Найти в Дзене
LANASKINO

"Солнце мое" - приз в Каннах 2022 за то, чтобы обнять ушедшего отца как можно крепче

Честное возвращение выросшей девочки в казалось бы обычные летние каникулы, которые та провела с тридцатилетним отцом в Турции - дебютный фильм Шарлотты Уэллс, отмеченный спецпризом в Каннах, с Полом Мескалом и Фрэнки Корио. Пол Мескал получил номинацию на Оскар за роль молодого и плачущего внутри отца. У девочки на грани переходного возраста родители молодые и в разводе. На каникулы она отправляется с папой на море в Турцию. Бюджет у них скромный, но самое главное - они вместе. Они о многом говорят, о многом молчат. Они, как и все туристы, ходят в бассейн, купаются в море, едят, слушают плохое пение в караоке, играют в бильярд и автоматы, ходят по местным лавкам, ныряют и мажутся кремом. Без спецэффектов. Без нереальных сюжетов, но с вполне ощутимой болью автора. В реальности отец режиссера умер, когда ей было 16 лет. Похожая честность, кстати, тоже без надрывного драматизма, видимого сюжета есть и другом (непохожем по теме) фильме, обласканном в Каннах 2020-х: Оригинальное названи
Оглавление

Честное возвращение выросшей девочки в казалось бы обычные летние каникулы, которые та провела с тридцатилетним отцом в Турции - дебютный фильм Шарлотты Уэллс, отмеченный спецпризом в Каннах, с Полом Мескалом и Фрэнки Корио. Пол Мескал получил номинацию на Оскар за роль молодого и плачущего внутри отца.

Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск

О чем фильм?

У девочки на грани переходного возраста родители молодые и в разводе. На каникулы она отправляется с папой на море в Турцию. Бюджет у них скромный, но самое главное - они вместе. Они о многом говорят, о многом молчат.

Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск

Они, как и все туристы, ходят в бассейн, купаются в море, едят, слушают плохое пение в караоке, играют в бильярд и автоматы, ходят по местным лавкам, ныряют и мажутся кремом.

Чем хорош фильм?

Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск

Это честный фильм.

Без спецэффектов. Без нереальных сюжетов, но с вполне ощутимой болью автора. В реальности отец режиссера умер, когда ей было 16 лет.

Похожая честность, кстати, тоже без надрывного драматизма, видимого сюжета есть и другом (непохожем по теме) фильме, обласканном в Каннах 2020-х:

Оригинальное название "Aftersun", мне кажется, лучше отражает суть этой ленты. Aftersun (дословно - после солнца) - это тип кремов, которые наносят на кожу после загара. Их задача - успокоить обгоревшую или перегревшуюся за день на солнце кожу.

Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск

Локализаторы пошли по пути сохранения темы солнца, но отошли от сути.

Режиссер будто бы и пытается этим фильмом нанести хотя бы какое-то успокоение на воспаленную рану от ранней потери отца, от того, что она ребенком и знать не знала, что происходит в его душе.

Она возвращается в свое детство через свое творчество и пытается сделать каждую ту курортную секунду важной, как будто бы она взахлеб ценила каждое мгновение, как должна была бы, зная, что будет дальше.

Она словно хотела вернуться назад в прошлое и обнять своего папу еще крепче - так крепко, как только сможет.

Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск

В "Солнце мое" прямо не раскрывают, что случилось с отцом, но есть сцена с коврами. Мне показалось, что она намекает, что он завершил свой жизненный путь самостоятельно.

Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск

Герою Пола Мескала запала в сердце мысль о том, что узор на ковре неслучаен, а фиксирует некий сюжет. Ему очень понравился один ковер, но он был дорогой. Тогда герой возвращается один в магазин и все-таки покупает его, а купив, просто ложится на него - разве же это не представление собственного жизненного пути и не прощание?

Общее впечатление

Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск

Представьте, что Вас, как зрителя, приглашает к себе женщина за 30. Вам предлагают просто сесть рядом и разделить личную историю режиссера.

Помолчать.

Как будто Вы пришли в гости. Вам налили чай, нарезали тортик и поставили пленку с летних каникул двадцатилетней давности - все дрожит, иногда не в фокусе, зато честно.

Вы видите чужое личное и кровоточащее осмысление того, что творилось внутри у молодого мужчины, что довело его потом до смерти.

Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск

Хозяйка сидит рядом, молчит, но иногда можно краем глаза заметить, что она плачет, быстро смахивая слезы , чтобы Вы, гость, не заметили.

И Вам, как зрителю, решать, что теперь с этим делать.

Наверное, многое зависит и от уровня эмпатии, и от того, какие у Вас лично отношения с Вашим отцом.

Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск
Кадр из фильма "Солнце мое" // Кинопоиск

Так что либо Вы вежливо (или не очень) будете скучать, поскольку Вас не зацепит ни эта девочка, ни ее папа, ни их история, либо Вы посочувствуете как друг и человек, либо задумаетесь о своем. Думаю, сценарии просмотра примерно такие.

Одно могу сказать точно, если считать ценным и настоящим творчество, которое искренне открывает самые нежные и болетворящие части жизни, то это кино - ценное и настоящее.