Найти тему
Дамир Исхаков

Башкирские историки нафантазировали племя «Юрми», исковеркав слово «Урман»

Оглавление

Башкирские историки в творческом порыве манипулировать историческими данными татар Башкортостана придумали башкирское племя «Юрми» просто исковеркав татарское слово «Урман».

На основе статьи Т.Т. Каримова «К ВОПРОСУ О ВОТЧИННИКАХ И ПОСЕЛЕНИЯХ ЮРМИНСКОЙ ПОЗЕМЕЛЬНОЙ ВОЛОСТИ»

К вопросу о Юрминской волости и история Тогая Белякова

Бакалинский район Башкортостана
Бакалинский район Башкортостана

Юрминская поземельная волость располагалась в бассейне р. Ик. Она занимала большое пространство земли по обоим берегам среднего течения данной реки, а известные нам вотчинники данной волости проживали на территории современного Азнакаевского района РТ и Бакалинского района РБ.

Азнакаевский район Татарстана
Азнакаевский район Татарстана

Часть населения волости в качестве башкир-припущенников зафиксирована на государственной («коронной») земле 13 деревень (ныне Альметьевского и Лениногорского районов РТ) Надыровской волости.

Альметьевский район Татарстана
Альметьевский район Татарстана

О территории и населении волости документ середины XIX в. сообщает следующее: «В Юрминской волости состоит вотчинников по 8-й ревизии 1093 души, припущенников по 7-й ревиз. крестьян и татар 1482, башкирцов и тептярей 1480 душ. Земли значится удобной и неудобной 143 128 дес. 1491 саж., а с одной удобной 141 293 дес. 1836 саж.».

Опубликованные источники о вотчинниках Юрминской волости ранее содержались в многотомной книге «Материалы по истории Башкирской АССР» (далее – МИБ). Однако наиболее древний источник впервые был опубликован в сборнике документов и материалов «История башкирских родов. Юрми. Том 21» (далее – «Юрми»). Документ дает информацию о ранее неизвестных нам вотчинниках Сартае Диязбаеве и Тогае Белякове, последний заслуживает отдельного рассмотрения.

Тогай Беляков. Реконструкция ИИ
Тогай Беляков. Реконструкция ИИ

Прежде чем перейти к анализу сведений документа, необходимо указать, что в книге «Юрми» он помещен под громким заглавием «Челобитная казанского башкира Юрмийской волости Тогая Белякова. 1620 г.» и явным нарушением правил пользования архивным документом. Волость обозначена как «Юрмийская», хотя в самом документе речь идёт о «Юрминской».

Также в источнике не пишется о «казанском башкире», эта фраза применима только к комментарию, если говорить о переходе «казанца» в «башкирцы» из-за вотчинного права. А заглавие документа в самой описи фонда написано так:

«И при оном свитке в окончания 7134 года память, о отделении вотчины и рыбных ловел и прочих угодей чувашенину Урасайку Тюкунову и Ивашке Мордвину по Белой реке на склейках 20 л.».

Как видим, это объемное «дело» содержит также имена других вотчинников-выходцев из Казанского уезда, поэтому в будущем оно должно стать объектом скрупулёзного изучения. В документе из книги «Юрми» речь идёт о том, что казанской чювашенин д. Берсют Зюрейской дороги Тогай Беляков имел вотчину в Юрминской волости, доставшуюся ему от предков («от дед и от прадет»).

Здесь у него был дом, куда он периодически наведывался («на Менеусе на речке [из]бенко и отрашко для вотчинново при[ез]ду»), и вместе с «башкирцами» Юрминской волости платил «кунной ясак» «на Уфу»).

Так как основным местом его жительства оставалась д. Берсют, платил он ясак и в Казань и там же нёс другие повинности. Эти же повинности на своей вотчине в Юрминской волости для него были обременительными, поэтому обратился к властям с просьбой об освобождении от подводной повинности. Его законная просьба была удовлетворена, о чём свидетельствует указание («память») воеводы Григория Васильевича «старосте» Юрминской волости Сартаю Диязбаеву не доставлять хлопот вотчиннику («подвод давать не велено и людишек его и наемщиков обижать не велел»), потому что «Тогашко казанский чювашенин, дает государев ясак в Казань и на Уфу».

Ниже приводим комментарий данного документа в книге «Юрми»:

«Не влиял на этническую идентификацию башкир их переход в иные сословия. Мало того, среди башкир была распространена двусословность, переходя, к примеру, в разряд служилых или ясачных татар, служилых мурз и князей, ясачных чувашей, башкиры продолжали оставаться в сословии вотчинников (асабá). Сохранились уникальные документы, свидетельствующие об этом. В своей челобитной на имя царя «казанский чувашенин» Зюрейской дороги Тогай Беляков в 1620 г. писал «…в Уфинском уезде в Юрминской волости вотчина моя от дедов и прадедов потому, что я, государь, башкирец и с той вотчины плачу ясак на Уфе с юрминскими башкирцами».

То есть, переселившись по какой-то причине на Зюрейскую дорогу Казанского уезда, Тогай Беляков перешел в разряд чувашей, но при этом оставался этническим башкиром в сословии вотчинников (асабá)».

Как видим, авторы явно поспешили обозначить татарина Тогая Белякова «этническим башкиром», тенденциозно интерпретируя место его постоянного проживания (д. Берсют Казанского уезда). Читая данный комментарий, любой непредвзятый человек задался бы вопросом: зачем Тогаю Белякову понадобилось переселяться в Зюрейскую дорогу Казанского уезда. Ведь документ свидетельствует об обратном, сообщая, что в Юрминской волости была его родовая вотчина, доставшаяся ему от отца и деда. Поэтому нет никакой необходимости вести речь о его возможном переходе из «башкирца» «в разряд чувашенина».

Ему было удобно жить там, где родился, где испокон веков жили его предки, время от времени выезжая на вотчину в Восточном Закамье. Любое противоречащее логике (иррациональное) суждение, отражающее предвзятость и намеренное извращение фактов, может вызвать всеобщее осмеяние и презрение к авторам «Юрми», но это, похоже, никого не волнует. К сожалению, таких примеров алогичных и необоснованных (тенденциозных) суждений в книге слишком много, поэтому в строго ограниченных рамках статьи нет возможности уделить им полное внимание.

Мамадышский район Татарстана
Мамадышский район Татарстана

Пользуясь моментом, считаем необходимым дополнительно указать, что вышепомянутая д. Берсют (ныне село Берсут Мамадышского района РТ) была малой родиной еще одного «башкира-вотчинника» Приуралья. Об этом свидетельствует второй документ того же фонда «Уфимская приказная изба» РГАДА, названный «Оберегальная грамота по челобитью деревни Берсют, казанского чувашенина Максюта Уракова о нечинении о нечинении в его вотчине его никакого насильства, на склейках, 3 л.».

Сведения о Тогае Белякове ценны тем, что свидетельствуют о земельных владениях татарина Казанского уезда в здешней местности задолго до первого официального упоминания Юрминской поземельной волости. Казанские и ногайские татары являлись хозяевами Восточного Закамья и Приуралья, а кочевники-«этнические башкиры» на территории современного Башкортостана начали появляться только к XVII в., и то лишь в Южном Приуралье, что общеизвестно из трудов как дореволюционных, так и современных авторов.

Марсель Ахметзянов
Марсель Ахметзянов

Как пишет казанский историк Марсель Ахметзянов,

«башкиры не указаны на землях современного Башкортостана и на картах ХIV–ХVI веков. На этих землях обозначено лишь наличие татарского народа и Ногайской Орды […] Башкирские (иштякские) племена пришли сюда после завоевания татарских государств с Верхней Камы и верховьев Яика вместе с русскими воеводами, как их союзники. Опустевшие земли Ногайской Орды были заняты ими в виде платы за оказанную услугу».

В этой связи также важен вывод казанского историка Анавара Аксанова о том, что «география Казанского ханства простиралась до Уральских гор». Он же отметил, что к моменту завоевания Казанского ханства история татарского улуса (Акидель улус) в Приуралье насчитывала более трехсот лет.

«Современники событий, описывая юго-восточные пределы Казанского ханства, не упомянули ни Башкирского улуса, ни башкир».

В одном интервью он же отметил, что миграция башкир на территорию современного Башкортостана произошла после известных событий середины XVI века (падение Казанского ханства, ослабление Ногайской Орды) и опустения части земель в Приуралье, до этого они проживали в районе Великой Перми. Лишь к XVII веку башкиры начинают фиксироваться в Южном Приуралье.

Кто же на самом деле проживал в Юрминской волости?

Вернемся к Юрминской волости. Как видно из других архивных источников, река Маняус (Маняусъелга) протекает вблизи деревень Агерзе, Азнакаево и впадает в реку Стярлебаш, где расположена д. Стерлитамак.

река Маняус у Азнакаево
река Маняус у Азнакаево

Именно в ту местность II ревизия (1747 г.) зафиксировала массовый переход ясачных татар Арской и Зюрейской дороги Казанского уезда «по припуску» вотчинников. Есть основание полагать, что именно наследники Тогая Белякова приняли их на жительство на свою родовую вотчину. Тогда возникли деревни, в том числе Тойкино, Балтачево (на местности под названием «Кипчак»), расположенные поблизости от древнего поселения Азнакаево. Возможно, именно Азнакаево (ныне г. Азнакаево РТ) являлась местом, где располагалась усадьба татарина Тогая Белякова.

-8

Авторы книги «Юрми» лишь вскользь отметили ранее известный факт упоминания волости по опубликованному источнику, и то лишь в связи с восстанием 1662–1664 гг. В росписи аманатов (заложников), сидевших в Мензелинском остроге, пишут они, названы

«Юрминские волости и деревни Крусай Тинбаев, а в ево место быть Юрманче Досаеву или Урасаеву сыну».

Имя Юрманче Досаева дает основание полагать, что название волости имеет антропонимическое происхождение. Хотя по ряду причин уверенно заявлять, что оно связано с именем именно этого наиболее влиятельного вотчинника, мы не можем, факт существования на территории Юрминской волости человека с именем «Юрманче» не должен был остаться без внимания. В этой связи считаем уместным цитировать башкирского историка А.З. Асфандиярова, который имея в виду деревню Аскинского района РБ, пишет следующее:

«Д. Юрмияз при pp. Тюй и Урмия сегодня называется Урмияз. По легенде, два черемисамусульманина Коби и Юрми на р. Тюй оставили свои имена двум башкирским деревням: Кубияз и Юрмияз».

Мы полагаем, что названный здесь Юрми (с которым, возможно, связано и название речки «Урмия») диалектальный вариант имени «Юрманче» («Урманче»). Рассматривая происхождение тюркско-татарского имени «Урманай», Г.Ф. Саттаров указал, что диалектальными вариантами этого имени являются «Урмай» и «Ормай».

Опираясь на сведения учёного-филолога, считаем также важным указать, что единым объединяющим корнем имен Урманчы и Урманай (кроме них, ещё Урмантай, Урманбай, Урманша, Урманҗиһан) является слово «урман» («лес»).

Проигнорирование имени влиятельного вотчинника Юрминской волости середины XVII века можно объяснить только тем, что это выгодно башкирским исследователям, пытающимся преподносить название поземельной волости как «башкирская родовая».

Опираясь на вышеупомянутый документ и многочисленные неопубликованные документы фонда «Оренбургский военный губернатор» и опубликованные документы «МИБ», мы восстанавливаем историческую справедливость, и, следуя букве архивного документа, везде пишем «Юрминская». Ни одного документа, где волость называлась бы «Юрмийская», мы не обнаружили.

Возвращаясь к происхождению названия волости, приведем другие малоизвестные факты. В одном документе в связи с земельным спором наряду с д. Балыклы упоминается д. Юрмино Ирехтинской волости. На территории Юрминской волости ближе к концу XIX в. была зафиксирована д. Юрминка (в 2010 г. деревня Старокостеевского сельсовета Бакалинского района РБ с 5 чел.).

Появление последнего селения на карте Белебеевского уезда Уфимской губернии напрямую связано с хозяйственной деятельностью кандидата прав Казанского университета Владислава Евграфовича Пальчикова, который в 1874 году приобрел под свое имение землю «башкир-вотчинников» Юрминской волости.

Владислав Евграфович Пальчиков
Владислав Евграфович Пальчиков

Возможно, Юрминка появилась на месте бывшей одноимённой деревни Юрминской волости, о которой известно по документу 1662–1664 гг. (там вслед за «Юрминские волости» написано «и деревни»). Все эти относящиеся к данной местности факты дополнительно свидетельствуют об топонимическом (антропонимическом) происхождении названия волости. Мифический «род Юрми», а также связанное с ним исковеркивание названия волости, имеют цель башкиризации истории татар Приуралья.