17 - одна из наиболее трудных глав в Откровении”. Хейли называет 17:8-11 “местом, из всей книги наиболее трудно поддающимся толкованию”. Суит считает этот отрывок “непостижимым”, говоря, что для него “может быть найдено больше, чем одно решение”. Эдвард Мак-Доуэлл пишет, что “мы можем только гадать о [значении] загадки” семи царей и зверя, который был и которого нет.
Трудность, возможно, заключается в том, что многие из нас не знакомы с апокалиптической литературой и не привыкли обращаться к ней. Возможно, слова ангела были понятнее читателям первого века. Кроме того, совсем не исключено, что мы делаем эту главу сложнее, чем она есть на самом деле. Может быть, эти стихи вовсе не были задуманы как контрольная работа на наши познания по части римских императоров. Возможно, в стихах с 10 по 12 вовсе нет необходимости определять каждого отдельного царя.
В этом уроке мы рассмотрим различные толкования ангельского объяснения. При этом мы должны не забывать ключевое предложение, составляющее тему глав 17—19: “И пришел один из семи ангелов... и говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих” (17:1). Цель главы 17 заключается не в том, чтобы определить, кто сидел на императорском троне, когда писалось Откровение, или дать христианское толкование мифу о возрожденном Нероне. Ее цель для читателей Иоанна заключалась в том, чтобы подтвердить, что Рим движется к собственному разрушению, а главный смысл для нас - что всякое противостояние Господу, в конце концов, будет устранено.
Разбирая середину главы 17, все время держите в уме тему стиха 1, тогда вас не смоет и не унесет потоком предположений.
АНГЕЛЬСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
В нашем предыдущем уроке Иоанн увидел пышно одетую женщину, сидевшую на багровом звере. Мы пришли к заключению, что в то время эта женщина олицетворяла город Рим (и больше того), в то время как зверь был Римской империей.
Когда Иоанн увидел женщину, он “дивился удивлением великим” (ст. 6). В Современном Переводе переведено: “Я поразился”. Возможно, апостол был поражен по той причине, что, исходя из обещания ангела, ожидал увидеть город, объятый пламенем, а, вместо этого, увидел женщину в расцвете сил. Возможно, что он был ошеломлен, потому что она источала силу и уверенность; она казалась непобедимой.
Какова бы ни была причина реакции Иоанна, она дала ангелу возможность заговорить о женщине и том, на ком она сидела:
“И сказал мне ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов” (Отк. 17:7).
Удивление Иоанна было вызвано женщиной, но ангел предложил объяснить обоих: и блудницу, и зверя. Женщину нельзя понять без этого зверя, носившего ее, - так же, как невозможно понять четырех всадников в отрыве от их боевых коней.
Ангел начал:
“Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится” (Отк. 17:8).
Фраза “от начала мира” подчеркивает извечную цель Бога; она не учит ни существованию индивидуального предопределения, ни невозможности отступничества. Господь уже указал на возможность изглаживания имени человека из книги жизни (3:5).
Несколько раз утверждается, что зверь “был и нет его”, но он еще придет. Это может иметь несколько значений. При изучении главы 13 мы указывали, что зверь из моря олицетворял антихристианское правительство. Мы также отмечали, что зверь сочетал в себе черты четырех зверей, в Дан. 7 представлявших Вавилонскую, Мидо-Персидскую, Греческую и Римскую империи. В каком-то смысле зверя “не было”, потому что три из четырех империй уже отошли в прошлое. В каком-то смысле, однако, он продолжал существовать (и будет продолжать существовать ), потому что всегда есть “новая и усовершенствованная” модель антихристианского правительства, ждущая за кулисами своего выхода. В дни Иоанна зверем была Римская империя, но с ее падением зверь отнюдь не почил. У дьявола никогда - и до сего дня - не переводились политические союзники.
На другое возможное значение стиха 8 указывают слова “И будут удивляться живущие на земле...” (Славянское Евангельское Общество). В главе 13 Иоанн, описывая зверя из моря, сказал: “И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля...” (ст. 3). В тексте оригинала в обоих случаях (“будут удивляться” и “дивилась”) употреблено одно и то же слово. Когда мы изучали исцеление раны зверя, мы отмечали убежденность некоторых в том, что здесь прослеживается связь с легендой о возрожденном Нероне, которая гласит, что придет время и Нерон вернется с войском, чтобы отомстить городу Риму. В соответствии с этой точкой зрения Нерон рассматривался как олицетворение оппозиции христианству: он “был” (он жил) и “нет его” (он умер), но он “явится” (в лице Домициана, который продолжил и даже усилил гонения, начатые Нероном).
Когда мы обсуждали 13:3, после объяснения легенды о возрожденном Нероне я высказал предположение, что этот отрывок может просто относиться к удивительной живучести Римской империи. После смерти Нерона в империи воцарился хаос (в течение одного года сменилось три “императора”); но после прихода к власти Веспасиана империя оправилась и даже еще больше укрепилась. Может быть, фразу “был, и нет его, и явится” надо воспринимать в целом, и Дух Святой хотел сказать этим только то, что зверя (под которым понималась Римская империя) было трудно уничтожить. Эта кажущаяся непобедимость всегда восхищала тех, кто поклоняется успеху.
Существует и еще одно объяснение, почему о звере сказано, что он “был, и нет его, и явится”: в Откровении о Господе постоянно говорится, что Он “есть и был и грядет” (1:4; см. также 1:8; 4:8). Эфирд высказывает мысль, что слова стиха 8, прежде всего, задумывались как “антитеза любимого описания Иоанном Бога”. Если это так, то отметьте значительную разницу в том, как Иоанн говорит о звере, и как о Господе: стих 8 сообщает, что зверь пойдет в погибель - а Господь грядет к победе.
Что бы еще ангел ни намеревался сделать в описании, данном в стихе 8, он эффективно увязал зверя из главы 17 со зверем из моря, с которым мы знакомимся в главе 13 (см. ст. 3, 12, 14). Закончив с этим, он был готов начать свое подробное описание, которое он предваряет словами: “Здесь ум, имеющий мудрость” (ст. 9). С подобным выражением мы встречаемся в 13:18. Оно подает нам знак, что далее последует что-то важное, какие-то ключи для расшифровки, понятные только мудрым.
Нам остается только испытывать благодарность за то, что понимание первой части объяснения ангела не требует много мудрости:
“Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов [то есть семь голов зверя] суть семь гор, на которых сидит жена” (Отк. 17:9).
Ранее мы видели, что семь голов зверя в общем смысле указывают на его большое коварство и хитрость. В стихе 9 ангел наделяет головы особым значением: “Семь голов суть семь гор”. В предыдущем уроке мы пришли к выводу, что в дни Иоанна женщина олицетворяла Рим, который был всемирно известен, как “город, построенный на семи холмах”.
Если бы ангел здесь остановился, то нам не составило бы особой трудности понять, что Вавилон великий - это город Рим и что его ожидает гибель. “Но, - как говорит Маунс, - тут сюжет усложняется”. Вместо того, чтобы остановиться, ангел дает дополнительное толкование семи головам:
“И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель” (Отк. 17:10, 11).
Озадачивает нас вовсе не тот факт, что головы наделены больше, чем одним значением. Символический язык может быть подобен оптической иллюзии, когда вам видится сначала одно, а затем, при рассмотрении под другим углом зрения, оказывается чем-то другим. Генри Элфорд отмечает, что по отношению к женщине (городу Риму), головы - это холмы, на которых она сидит; но по отношению к зверю (Римской империи) это цари.
Что делает стих 10, по выражению Лэдда, “одним из наиболее спорных стихов книги Откровения”? Начать с того, что большинство из нас озадачивает объяснение в стихе 11: зверь “есть восьмой, и из числа семи”. Как мог зверь иметь семь голов и в то же время сам быть одной из них? (Попытайтесь себе это мысленно представить). Что касается слов “из числа семи”, Робертс (один из лучших специалистов по греческому языку, каких я знаю) говорит, что эта фраза “трудна и по-гречески и, вероятно, означает, что «он равен одному из семи»”. Уилкок считает, что она означает “еще один такого же рода”. Но даже если эти ученые правы, это не устраняет трудностей. Кто или что представляет собой “восьмая” голова, так или иначе, зависит от толкования последующих слов.
Самые жаркие споры по этому стиху сосредоточены на семи (или восьми) царях.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Подробное перечисление - пять царей пали, один остался, еще один должен появиться, плюс был еще один - убедила многих комментаторов, что мы должны точно определить, кто (или что) пал, кто (или что) остался, и так далее.
Так как сам зверь был слиянием нескольких мировых империй, то некоторые убеждены, что от них требуется перечень этих империй. Эти перечни отличаются друг от друга, но ниже приведено более или менее типичное для такого подхода перечисление:
Пять, которые пали:
1. Египет
2. Ассирия
3. Вавилон
4. Мидо-Персия
5. Греция
Один, который есть:
6. Рим
Другой, который еще придет:
7. Римская империя, ставшая “христианской” при Константине (?)
Восьмой:
8. Все антихристианские правительства в будущем (?)
Слабость этого подхода заключается в том, что приходится “играть в угадайку” относительно того, какое царство “еще не пришло” и какое восьмое “из числа семи”. Попытки определить седьмую и восьмую империи зачастую ведут к ожиданию еще одной мировой империи несмотря на то, что в Дан. 2:44 указывается, что после установления Божьего царства (которое произошло, когда в первый день Пятидесятницы после Воскресения была создана церковь), уже больше не будет мировых империй, созданных человеком.
Большей популярностью пользуется подход, согласно которому головы - это римские императоры. К сожалению, ко времени написания Откровения уже было более семи императоров. С какого же императора следует начинать? Какого императора следует внести в список, а какого опустить?
Как и предыдущий, этот подход имеет много вариантов, но следующий перечень является более или менее типичным:
Пять пали:
1. Август (Октавиан) (27 [или 31] г. до н.э. - 14 г. н.э.)
2. Тиберий (14-37 гг. н.э.)
3. Гай Калигула (37-41 гг. н.э.)
4. Клавдий (41-54 гг. н.э.)
5. Нерон (54-68 гг. н.э.)
Один, который есть:
6. Веспасиан (69-79 гг. н.э.)
Другой, который еще придет:
7. Тит (79-81 гг. н.э.)
Восьмой:
8. Домициан (81-96 гг. н.э.)
Приведенный перечень обладает несколькими сильными сторонами. Согласно нашему тексту, седьмому “не долго быть”, а Тит правил очень недолго. Поскольку, как мы уже отмечали, зверь мог олицетворять не только империю, но также и императора (другими словами, Домициана), то можно сказать, что этот зверь был восьмым, будучи одновременно “одним из семи” (другими словами, императором, подобным предыдущим семи).
Но у этого перечня есть и свои недостатки. Он произвольно начинается с Августа и игнорирует Гальбу, Отто и Вителия, которые быстро сменяли друг друга в 68-69 гг. до н.э. Самая большая проблема заключается в том, что этот перечень явно датирует написание Откровения днями Веспасиана, несмотря на тот факт, что у нас нет других доказательств того, что эта книга была написана в его дни, зато есть очень много доказательств, что она была написана в дни Домициана. У нас нет оснований считать, что во время правления Веспасиана существовали такие гонения, которые привели бы к ссылке Иоанна на Патмос или к гибели Антипы (1:9; 2:13).
Маунс отмечает: “Как бы кто-либо ни пытался представить семь царей как римских императоров, они сталкиваются с такими трудностями, которые бросают густую тень сомнения на весь подход”. При желании вы можете сами поиграть в составление списка императоров.
Предлагались и другие идеи определения семи/восьми голов, но мы сейчас перейдем к стихам 12 и 13. Дав спецтолкование головам зверя, ангел переключился на десять рогов этой твари. Рога обычно олицетворяют силу, поэтому десять рогов указывали на то, что зверь обладал великой силой. Ангел же придал дополнительную значимость этой части тела зверя:
“И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю” (Отк. 17:12, 13).
Десять царей - это, вероятно, упоминающиеся в стихе 2 “цари земные”, которых соблазнила великая блудница, - подчиненные правители, не имевшие собственной власти, но чье право царствовать исходило от Рима. Они поддерживали Рим, потому что это было им выгодно экономически и политически.
Комментаторы по-разному толкуют царей, но большинство сходится на том, что число “десять” следует понимать символически, а не буквально. Маунс, например, пишет: “Число десять - символическое, и говорит оно о завершенности. Оно не указывает ни на десять конкретных царей, ни на десять европейских царств возрожденной Римской империи”.
Обнаружив в имеющейся литературе по Откровению, что очень многие исследователи настаивают на том, что число десять не следует понимать буквально, я не мог удержаться от мысли: “Почему же тогда мы считаем необходимым понимать «семь» в этом же отрывке буквально? В конце концов, в Откровении все так или иначе замыкается на числе семь”. Я также усомнился в том, что большинство читателей Иоанна знало имена всех кесарей за предыдущие пятьдесят лет. Даже если они их знали, как могли они определить, кого включать в список, а кого - нет?
Может быть, от нас и не требуется, чтобы мы определили конкретных императоров (или империи)? Может быть, главный смысл здесь тот же, что и в стихе 8? Многие головы (головы с первой по пятую) уже были, и нет их. Это не означает, однако, что зверь (антихристианское правительство) больше не существует. Он продолжал существовать (голова шесть) и будет существовать (головы седьмая и восьмая) вплоть до своей вечной погибели.
Как бы там ни было, если Иоанн и имел в виду конкретных императоров (или империи), то мы не можем категорично заявлять, кем (или чем) они были. По поводу вопроса, идет ли речь об императорах или об империях, Леон Моррис пишет: “И тот, и другой варианты возможны, но, наверное, все-таки лучше тот вариант, когда мы воспринимаем числа символически”. Маунс соглашается: “Возможно, что наиболее удовлетворительным объяснением семи царей будет то, что число семь - прежде всего символическое и означает власть Римской империи как исторического целого”.
НЕБЕСНОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ
Возможно, что пытаясь разобраться с главой 17, мы не то посчитали главным, и нам следовало сосредоточиться не на трудных для понимания местах, а на том, что ясно и безошибочно. Среди очевидных уроков, которым учит глава 17, можно отметить следующие: (1) зло может выглядеть привлекательно, но оно приносит погибель; (2) зло может выглядеть неотразимым, но его можно отразить; (3) зло зачастую выглядит непобедимым, но конец его предрешен.
Этот третий урок, я считаю, составляет главную мысль всей главы. Давайте вернемся к нашей теме: “Я покажу тебе суд над великой блудницей” (ст. 1). В центре внимания этой главы суд и над блудницей, и над зверем. Стихи 8 и 11 утверждают, что зверь “пойдет в погибель”. Греческое слово, переведенное “погибель”, означает “полное разрушение, потерю благополучия”. Им неоднократно в Новом Завете называется состояние окончательного, вечного проклятия (Мф. 7:13; Фил. 1:28; 3:19; Евр. 10:39; 2 Пет. 3:7).
Мы не можем убедительно растолковать многое в главе 17, но в одном мы уверены: в конце концов, Бог накажет зло. Моррис отмечает, что ангел “говорит недостаточно для того, чтобы мы четко определили, что подразумевается под [головами зверя]. Его интерес сосредоточен не на том, что зверь делает или какую силу имеет. Главное - что он пойдет в погибель. Так в конечном итоге погибнет все зло”.
В нашем следующем уроке мы увидим, что Агнец победит противящихся Ему (ст. 14). Мы увидим, что зверь и его последователи обратятся против Вавилона великого: “Сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне” (ст. 16). Вот это главное в главе. Давайте же не будем теми, кто за деревьями не видит леса!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говорят, что истины, больше всего нужные для нашего спасения, наиболее ясно изложены в Писании. Вы можете получать (или не получать) интеллектуальное удовлетворение от попыток разгадать загадки стихов 10—13 главы 17, но сомневаюсь, чтобы эти стихи имели большое значение для вашего спасения. Вы можете попасть на небеса, даже если и не определите, что означают семь (или восемь) голов зверя, но вы не сможете попасть на небеса, если не выполните эти простые, но четкие заповеди:
Вы должны уверовать в Иисуса Христа всем своим сердцем (Ин. 3:16; 8:24).
Вы должны покаяться в своих грехах и обратиться к Господу (Лк. 13:3; Деян. 17:30).
Вы должны во всеуслышание заявить о своей вере в Иисуса и отдать свою жизнь Ему (Мф. 10:32; Рим. 10:9, 10).
Вы должны креститься (погружением) в Иисуса для прощения ваших грехов (Мк. 16:16; Деян. 2:38; Гал. 3:26, 27).
Вы должны жить в соответствии с обязательством, которое вы приняли (Лк. 9:62; Отк. 2:10).
Марк Твен как-то сказал, что его беспокоило не то, чего он не понимал в Библии, а то, что он понимал. Вы можете понять, как стать христианином, как жить по-христиански и как попасть на небеса, когда придет время умереть. Если вы не поступаете так, как ждет от вас Господь, вот это должно вас беспокоить.
Два раза в месяц несколько членов общины церкви Христовой проводят в одном доме престарелых воскресные богослужения. Одна милая сестра там не знает даже своего собственного имени, не говоря уж об именах древних правителей - хоть римских, хоть отечественных - но она хорошо знает имя Иисуса, которому она посвятила свою жизнь много лет назад. Вот это вы должны знать. Вот это вы должны делать.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД