Найти в Дзене
Sputnik Латвия

"Такой очереди никогда не было": что происходит на границе РФ и Латвии

Сотни грузовых машин стоят в 20-километровой пробке, которая начинается перед латвийской Карсавой и продолжается до КПП "Гребнево" на границе с Россией. Ситуацией недовольны и местные жители, и застрявшие в очереди водители.
Владелица фермерского хозяйства Сандра рассказала Tvnet.lv, что из-за стоящих в очереди машин у сельхозтехники не получается добраться до места работы. "Мы не можем проехать. Машины для посева - шириной в 4 метра или даже больше, а эти грузовики стоят и не дают нам проехать. Это происходит все время, сколько мы здесь живем. Но такой очереди никогда не было", - возмущается женщина. Грузовикам приходится ждать своей очереди пересечь границу по неделе. "Семь дней стоим. Катастрофа. Не работают ни русские, ни латыши. Почему?! Кажется, что границу закрыли на ключ", - заявил дальнобойщик из Сербии Владимир. Латвия винит Россию По словам исполняющего обязанности начальника КПП "Гребнево" Иварса Ранцанса, за день таможенный контроль в обоих направлениях проходят около 100
Оглавление
Так выглядит очередь из большегрузов на границе / © Sputnik, Виктор Толочко
Так выглядит очередь из большегрузов на границе / © Sputnik, Виктор Толочко

Сотни грузовых машин стоят в 20-километровой пробке, которая начинается перед латвийской Карсавой и продолжается до КПП "Гребнево" на границе с Россией. Ситуацией недовольны и местные жители, и застрявшие в очереди водители.

Владелица фермерского хозяйства Сандра рассказала Tvnet.lv, что из-за стоящих в очереди машин у сельхозтехники не получается добраться до места работы.

"Мы не можем проехать. Машины для посева - шириной в 4 метра или даже больше, а эти грузовики стоят и не дают нам проехать. Это происходит все время, сколько мы здесь живем. Но такой очереди никогда не было", - возмущается женщина.

Грузовикам приходится ждать своей очереди пересечь границу по неделе.

"Семь дней стоим. Катастрофа. Не работают ни русские, ни латыши. Почему?! Кажется, что границу закрыли на ключ", - заявил дальнобойщик из Сербии Владимир.

Латвия винит Россию

По словам исполняющего обязанности начальника КПП "Гребнево" Иварса Ранцанса, за день таможенный контроль в обоих направлениях проходят около 100 грузовых автомобилей.

Он утверждает, что у латвийской стороны достаточно специалистов, и проблема в том, сколько грузовиков принимает Россия.

"Машины, которые уже прошли таможенный контроль у нас, стоят в зоне оформления - ждут, когда их пропустят", - заявил Ранцанс.

Очередь из фур перед КПП "Гребнево" растянулась уже на 20 км / © Valsts robežsardze
Очередь из фур перед КПП "Гребнево" растянулась уже на 20 км / © Valsts robežsardze

По мнению таможенника, у ожидающих водителей нет причин для беспокойства - за очередью следит пограничник на служебной машине, выдавая всем по порядку контрольные талоны.

"Пограничник говорит дальнобойщикам, что нужно делать карманы, чтобы была возможность разъехаться. Но все из разных стран - кто понимает, а кто нет", - пожаловался Ранцанс.

Санкции мешают

Руководство Гребневского таможенного поста объясняет, что процесс проверки и оформления грузов замедляет немыслимое количество антироссийских санкций.

"В санкционный список входит 4500 наименований товара. В среднем около 20 грузов в месяц не проходят проверку", - сообщил заместитель главного таможенного инспектора в Гребнево Вилмарс Якупанс.

По его словам, зачастую это сложные технические грузы, которые используют и в гражданских целях, и для военных технологий.

"Они могут иметь двойное применение, и таможня все это контролирует", - объясняет Якупанс.

Кроме того, говорит он, большое количество фур на границе обусловлено потоком транзитных грузов, которые везут через Россию в третьи страны - Казахстан, Киргизию, Узбекистан.

Граница на замке

Напомним, правительство РФ осенью прошлого года установило определенный порядок въезда в Россию для граждан Украины: наземным путем они могут въезжать на территорию РФ только через автомобильный пункт пропуска "Лудонка" в Псковской области (сопредельный пункт в Латвии - "Виентули").

В связи с этим латвийские власти приняли решение закрыть КПП "Виентули" и "Педедзе" на границе с РФ. Оба они перегорожены бетонными блоками и не работают с середины октября. Действующими остаются только два таможенных пункта – "Терехово" / "Бурачки" и "Гребнево" / "Убылинка".

По последним данным ФТС России, на посту "Убылинка" въезда в РФ с сопредельной латвийской территории сейчас ожидают 600 грузовиков, выезда - 200. На посту "Бурачки" - 1770 и 200 соответственно.

В "Бурачках" ситуация еще сложнее, чем в "Убылинке" / © customs.gov.ru
В "Бурачках" ситуация еще сложнее, чем в "Убылинке" / © customs.gov.ru

Сознательный саботаж?

ФТС России в конце марта направила в ВТО жалобу на саботаж латвийских таможенников. Временно исполняющий обязанности главы ведомства Руслан Давыдов объяснил, что российская сторона может принимать до 400 грузовых автомобилей в день, а Латвия подает 100-130.

"Они стараются нам мешать. Движение товаров на российско-латвийской границе сознательно саботируется. Это просто безобразие", - не скрывает эмоций Давыдов.

Давыдов уверен, что Латвия сознательно строит козни на границе с РФ / © Sputnik
Давыдов уверен, что Латвия сознательно строит козни на границе с РФ / © Sputnik

Он подчеркнул, что таможенные органы всего мира обязаны содействовать международной торговле - это записано в Киотской конвенции, к которой все присоединились, и все обязаны ее исполнять.