А также о несомненной пользе эксперимента семейства Тепляковых.
- Мам, ма-ам, - вопит сын, - ты смотри-ка!!! У кота Васьки производительность выше чем у кошки Фроськи. Он ловит на пять мышей в час больше! А вместе они вообще!!! Четырнадцать мышей в час, это ж за ночь, четырнадцатью девять – сто двадцать шесть!!!
Отрываюсь от работы, привычно хвалю сына. Отмечаю, как резво он научился умножать двузначные числа. Интерес к математике у него не то чтобы велик, но пацану нравится ощущать себя победителем. Ура, у меня получилось. Я смог.
- Супер, - говорю ему, - молодчина! Ты умный и старательный, такие сложные задачки решаешь. Не помню, чтобы мы в третьем классе считали производительность и совместную работу.
Говорю и на секунду будто бы теряю опору под ногами. Как – третий класс? Когда успел?
Ему семь. И заканчивать он должен первый класс. Ну, максимум, по программе «пятилетка в четыре года», то есть, простите, рука дрогнула… Конечно же, «начальная школа один-три», где за первый год детки проходят программу двух классов.
Долго рассказывать и легко догадаться, как мы оказались там, где оказались – далеко от Москвы, в стране, где алфавит состоит из червячков и запятых. Да и речь не о нас, взрослых. Речь о нем, первоклашке, который заскучал в чужой стране, без друзей, зато с занятыми родителями. И о том, к чему это привело.
Первые недели три мой мальчик не вылезал из моря, а если вылезал, то не выпускал из рук планшет. Потом мы разобрались с местной бюрократией, въехали в съемную квартиру и выдохнули. И обнаружили, что игры на планшете сыну поднадоели, а привезенные книги он все прочитал. Что делать? Простой ответ – купить новых книг и скачать новых игр. Второго не хотелось, а места покупки первых я тогда еще не разведала.
Я также переживала о том, что сын пойдет в школу, где преподают на том самом языке… из червячков и запятых. И помнила, что подготовка к московской школе оказалась для читающего ребенка сверхлегкой и не особо интересной. Как быть и что делать?
Ну, что ж, я педагог, преподаю иностранные языки уже больше полжизни. Поэтому над ответом я долго не маялась. Развлечем дитя учебой! Какой? Во-первых – онлайн. Во-вторых, учителем будет кто угодно, но не я, я своему сыну мама и точка. В третьих… а в третьих сам выберет. Полчаса в гугле, тысячи полторы рублей… и вот у нас есть пакет занятий в записи (каникулы в разгаре!) одной московской онлайн школы с хорошими отзывами.
А дальше – ребенок выбирает математику… первый класс – шестьдесят занятий, второй шестьдесят, третий - девяносто. Вы следите за моими руками? Я ими размахиваю))) Первые занятия ребенок «поедал» по паре штук за раз, и первый класс уместился в пару месяцев. Второй класс – в первое полугодие. А потом… потом сын попросил еще что-нибудь. Так появились олимпиадная математика за второй класс и факультатив по геометрии тоже за второй класс, оба уже не в записи, а полностью онлайн. К новым местным друзьям добавились чаты с онлайн-одноклассниками.
Я рада бы сказать, что пустила ситуацию на самотек и она «вытекла» в успех и триумф. Но во-первых она пока что никуда не вытекла, а во-вторых я, конечно же, держу руку на пульсе учебы моего пацана.
Да, я понимаю, что сын сильно ушел вперед по сравнению с ОСНОВНОЙ МАССОЙ ровесников. Я не считаю, что это следствие гениальности или особой методической работы. Но еще я понимаю, что мне надо как-то рулить процессом.
Тогда я полезла почитать, что в мире происходит в нашей сфере. И знатно прибалдела, читая про семейство чудиков, пихающих мелких детей в университеты. Никому в рунете не надо пересказывать действия-поступки речи Е. Теплякова, вы их, поди ж ты, прочли раньше и внимательнее чем я… Но для меня в его истории есть одно сверхценное зерно. Прочтя-прослушав-обдумав, я пришла к простому выводу для себя.
Учащихся детей не надо ускорять. Их надо УСИЛИВАТЬ. Скорость вообще не может быть самоцелью – в познании она стратегически не ценна. Скорость это побочный эффект качественного усвоения материала. Но об этом я расскажу в следующий раз
Подписывайтесь на мой новенький канальчик и читайте про наши учебные успехи и провалы.
И помните – в методике «педагогов-новаторов» нет ничего особенного, все инструменты в ваших руках.