"Отмахнуться от вопроса, почему Америку сотрясают социальные и расовые катаклизмы, стало невозможным — в конце концов американский экран заговорил о них..."
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Владимира Баскакова (1921-1999), опубликованной в 1972 году:
«Время властно постучалось сегодня в американское кино.
Эскалация войны в Индокитае и ее последствия — падение международного престижа США, рост налогов, дороговизна, инфляция, усилившееся наступление реакции, политические убийства, волнения, расовые бунты, грандиозные антивоенные демонстрации — все это как бы сдернуло пелену, долго застилавшую глаза рядового американца.
Он вдруг явственно увидел, что порядок, который казался ему незыблемым, пошатнулся и страна все больше и больше втягивается в кризисное состояние.
До недавнего времени американская кинематография не откликалась на процессы, которые происходили в стране.
Киноконвейер традиционно фабриковал крепко сколоченные детективные ленты, фильмы-ужасы и супербоевики на сюжеты из древней истории.
Правда, время от времени появлялись фильмы и на политические темы, но касались они почти исключительно международных проблем, вопросов войны и мира.
Среди них следует отметить, например, фильмы «Семь дней в мае» и «Доктор Стрейнджлав», напомнившие американцам об опасных замыслах военщины, толкающих США на путь военных авантюр. Но о внутренних проблемах американской жизни, полной противоречий и конфликтов, Голливуд предпочитал умалчивать.
Исключением из правила были лишь картины Стэнли Креймера, в которых он смело обнажал язвы «великого общества» — то с гневом, как в «Скованных одной цепью», то с сарказмом, как в ленте «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир».
Однако попросту отмахнуться от вопроса, почему Америку сотрясают социальные и расовые катаклизмы, стало невозможным — в конце концов американский экран заговорил о них.
Фильмы Артура Пенна («Погоня», «Бонни и Клайд») и Джона Шлезингера («Полуночный ковбой»), хотя и не очень глубоко, но все же достаточно определенно отразили кризис общественной системы, которая породила культ насилия, массовую преступность, воинствующий расизм, произвол властей и равнодушие обывателей.
Действие «Погони» происходит в одном американском городке.
Добропорядочные буржуа, лишенные каких бы то ни было духовных интересов, закосневшие в своем невежестве и хамстве, живут пошлой, ничтожной жизнью и просто так, от нечего делать, безнаказанно убивают ни в чем не повинных людей.
Даже блюститель порядка, местный шериф (его играет известный актер Марлон Брандо), бессилен в борьбе с привычным для современной американской действительности беззаконием, расизмом, гнуснейшим попранием прав человека.
Беспощадный критический реализм фильма «Погоня» делает его весьма заметным прогрессивным явлением в истории американской кинематографии последних лет.
Попытка анализа социальных причин, вызывающих рост гангстеризма и аморализма среди американской молодежи, сделана и в картине «Бонни и Клайд».
Формулируя ее основную идею, сам Пенн пишет: «Молодые люди чувствуют, что они исключены из общества».
И хотя он не идет дальше этого вывода, изнанка американского образа жизни и в этом фильме показана довольно правдиво.
Появились в США фильмы и других режиссеров, отразившие беспокойство и растерянность части творческой интеллигенции, которая стремится осмыслить новые явления в жизни страны.
В лучших из них авторы не просто фотографируют действительность; зорким художническим глазом они подмечают такие характерные детали, которые проясняют причины болезни, охватившей Америку.
«Полуночный ковбой» был одним из самых «кассовых» фильмов последнего года. Внимание зрителей он привлек не сюжетом и не громкими именами актеров, а тем, что молодежь впервые увидела в нем отблеск проблем, которые ее волнуют.
В центре фильма — история юного провинциала в ковбойской шляпе, приехавшего в поисках удачи из Техаса в Нью-Йорк. Там, у себя в глуши, он прослышал, что в этом сказочно богатом городе молодому симпатичному парню не так уж трудно пристроиться возле состоятельной старухи или порочного старика, чтобы с их помощью пробить себе дорогу в жизни, получить кучу денег.
Джон (его играет Джон Войт) вместе со своим новым приятелем, итальянцем по происхождению, Рикко (артист Дастин Хоффман) спешит окунуться в нью-йоркскую «сладкую жизнь».
Но уже очень скоро выясняется, что покорить город-спрут не так-то просто; его щупальцы охватывают «ловцов счастья» с жестокой и неумолимой силой. Встречая на своем пути и роскошные подпольные казино, и притоны состоятельных наркоманов, и богатых развратников и развратниц, они сами живут где-то на задворках, в нетопленной квартире, в страшной нужде, когда нет полена дров и доллара на покупку банки молока для заболевшего Рикко. Иллюзии рушатся одна за другой.
Печален и конец всей этой истории: по дороге во Флориду, куда они отправляются, отчаявшись найти «хоть кусочек счастья» в Нью-Йорке, Джон теряет своего друга, умирающего от туберкулеза. Позади — хождение по всем кругам нью-йоркского ада, впереди — пустота.
Нетрудно заметить, что и в этом и в других фильмах на тему о крахе иллюзий нашли свое отражение некоторые реальные процессы в современной американской действительности.
Появление таких фильмов — свидетельство озабоченности части американской интеллигенции ходом событий в стране, массового разочарования молодежи в возможностях и перспективах потребительского общества.
Вполне вероятно, что на этой почве постепенно начнет возрождаться и крепнуть та связанная с именами Чарльза Чаплина, Эрика Штрогейма, Кинга Видора, Джона Форда, Орсона Уэллса реалистическая традиция, которая развивалась в 30-е годы, в лучшую пору истории американского кино, а затем надолго пресеклась.
Естественно возникает вопрос: чем же объясняется, что кинокомпании, долгие годы не выпускавшие ничего, кроме исторических, детективных и сексуальных боевиков, теперь не прочь финансировать фильмы, подобные «Погоне» или «Полуночному ковбою»?
Причина все та же: молодежный зритель и в Америке и в Европе сильно поостыл за последние годы к традиционной голливудской продукции. Учитывая конъюнктуру, кинокомпании не упускают возможности получить огромные прибыли на фильмах, темы которых волнуют миллионы людей.
Вполне понятно, однако, что, субсидируя выпуск фильмов на специальные и политические темы, кино- компании отдают предпочтение тем сценаристам и режиссерам, которые готовы трактовать эти темы с чисто буржуазной точки зрения.
Недаром среди «политических» фильмов, входящих сейчас в моду, большая часть прямо рассчитана на то, чтобы создать у зрителей искаженное представление о текущих событиях, так или иначе дискредитировать в их глазах прогрессивные движения современности.
Наглядным примером беззастенчивой спекуляции на проблемах, волнующих молодежь, может служить выпущенный недавно фильм «Че» — о знаменитом кубинском революционере Че Геваре.
По-своему откликнувшись на публикацию его дневников, одна из американских компаний создала провокационную кинофальшивку антикоммунистического содержания. Че Гевара в этом фильме (его играет Омар Шариф), как «истинный революционер» противопоставлен другим, «неистинным» революционерам, марксистам, в результате происков которых он и гибнет (как известно, Че Гевара был убит американскими агентами).
Весьма характерны попытки буржуазных продюсеров в ряде фильмов «на злобу дня» противопоставлять подлинным борцам за дело рабочего класса и социализм — марксистам-ленинцам, которые объявляются «старомодными» революционерами, отставшими от своего века, образы «новых» революционеров, бунтующих против традиционных устоев буржуазного быта, но, в сущности, совсем не опасных для капиталистического государства. …
Сегодняшнее буржуазное кино дает множество примеров подобного стремления «скрыть открытое», то есть борьбу классов, социальное неравенство, истинные причины того призрачного человеческого существования, которое показано в ряде западных фильмов.
Суть дела нисколько не меняется оттого, что антигуманистические идеи о бесперспективности человеческого бытия нередко прикрываются в наше время тогой «ультралевизны» и даже «революционности».
Проблемы свободы и революции затрагиваются так или иначе почти во всех фильмах, которые на Западе принято зачислять в разряд «левого» киноискусства.
Но под свободой в этих фильмах обычно подразумевается не свобода трудящихся от классового гнета и эксплуатации, а некое право личности на своеволие, на анархический индивидуалистический протест.
Под революцией — не социальная революция, а революция «вообще» — бунт всех и вся, без ясно осознанной цели.
Буржуазия умеет превращать в товар, в статью дохода даже такие вещи, которые внешне кажутся антибуржуазными.
Так, в свое время в ряду прогрессивных деятелей кино обычно назывался французский режиссер Жан-Люк Годар, участвовавший в движении «новой волны» и заявивший себя как интересный художник, сделавший ряд кинематографических открытий.
За последние годы Годар несколько сменил вехи и из живописца отчужденной личности превратился в «политического» режиссера, откликнувшись едва ли не на все политические бури времени.
В дни бурных майских событий 1968 года во Франции Годар был среди тех, кто открыто заявил о своей солидарности с бастующими студентами. В многочисленных интервью он то и дело говорил о революции и ее «барометре» — молодежи, о больном, умирающем мире, в котором мы живем.
Этот больной мир он изображает в своих фильмах как мир, пораженный раковой опухолью, охваченный всеобщим безумием и разложением.
Но в чем же безумие этого мира? В безумии фашизма или бешеной погоне капиталистического бизнеса за сверхприбылью?
Нет, в последних фильмах Годара мы почти не обнаружим подобных выводов. В обществе, которое он рисует, нет классов, нет социальных противоречий.
Перед зрителями его фильмов встает неясная и пестрая картина мира, обезумевшего только потому, что человечество состоит из обезумевших индивидуумов, пороки которых режиссер рассматривает чуть ли не под микроскопом.
Один из последних фильмов Годара называется «Ветер с Востока».
Это не только апологизация маоистских идей (вспомним, кстати, что совсем недавно в фильме «Китаянка» Годар иронизировал насчет поклонников маоизма и коммуны молодых людей, живущих в Париже), но и резкий выпад, по мысли автора, в два адреса.
Что же это за адреса? Первый — это «старые революционеры», то есть коммунисты. Второй — буржуазный мир.
Но буржуазный мир, столь громко проклинаемый Годаром и ему подобными, нисколько не страшится этих проклятий, ибо понимает, что «новые левые», предающие анафеме коммунистов, являются лишь разновидностью несколько усложненной буржуазности.
Вслед за Годаром появились режиссеры поменьше рангом, но желающие не менее громко заявить о себе.
Так, французский режиссер Марин Кармиц в фильме «Товарищи» ставит примерно эти же проблемы, что и Годар. Его герой, молодой рабочий, ненавидит «капиталистическую систему», он даже попадает на какое-то собрание — на стенах зала портреты Маркса и Ленина, — это, очевидно, собрание коммунистов.
Но герой Кармица не коммунист, ибо «коммунисты предали революцию 1968 года». Кармиц в своем фильме, лишенном каких-либо характеров, второго плана, психологических нюансов, по существу в фильме-тезисе, делает совершенно определенный вывод: рабочие должны объединиться со студентами и повести борьбу против тех рабочих, которые находятся в орбите компартии, и свершить «немедленную революцию». …
В наши дни это социальное явление находит в искусстве множество своих выразителей.
Мелкобуржуазное бунтарство, анархистские взгляды на мир, пессимизм — вот что характерно для многих «левых» художников современного Запада.
В большинстве своем они придерживаются убогой декадентской концепции: человек не только враждебен обществу, в котором живет, но и по самой сути своей существо внесоциальное.
Реальный, объективный процесс отчуждения человека, присущий капитализму, художник-декадент трактует как закон, свойственный самой природе. Мир кажется ему зыбким, хаотичным, непознаваемым, закономерности его он отрицает. Он фетишизирует силы зла, не верит в возможности общественного прогресса, понятия «народ», «класс», «пролетариат» для него не существуют.
Все сводится в творчестве таких художников к исследованию взятой самой по себе, изолированной от общества личности — лишь она, эта отчужденная личность, реальна и может изучаться художником.
Но при таком подходе, игнорирующем конкретность действительности, личность сама превращается в абстракцию, в некую бесплотную логическую схему.
Вот тот трагический заколдованный круг, в который попадают художники даже крупного дарования и обширных потенций, если над их сознанием довлеют всякого рода иррационалистические идеи, фрейдистские концепции, традиции декадентского искусства. …
Очевидно, в произведениях так называемой «новой волны» во Франции, в фильмах Бергмана и Алена Рене, раннего Антониони и нынешнего Феллини есть, как мы уже говорили, открытия в области монтажа, изобразительности, способов передачи психического состояния человека, многосложности его чувств, но также бесспорно и то, что эти явления экранного искусства — может быть, нагляднее, чем произведения других видов искусства,— трактуют человека как существо необщественное, антигуманное, как воплощение торжества иррационального в природе, бессмысленности бытия и любого деяния.
Кризис, который переживает сейчас западная кинематография,— это в конечном счете кризис буржуазной идеологии, свидетельство ее банкротства, неспособности питать развитие подлинного, реалистического искусства— искусства большой жизненной правды.
К такому выводу, уже давно сделанному марксистской критикой, все чаще приходит теперь (хотя порой непоследовательно) наиболее талантливая, мыслящая часть западной художественной интеллигенции, которой дороги интересы искусства и которую не могут не волновать великие социальные проблемы нашего времени.
Тенденции декадентского искусства были определяющими для творчества такого мастера итальянского кино, как Микеланджело Антониони.
Но вот вышел фильм «Забриски Пойнт», и в нем совершенно иные приметы и иной подход к жизненным явлениям, чем в других фильмах этого режиссера.
Выход на экран этого фильма, поставленного в США, сразу же вызвал бурю споров и резкие выпады в адрес режиссера.
Почему же даже те американские критики, которые довольно спокойно отнеслись к «Полуночному ковбою» Шлезингера, непримиримо встретили ленту итальянца?
Может быть, потому, что он снимал «в натуре» студенческие волнения и погромы, устроенные полицейскими в американских университетах?
Или потому, что он запечатлел на пленке «реальное» убийство студента-демонстранта?
Все это, наверное, сыграло свою роль.
Но буржуазные критики узрели в картине и нечто еще более существенное — полное неприятие режиссером американского образа жизни и самой сути американского «прогресса».
...Плакат «Нет — войне!» над головой у студентов. Полицейские в рыцарских доспехах, но с далеко не рыцарскими повадками. В руках у них не мечи и не дубинки, а автоматы. Убит студент, участник демонстрации. И герой картины в пылу сражения тоже убивает полисмена, совершая акт возмездия. А затем скрывается, угоняя с аэродрома частный самолет.
Радуясь своей свободе, летит он над шоссе, вьющимся среди гор, через долину смерти — Забриски Пойнт. Пять миллионов лет назад здесь была жизнь, а теперь — камни, песок, гигантские котлованы, напоминающие кратеры Луны.
Но вот на экране другие кадры: респектабельные господа в одной из клеточек гигантского бетонного параллелепипеда в Лос-Анджелесе оживленно обсуждают перспективы развития этого безлюдного и пустынного края.
Нет, они не разрушают, подобно этим «безумным» студентам, протестующим против войны, они считают себя созидателями. Они хотят застроить и оживить пустыню, построить здесь отели с бассейнами, разбить сады... Дела, проекты, проценты, реклама, строительство...
Героиня фильма, секретарша и любовница одного из боссов, тоже спешит на своей машине по дороге через выжженную солнцем долину.
И здесь, у каменного Забриски Пойнта, они встречаются: он — песчинка студенческой бури — и она — одна из сотен тысяч рядовых американок. Здесь, может быть, ощущая общность своих неустроенных судеб, вместе закуривают они мари**ану — самый «безобидный» на*котик из распространенных ныне среди американской молодежи,— вместе бродят по пустыне, где пять миллионов лет назад было озеро или море, была жизнь. …
Заканчивается фильм видениями, возникающими в сознании девушки, только что потерявшей парня, с которым она познакомилась.
Он возвратился на аэродром, решив вернуть украденный самолет, но полисмен, спокойно прицелившись, всадил в его тело обойму из пистолета.
И девушке мнится: страшный взрыв сотрясает землю, и стеклянный куб виллы босса рушится, погребая под своими обломками бизнесменов, приехавших на уик-энд.
Но в возбужденном сознании девушки рушится не только эта шикарная вилла — рушатся и все городские небоскребы Америки, проваливаются в тартарары автомагистрали, огонь и дым застилают землю...
Не такую ли судьбу предрекает Антониони «великому обществу»?
Ответа на этот вопрос картина не дает. Вероятнее всего, что и самому ее автору он пока что не ясен.
Антониони еще далек от классового понимания процессов, происходящих в США, да и вообще в мире. Но важно уже то, что в «Забриски Пойнт» он попытался разобраться, что же представляет собой на деле американское общество «всеобщего благоденствия».
А разобравшись, взял под сомнение все его «священные», основополагающие лозунги: «царство разума», «всеобщее процветание», «равенство возможностей», подобно тому как все эти лозунги берут сейчас под сомнение миллионы негодующих, протестующих американцев.
Именно это и вызвало кипение страстей в буржуазной критике.
Начав свой путь как художник-декадент, которому реальная жизнь представлялась запутанной, неясной, а иногда и просто иррациональной, похожей на игру в теннис без мяча, Антониони теперь многое увидел, отказался от некоторых эстетских позиций, хотя, конечно, и не от всех.
И в этой картине немало модернистских всплесков, неясных символов, двойственности в оценке жизненных явлений.
Куда он пойдет дальше? Покажет время.
В какой-то степени сходный поворот намечается не только у Антониони, но и в творчестве Феллини, о чем свидетельствует его последний фильм «Клоуны» — своеобразный, хотя и странный, рассказ об искусстве.
Задача марксистской критики чутко подмечать движение больших художников Запада к правде, к реализму и всячески поддерживать их в этом движении. Изучая самые различные потоки западного киноискусства, следует видеть в нем и то, что неразрывно связано с кризисом капиталистической системы, с классовым содержанием буржуазной культуры, но вместе с тем и то, что отражает реальные противоречия капиталистического мира, что неотделимо от жизни народов, их исторической судьбы.
Наличие прогрессивных тенденций в западном киноискусстве особенно отчетливо видно сейчас на примере Италии. Ряд итальянских фильмов — и в этом их значение — по-прежнему, как и во времена неореализма, противостоит буржуазному кинематографу.
Наиболее прогрессивная часть кинорежиссеров устояла от соблазна создавать доходные киноленты, прославляющие мнимое «всеобщее благоденствие».
С разной степенью таланта и остроты критического взгляда передовые художники Италии стремятся отразить существенные процессы в жизни современного общества. Они не чураются прямого и ясного суждения о явлениях действительности, не уходят от проблем, волнующих народные массы, в мир символов, предчувствий и подсознательных ассоциаций.
В их фильмах бьется пульс жизни, а в некоторых случаях показывается и борьба за лучшее будущее человечества.
На наших глазах в современной Италии развивается и крепнет совершенно новое течение политического кино, в которое включились и некоторые маститые режиссеры и более молодые — Элио Петри, Дамиано Дамиани, Франческо Рози и другие.
Общий «сдвиг влево» всего итальянского общества, острота классовых битв в этой стране определенным образом сказались и на кинематографе, в котором все чаще заявляют о себе художники, стоящие на прогрессивных политических и эстетических позициях.
Аналогичные тенденции, как мы уже показали выше, начинают пробивать себе дорогу и в кинематографии США, Японии, Индии. …
Человечество вступило в знаменательный период своей истории — период становления нового и крушения старого общества.
В мире растут и крепнут силы социализма, социального и национального освобождения народов. На всех континентах идут острые классовые бои. Все явственнее обнаруживается историческая обреченность капитализма с его неизбежными спутниками — эксплуатацией трудящихся, национальным угнетением, захватническими войнами.
Все яснее делается перспектива социального и духовного обновления мира, которое принесет ему победа коммунизма.
В этих условиях в мировом киноискусстве неминуемо будут укрепляться прогрессивные тенденции, будет обретать силу передовое социалистическое и гуманистическое искусство, способное правдиво и ярко отразить происходящие в мире процессы.
Нет сомнения в том, что многие из тех художников Запада, которые ныне еще только ищут выхода из духовного кризиса, в конце концов освободятся из плена реакционных буржуазных идей, из тенет индивидуализма и анархизма, вырвутся на простор искусства жизненной правды, искусства реализма и высокой гражданственности, помогающего массам не только познавать, но и изменять мир» (Баскаков, 1972: 75-106).
Баскаков В. Кризис буржуазной идеологии и судьбы киноискусства // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 75-106.