«Можно долго излагать содержание картин, заполнивших ныне массовый экран Европы и Америки, картин, в которых человек выворачивается наизнанку и смакуется биопсихологическая патология»
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Евгения Громова (1931-2005), опубликованной в 1972 году:
«…Строгая, добродетельная учительница уважаема всеми жителями той деревни, где она преподает. На самом же деле эта учительница — форменное исчадие ада.
Она предательница, злодейка, садистка, отягощенная всеми се***альными пороками. Совершив серию коварных преступлений, она благополучно отбывает в город, оставаясь в глазах своих бывших односельчан образцом добродетели. Такова «Мадемуазель» в фильме Тони Ричардсона.
Юная милая девушка страдает патологическим отвращением к мужчинам. Оставшись одна в квартире своей сестры, она убивает приходящих туда людей. В киноленте с клинической точностью изображается процесс распада сознания — фильм «Отвращение» Романа Полянского может с успехом служить наглядным пособием по изучению шизофрении.
Можно долго излагать содержание картин, заполнивших ныне массовый экран Европы и Америки, картин, в которых человек выворачивается наизнанку и смакуется биопсихологическая патология.
Большинство из них сделано грубо, бездарно, иные же — тонко, профессионально, даже талантливо.
Их сюжетные схемы подчас напоминают классические произведения мировой литературы и кинематографа.
Но во всех этих фильмах, как талантливых, так и бездарных, отсутствует главное, без чего невозможно подлинно художественное исследование личности, — гуманистический идеал, высокое нравственное чувство.
В них, как правило, натуралистически фиксируются те или иные странности, аномалии человеческой психики, которые обычно объясняются, если объясняются, в духе, так сказать, рыночного фрейдизма: человек, дескать, есть по природе своей злое, грубое существо; звериное, хищническое начало в нем всегда сильнее осознанных эмоций и нравственных норм.
Такого рода утверждения освящаются авторитетом З. Фрейда, иногда даже прямыми ссылками на него,— например, в фильме А. Хичкока «Психо», где выводится фигура психоаналитика, исследующего героя, Нормана.
Норман, страдающий комплексом страха и любви к умершей матери, убивает прибывшую к нему в мотель молодую женщину, чтобы удовлетворить ревность матери.
Хичкок, как и другие авторы псевдопсихоаналитических фильмов, упрощает и вульгаризирует Фрейда. …
Фильмы же, сделанные якобы в духе фрейдизма, уверяют зрителя в том, что человечество в принципе неизлечимо больно, что каждый индивид потенциально безумец, преступник, маньяк.
О многих из таких фильмов, ничего общего с искусством не имеющих, не стоило бы и упоминать, если бы не одно существенное обстоятельство. Их возникновение и распространение, нынешняя популярность заставляют иначе взглянуть на некоторые, казалось бы, вполне устоявшиеся понятия: «развлекательное кино», «коммерческое кино», «кинематограф массовой культуры».
Обычно и чаще всего относят к коммерческому кинематографу, точнее сказать, кинематографу массовой культуры, лишь те картины — ревю, се*сфильмы, детективы, боевики, отчасти мелодрамы,— в которых психология персонажей проста, как дважды два четыре, а сами эти произведения предельно элементарны по языку и ориентированы на самого нетребовательного зрителя.
О подобных лентах говорят, что они играют роль духовного на*котика: дурманят сознание людей, отвлекают их от суровой прозы бытия и острых политических и социальных проблем эпохи.
Все это бесспорно верно. Но верно и другое. На*котики бывают разными.
Фильмы о Тарзане, Фантомасе, даже Джеймсе Бонде — грубый на*котик, хотя и сильно действующий.
Но нет, с точки зрения конечного результата — идеологического и эстетического воздействия на зрителя, особой принципиальной разницы между лентой об очередных похождениях очередного супермена и многими картинами, в которых изображается убийца «с психологией» или просто психопат.
Зрителю во всех случаях внушается: все возможно и дозволено в этом странном и безумном мире, где жизнь человеческая ничего не стоит.
Так мы подходим к мысли, что кинематограф массовой культуры эстетически неоднороден, многоэтажен.
Он включает в себя разные произведения — от самых элементарных, примитивных до сравнительно сложных, проблемных.
Реальная практика современной художественной жизни оказывается часто многообразнее, шире иных наших теоретических представлений...
В частности, говоря о массовой американской продукции, главным образом голливудской, мы долгое время обычно подчеркивали ее оторванность от реальной жизни, от острых социальных проблем.
Из статьи в статью переходила формула: Голливуд — фабрика снов. Формула в целом верная, но далеко не исчерпывающая сути дела. Во всяком случае, ныне коммерческий кинематограф весьма часто обращается к насущным вопросам дня, другое дело, как он их решает.
Возьмем, скажем, фильм Т.-С. Фрэнка «Рожденные для ненависти», о котором много писалось как в зарубежной, так и в советской прессе. В нем, бесспорно, затрагиваются острые и реальные для современной Америки социально-этические проблемы — молодежи, насилия.
Действие фильма разворачивается в маленьком калифорнийском городке, который терроризирует фашиствующая банда юнцов — «диких ангелов».
Они оскорбляют, избивают респектабельных горожан, насилуют и развращают их дочерей, воруют, грабят.
Полиция бессильна что-либо предпринять — жертвы «диких ангелов» не осмеливаются на них жаловаться.
Надо сказать, что фильм поначалу производит «шоковое» впечатление. Какая резкая критика американского образа жизни, какой реализм в изображении ее негативных черт!
Но очень скоро убеждаешься, что критичность и реализм фильма довольно сомнительного сорта.
Два момента наиболее отчетливо раскрывают мировоззренческую позицию авторов картины.
Первый — объяснение, почему бездействует городская полиция. Шериф глуповат и пассивен, однако это не главное.
Главное в другом. В Соединенных Штатах Америки права личности, даже если это личность бандита, священны и неприкосновенны.
Без письменного заявления потерпевших полиция — таковы уж особенности демократического государства — не имеет законной возможности преследовать преступников.
Второй момент. Освободителем городка становится некий симпатичный отважный парень, индеец по внешности. Он сначала один на один схватывается с хулиганами, в последний момент его поддержит и полиция.
Кто же этот герой? Бывший десантник экспедиционного корпуса США, сражавшийся во Вьетнаме.
Такой герой придает иной камертон всей картине Фрэнка. Режиссер не скупился на краски, живописуя акты жестокости, совершаемые «дикими ангелами» — небритыми, немытыми, порочными юнцами.
Но насильников побеждает тоже насильник — «герой» войны, «грязной войны», который подается как истинный представитель молодой Америки, страж демократии и порядка.
В этой связи хочется высказать следующее общее замечание. У нас часто пишут о культе насилия, который проповедуется буржуазным кинематографом, прежде всего американским.
Культ этот налицо. Однако он далеко не всегда выражается грубо, прямолинейно. Более того, практически трудно, если не невозможно, назвать сравнительно значительный фильм, в котором бы открыто призывали жечь, пытать, убивать.
Даже в тех гангстерских фильмах, где рекою льется кровь и чуть ли не в каждом кадре стреляют или режут, режиссер не забудет покарать преступников и осудить их злодеяния.
Тем не менее мы с полным основанием вправе говорить о растлевающем влиянии на зрителей, особенно молодых, многих-многих коммерческих фильмов, в которых показывается, хотя и осуждающе, насилие.
Детально изображая, смакуя акты жестокости, попрания одним человеком чести, достоинства и жизни другого,
буржуазный кинематограф, а еще в большей степени телевидение, приучает людей к виду крови, незаметно укореняет в их сознании мысль, что убивать приятно. Это с одной стороны.
А с другой, насилие оправдывается во всех тех случаях, когда оно осуществляется «законным образом», во имя интересов буржуазного государства. Тут уже оно трактуется как героизм, мужество, отвага.
Этим самым я не хочу уравнять «Рожденные для ненависти» с откровенно пропагандистскими, милитаристскими фильмами типа «Зеленые береты».
Лента Фрэнка сложнее по своей идеологической направленности. Ее критическое начало не стоит совсем сбрасывать со счетов анализа. Но что этот фильм вполне конформистский — факт очевидный.
Конформизм, иногда откровенный, воинствующий, чаще завуалированный, порою — в последние годы — сосуществующий с левой фразой, эпатажем обывателя, необходимо присущ буржуазной массовой культуре, он пронизывает ее насквозь.
...Мне как-то довелось посмотреть фильм французского режиссера Б. Шредер «Еще» (производство Люксембург) — о на**оманах.
Тема для западного кинематографа более чем актуальная. Режиссер, вполне владеющий средствами и приемами современного авангардистского кино, проявляет отличное знание предмета.
Картина рисуется просто ужасающая. На экран временами трудно смотреть…
Б. Шредер, разумеется, не призывает к на**оманству, оно, напротив, порицается.
Но, боюсь, эффект этого порицания довольно проблематичный.
В фильме, в котором много смелых, в духе новейшей «немецкой волны», эро*ических сцен, срезаны, в сущности, действительно острые углы проблемы.
В нем ничего не говорится о социальных корнях на**оманства, и само оно рассматривается как рискованное увлечение, приносящее изысканное и неожиданное наслаждение, за которое, если вовремя не остановиться, приходится расплачиваться жизнью: герой фильма погибает.
Что ж, такая физиологическо-психологическая трактовка вопроса отнюдь не задевает идеологических и политических устоев буржуазного общества.
Разве само это общество в лице своих официальных институтов не выступает против на**оманства, не борется с ним?
«Левизна» режиссера оказывается на поверку весьма внешней, а после Шёмана и Циммерман и довольно «пресной»...
По уровню художественного мастерства фильм «Еще» чуть выходит за рамки коммерческого кинематографа.
В плане социально-культурном лента Б. Шредер показывает, что ныне грани между эстетически сложным и эстетически простым стали более подвижными, чем когда-либо.
Этот факт уже привлек внимание наших критиков, отмечавших, что между различными слоями западного кинематографа происходит своего рода взаимообмен художественными приемами.
Например, в некоторых вполне коммерческих, развлекательных фильмах неожиданно встречается монтажная фраза а la Годар, а серьезный, проблемный фильм насыщается изображениями се***альных сцен. Это верное наблюдение.
Но стоит иметь в виду, что в какой-то степени диффузия приемов существовала всегда.
Крупный план, изобретенный великими мастерами немого кино главным образом для более глубокого проникновения во внутренний мир героя, стал очень быстро излюбленным средством показа актов насилия.
Да, собственно, во все времена ремесленники от искусства кормились яствами со стола, накрытого большими художниками.
Теперь же мы сплошь и рядом встречаемся не только с диффузией приемов, но и взаимопроникновением идей и концепций. …
Псевдопсихологические, по существу, спекулятивные фильмы при всей их кажущейся чужеродности «тарзаньим» фильмам находятся в русле массовой буржуазной культуры, в кругу реакционных и антигуманистических идей. Это с одной стороны.
С другой же — такие идеи, пронизывающие ныне всю идеологическую атмосферу капиталистического общества, оказывают немалое влияние на умы действительно крупных, талантливых художников, которые порою создают произведения, представляющие сегодня радость для снобов и попадающие завтра в силу своей философской и эстетической аморфности в жернова массовой культуры.
Было бы, конечно, ошибочным утверждать, что каждый автор психоаналитического фильма идет на сознательный конформизм с буржуазным обществом.
Но слишком часто грани между «третьим кино» и коммерческим кинематографом начинают стираться. А это означает дальнейшую нивелировку, осреднячивание культуры, осуществляемое как «снизу», так и «сверху».
Возьмем, к примеру, фильм Б. Уайлера «Коллекционер».
Это нехарактерное для него произведение, но симптоматичное с точки зрения общих процессов развития современной культуры.
Герой его — маньяк, превративший свой дом в тюрьму, куда он привозит де вушку-студентку. Он хочет, чтобы та не просто отдалась ему физически, а по-настоящему полюбила его.
Он подробно излагает девушке свое «кредо» обычного, рядового человека, каким он себя считает. Он яростно осуждает современное модернистское искусство, видя в нем насмешку над народом, упрекает свою пленницу в аристократизме, снобизме, высокомерии. В конце концов он замучил девушку и, запрятав ее труп, начинает охоту за другой.
О чем же этот фильм, местами скучный, а временами захватывающий?
О сложности человека — на этот раз человека толпы, обиженного на весь мир.
Но каков нравственный смысл истории, рассказанной Уайлером?
Да, грубо говоря, никакой. Фильм способен заставить зрителя удивиться: поди-ка, на что способен безобидный коллекционер бабочек. А что дальше?
Этот же вопрос невольно задаешь себе, посмотрев фильм другого талантливого режиссера — «Глаза без лица».
Врач, владелец крупной клиники, работает над актуальной медицинской проблемой — пересадки лицевых тканей.
Его собственная дочь изуродовала свое лицо в результате автомобильной катастрофы, он хочет сделать ее снова красивой, а значит, счастливой.
Однажды такого рода операция ему удалась. И вот теперь его ассистентка заманивает в клинику девушек, с лица которых наш герой заживо сдирает кожу и пересаживает ее своей дочери.
Одна неудачная операция следует за другой, количество трупов растет. А его милая, нежная дочь, вынужденная носить маску, в отчаянии.
Изверившись в хирургическом мастерстве отца, она убивает ассистентку, освобождает очередную жертву, а вместе с нею собак из вивария. Собаки загрызают своего мучителя.
Нетрудно заметить, что автор фильма «Глаза без лица» знаком с книгами Камю и Достоевского. Его герой страдает неуемной гордыней духа, считает, что ему все позволено; он находится во власти слепых и темных сил, начисто лишен чувства ответственности перед людьми.
Но в фильме нет и тени гуманистического пафоса Достоевского, как нет в нем и экзистенциалистской тревоги за судьбы человечества.
Такого рода тревоги не ощущаешь и в картине, собравшей большую и разноречивую прессу и поставленной одним из крупнейших американских режиссеров,— «Лолита» С. Кубрика.
Кубрик — странный художник, всеядный. Он поставил любопытнейшую, остросатирическую комедию «Доктор Стрейнджлав», исторический супербоевик «Спартак», фантастическую картину «Космическая Одиссея: 2001 год».
«Лолита» — экранизация сенсационного романа Владимира Набокова — не лучшее творение Кубрика. Она маловыразительна по языку, перегружена типично голливудскими штампами.
Как известно, Набоков принадлежит к числу тех современных писателей, которые, считая себя последователями Достоевского и Пруста, ориентируются в общем на высоколобого читателя.
Правда, «Лолита» стала бестселлером. Надо полагать, что массового читателя заинтересовали в романе не столько его стилистические достоинства, сколько эро*ические сцены, которыми он насыщен. …
«Склизкое «я» героя становится предметом исследования и в фильме Кубрика. Точнее, не исследования, а показа.
Кубрик, экранизируя роман, упрощает его. Приглушены трагические нотки в мировосприятии героя, огрубляется образ самой Лолиты. Кубрик вызвал неудовольствие снобов, повысив, уступая требованиям цензуры, возраст героини — с 12 до 17 лет.
Но, конечно, привкус порока, извращения остался и не мог не остаться: стареющий мужчина, профессор Гумберт, увлекается юной девушкой, своей падчерицей. После смерти, вернее самоубийства, матери она становится его любовницей.
В связи с постановкой «Лолиты» немало спорили о том, имеет ли вообще право серьезный художник обращаться к столь щепетильной теме. Не является ли само это обращение актом конформизма и прямой безнравственностью.
Думается, что нельзя отрицать право художника исследовать любую, абсолютно любую жизненную проблему. Искусство не брезгливо. Это сказал еще Герцен. Оно может изображать все, другое дело, во имя чего привлекается внимание людей к такому «все».
Конечно, проблема «Лолиты» не ахти какая новая и актуальная, но в принципе возможная. И вовсе не надо, едва услышав о любви людей разных возрастов, вставать сразу в позу морализатора.
Иные люди и иные мотивы предстают перед нами в фильме «Лолита».
Что привлекает в своей падчерице почтенного профессора Гумберта — знатока экзистенциализма, преподавателя французской литературы?
На этот вопрос он отвечает сам в дневнике: скрытая порочность, се***альность, вульгарность девушки.
Лолита будит в нем темные инстинкты, с которыми экранный Гумберт, в отличие от романного, и не пытается бороться.
Он опасается полиции, общественного мнения, но его не мучают никакие угрызения совести, как не мучают они и Лолиту. Ее лишь тяготит деспотическая ревность стареющего любовника.
К финалу Лолита выходит замуж за бедного, но честного парня, с которым она намеревается уехать в Аляску и строить там крепкую американскую семью.
Что же, добродетель торжествует, а порок наказан: Гумберт, убив своего былого соперника, драматурга Куильти, умирает в тюремной больнице.
Обыватель может быть доволен. Ему пощекотали нервы скабрезной историей, приобщили к «модным» проблемам, заверили в том, что основные устои морали остаются незыблемыми. Короче, и овцы целы и волки сыты. В проигрыше осталось лишь искусство.
Бездумная легкость, с которой герои нарушают этические и юридические нормы и которая никак не анализируется и не порицается автором, не может не оскорблять нравственное чувство.
Кубрик все время движется в русле излюбленных идей массовой культуры: в факте морального человека нет ничего особенного, экстраординарного — сегодня ты благопристойный интеллигент, завтра — се***альный маньяк и убийца. Так было, так есть, так будет.
Эта мысль в силу своей внутренней фальшивости и антигуманности враждебна настоящему искусству. Отстаивая ее, Кубрик делает профессиональный, но растянутый, унылый фильм.
С одной стороны, учитывая, видимо, условия массового проката, он разжевывает зрителю каждую подробность, с другой — он хочет сохранить внешний антураж психоаналитического произведения. Его герой долго и нудно размышляет вслух, пишет дневник, многозначительно молчит...
По замыслу, Гумберт имеет два лица. Одно — серьезного и высоконравственного ученого, писателя; другое— нимфомана и преступника.
Как же эти лики совмещаются друг с другом?
Но чтобы отвечать на это, нужна иная творческая установка — установка на действительно аналитический, а не констатирующий фильм.
Отрицательное же воздействие эстетики массовой культуры на умы художников как раз и выражается в том, что она гасит в них пафос исследования жизни. Этот пафос она стремится подменить фиксацией человеческой сложности, двойственности. Но сама по себе такая фиксация означает либо уход от реальных проблем современности, либо мнимое, спекулятивное их решение. …
На западных экранах лидирует и господствует кинематограф массовой буржуазной культуры, верхние этажи которой заполняют ныне псевдопсихоаналитические, спекулятивные фильмы.
Эстетика этих фильмов оказывает растлевающее воздействие как на сознание широкого зрителя, так и, увы, на творчество иных крупных мастеров.
Кризис буржуазного кино не ослабевает, а усиливается, обостряется» (Громов, 1972: 36-74).
Громов Е. На исходе шестидесятых // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 36-74.