Лучшие люди всегда уходят первыми, и это уже закономерность нашего времени. В зоне СВО погиб человек, чье имя стало нарицательным. Александр Григорьев, он же «миасский стрелок», в 2016 году в одиночку защитил родной дом и поселок от нападения бандитов. Несмотря на тот факт, что за Александр убил четверых налетчиков, его не посадили, а полностью оправдали.
В зоне СВО часто гибнут хорошие люди, но история «миасского стрелка» оказалась символической для всей России.
Ушел воевать за Родину и героически погиб
Челябинец Григорьев погиб в зоне СВО в мае 2024 года. Военнослужащие, которые бились с ним на линии фронта, считают, что Александр погиб как настоящий герой. «Миасский стрелок» по жизни был бойцом и не отказался служить осенью 2022 года, когда пришла повестка. С этого момента он два года воевал за Россию и не раз проливал свою кровь.
История Григорьева началась в 2016 году, а уголовное дело буквально прогремело на всю страну. Шутка ли, ведь в России редко оправдывают людей, даже если они совершили убийство в рамках самообороны. При этом Григорьев не просто отбивал свой дом, а из дробовика застрелил налетчиков.
В какой-то момент Александр Григорьев получил всенародную славу. Многие россияне заступились за человека, оказавшего отчаянное сопротивление в новогоднюю ночь 31 декабря 2016 года.
Наверное, нужно немного освежить память:
– В 2016 году Александру только исполнилось 30 лет. Глава семьи успел построить собственный дом, но времени не хватило на обустройство забора. Ничего не предвещало беды, пока в дом не нагрянули преступники.
– В поселке орудовала пьяная банда, которая после очередного стакана «храброй воды» решила заглянуть в дом Григорьевых. Как только Александр открыл дверь, ему тут же прилетает тяжелый предмет в голову. Глава семейства ненадолго отрубился, а очнувшись увидел, что пьяные налетчики избивают его брата и домогаются к супруге.
– Бандиты еще раз ударили Григорьева паленом по голове. Вероятно, в этот момент было принято решение стрелять на поражение. В жутком состоянии Александру удалось добраться до сейфа в доме и достать охотничье ружье. В итоге помповый дробовик сыграл решающую роль. Четверо налетчиков замертво упали на землю, а пятому удалось сбежать.
Стоит отметить, что у Александра изначально было разрешение на охотничье оружие. При этом один из бандитов пытался ударить его ножом, но был застрелен прямо в голову. В таких случаях стрелка обычно судят по статье «превышение самообороны», но это было совершенно другое дело.
Как оправдали «миасского стрелка»?
В поселке Миасский проживает не более 10 тысяч жителей, поэтому практически все друг друга знают в лицо. Разумеется, Григорьева также знали, а еще он пользовался авторитетом. Мужчина практически не пил, спокойно строил дом и занимался развитием своей семьи. На гражданке он занимался сваркой и был мастером на все руки.
В праздничный вечер в доме Григорьева всегда было много людей. Приезжали родители, брат и друзья. До сих пор неизвестно, почему налетчики пришли в его дом. Однако источники говорили, что якобы в тот вечер в доме находилась бывшая жена брата. Женщина могла повздорить со своим сожителем. В итоге рассерженный и пьяный мужчина собрал друзей и отправился в дом Григорьева «наказывать» обидчиков.
Как это обычно бывает: пьяные люди ничего не соображают и творят дикие вещи. Примерно так все и происходило в тот вечер. Но вернемся к оправданию Александра Григорьева, ведь это был настоящий прецедент в российском правосудии.
После расстрела преступников Александра задержали и отправили в СИЗО. Многие юристы считали, что «миасский стрелок» получит реальный срок. Все же речь шла о расстреле сразу четверых человек. Обычно в таких ситуациях суд выносит строгий приговор, но подключилась общественность. Практически вся Россия следила за ходом уголовного дела.
Следствие установило, что Григорьев не делал предупредительных выстрелов, поэтому его сразу обвинили в массовом убийстве. Но включилась здравая логика и следователи пришли к выводу:
«Нападавшие находились в алкогольном и наркотическом опьянении. Пятеро мужчин не планировали вести беседы, а ехали сразу чинить расправу. При этом Григорьев не сразу начал стрелять, а только после нескольких ударов по голове. То есть налицо была угроза жизни не только хозяину дома, но и всей его семье».
Это был первый случай в истории современной России, когда массовый расстрел признали необходимой самообороной. Примечательно, что тогда за «миасского стрелка» заступился глава СКР Александр Бастрыкин. Он посчитал, что Григорьев не заслуживает реальный срок, поэтому меру наказания нужно изменить.
В итоге Григорьева отпустили домой на подписку о невыезде. В зоне СВО «миасский стрелок» прослужил больше двух лет, несколько раз отличился в боях. Григорьев не только родился героем, но и погиб как настоящий русский воин.