Найти в Дзене

Компас мировых рынков от 30 мая

Глобальный рынок

Американские акции чувствовали себя достаточно спокойно минувшие 2 недели. Европейский рынок акций после поступательного снижения вернулся в зеленую зону на фоне улучшения потребительских настроений в Германии.

Российский рынок акций перешел в режим активного падения. Сказались сдвиг ожиданий в сторону еще более жесткой денежно-кредитной политики Банка России и масштабное укрепление курса рубля. Одним из катализаторов падения также выступил отказ Газпрома выплачивать дивиденды по итогам 2023 года.

Рынок нефти пытался определиться с направлением движения перед встречей ОПЕК+ 2 июня. С учетом сохранения рисков для спроса в условиях повышенных процентных ставок и роста добычи стран не ОПЕК+ альянс может продлить добровольные сокращения.

Золото 20 мая обновило исторический максимум, но заявления ФРС о неготовности снижать ставку Fed Funds привели к коррекции.

-2

Валютный рынок

После активного тренда на снижение второй половины мая (28 мая USD/RUB 88.28 – минимум с января 2024 года) курс доллара совершил отскок, вплотную приблизившись к значению 90.

Причиной такого движения видится завершение майского налогового периода (28 мая). Однако общий фон для российской валюты все же остается благоприятным, ограничивая потенциал роста USD/RUB. Крупные компании начинают платить дивиденды (ЛУКОЙЛ 22 мая, НЛМК 10 июня), а Банк России отмечает проблемы во внешнеторговых расчетах за импорт и, как следствие, временный избыток валютной ликвидности.

Для евро 2 недели прошли в попытках пробить уровень 1.09 в паре с долларом, но они не увенчались успехом. Резюме последнего заседания ФРС США еще раз подчеркнуло недовольство чиновников текущими результатами жесткой ДКП и готовность долговременно поддерживать высокие ставки. Как результат, ожидания первого снижения ставки Fed Funds на рынке фьючерсов сместились с сентября на ноябрь текущего года.

-3

Долговой рынок

Рынок гособлигаций не выдержал накала страстей перед заседанием Банка России (7 июня). Коррекция ОФЗ ускорилась, порой принимая близкий к панике характер.

Движение в коротких облигациях объяснить просто. Банк России все дальше от возможности смягчать политику при реализующихся и потенциальных инфляционных рисках. При этом даже если повышение ставки не случится, она проведет ближайшие кварталы на отметке 16%.

В более длинных выпусках ОФЗ, вероятно, идет закрытие позиций кем-то из крупных участников рынка. В теории длинные облигации могли бы позитивно воспринять жесткую политику ЦБ здесь и сейчас – через бóльшую уверенность в том, что долгосрочно инфляция будет у цели в 4%. Однако в моменте доминируют страхи о том, как Минфин будет выполнять план по локальным заимствованиям в условиях столь слабого рынка.

В краткосрочной перспективе долговой рынок вряд ли найдет четкие и однозначные поводы для позитива, что обещает продолжение периода турбулентности.

Кривая US Treasuries за последние 2 недели также сдвинулась вверх – 2 года 4.98% (+24 б.п.), 10 лет 4.62% (+27 б.п.) – следуя за ожиданиями, что в политике ФРС США случится не ранее ноября текущего года.

Макроэкономика

С проблемой незатухающего инфляционного давления сталкивается не только российская экономика. В США индекс потребительских цен задрейфовал в диапазоне 3.1- 3.7% г/г, что вынудило ФРС пересмотреть свои планы по снижению ставки в этом году. Рынок ожидает смягчения политики не ранее ноября этого года.

В Еврозоне инфляция приближается к таргету 2% и Европейский центральный банк уже 6 июня готов снижать ставку. Однако жесткость монетарной политики в США ограничивает дальнейший диапазон для быстрого снижения ставок. В Китае инфляция также ускоряется, а действия правительства направлены на повышение темпа роста, поэтому поддерживается мягкая денежно-кредитная политика.

Сужение дифференциала между внутренними (российскими) и внешними ставками снижает жесткость денежно-кредитных условий в России и требует поддержания высоких ставок.