«За каждым образом, создаваемым Феллини, стоит бесконечный ряд литературных, фольклорных, мифологических реминисценций, философских, религиозных, этических понятий, вполне реальных, даже бытовых ассоциаций».
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Евгения Громова (1931-2005), опубликованной в 1972 году:
«Его «Дорога» может быть понята как метафизическая поэма о трагическом непонимании людьми друг друга, но вместе с тем, по словам одного критика, она представляет собой модель итальянского брака.
Как, замечу вскользь, и «Джульетта и духи» — правда, этот фильм значительно уступает «Дороге» по глубине и масштабу художественных обобщений. …
Такие фильмы Феллини, как «Дорога» и «Ночи Кабирии», будучи продуктом сложной, даже изощренной мысли, являются вместе с тем ценностным достоянием общечеловеческой, народной (прежде всего итальянской) культуры.
Это же самое можно сказать и о «8 1/2», хотя, конечно, образ режиссера Гвидо Ансельми более сложен и, так сказать, элитарен, чем образы Джельсомины, Дзампано, Матти, Кабирии. Но и в нем автор конденсирует огромную общечеловеческую тему — тему творчества, созидания, смысла бытия.
Мне уже довелось писать, что этот фильм находится почти на одном философско-этическом уровне с романом Томаса Манна «Доктор Фаустус». Гвидо близок герою Манна как творческая личность.
С трагической остротой Гвидо Ансельми переживает то сокровенное отчуждение от общества и жизни, которое по своему реальному содержанию стало теперь, в «термоядерную» эпоху, еще более глубоким и сложным, чем это было во времена Леверкюна.
Порою герой Феллини хочет уйти от действительности, но действительность все равно возвращает его к себе.
Автор «8 1/2» отнюдь не утверждает необходимость самоизоляции художника от мира. Нет, дело обстоит гораздо сложнее. Фильм говорит о том, что от жизни, даже если хочешь уйти, — не уйдешь, да и не нужно от нее уходить.
Ибо, говоря словами Гёте, «цель жизни — сама жизнь». Весь вопрос в том, как уловить ее ускользающие формы, как выразить своим искусством переполняющие тебя ощущения и мысли.
Можно пойти по проторенной дороге внешнего успеха. Гвидо Ансельми размышляет о том, что, возможно, он усложняет все проблемы.
Достаточно в новом фильме, который он хочет создать, повторить самого себя, как продюсеры, критики, зрители будут довольны.
Или все же, размышляет Гвидо, стоит попытаться найти нечто совсем новое, ценностное, идеальное.
Но как его найти в этом далеком от совершенства мире, когда он сам как человек и художник далек от совершенства?
Честнее всего молчать, отказаться от своей профессии. Но это тоже не выход. И не только потому, что к тебе пристают друзья, знакомые, продюсер, артисты, требуя нового фильма, но и потому, что художник должен работать, иначе он не сможет жить.
Однако работать становится все труднее и труднее, может быть, все же лучше уйти в себя. Надо выбирать...
Фильм Феллини представляет собой правдивый слепок смятенного сознания большого художника, который в поисках настоящих ценностей обращается к миру реальному и к миру ирреальному, к религии, к своему детству, к любви, но нигде не находит нужной ему твердой опоры.
Думается, что в этих поисках воплощен не только личный опыт и судьба самого Феллини, но и в значительной степени духовные искания его народа, переживающего в XX веке сложнейший этап своей истории. …
Ассоциативно-символический язык фильма «8 1/2» сложен для восприятия. Да и вообще Феллини обычно мало заботится о доступности своих произведений: «Я никогда ни на минуту не ставил перед собой вопроса, поймет меня публика или не поймет».
И тем не менее итальянская критика не без основания говорит о «инстинктивной способности» фильмов Феллини завлекать зрителя.
Стихийное влечение самого разного зрителя к Феллини объясняется, вероятно, тем, что в большинстве своих фильмов он говорит с людьми о больших и сложных проблемах, которые объективно имеют в буржуазном обществе глобальное, всеобщее значение. …
Всем его фильмам до «Сатирикона» присущ поиск берегов надежды, их финалы грустны, трагически печальны, но не пессимистичны.
В чем источники веры Феллини?
Трудный вопрос. Мы можем попытаться лишь контурно набросать план его решения.
Все биографы и критики единодушно говорят о необыкновенной сложности личности и мировоззрения автора «8 1/2».
К Феллини можно приложить самые разные, даже порою взаимоисключающие друг друга дефиниции: католик, язычник, экзистенциалист, психоаналитик, барочный мастер, маг, волшебник и т.д.
Каждое из этих определений характеризует какие-то грани его таланта. Но необходимо выделить самое существенное.
По справедливому замечанию Г. Богемского, Феллини не может быть понят вне своего католицизма, хотя к нему, разумеется, не сводится его мировоззрение.
Что привлекает и может привлекать Феллини в религиозной идеологии?
Конечно, не обрядовая сторона церкви и не собственно богословие, схоластика.
Один из его биографов отмечает, что Феллини почти совсем не знает библии и евангелия. У него нет никаких иллюзий по поводу практической деятельности официальной церкви — она им яростно критикуется и осуждается. …
Феллини привлекают в христианстве его мистические, оккультные идеи, корни которых уходят в философию Платона и Плотина, Франциска Ассизского и Фомы Аквината.
Это связано с глубоким интересом режиссера ко всему «таинственному», к самым сложным, мало изученным явлениям человеческой психики, сознания и поведения. …
Иррационализм подобной творческой установки несомненен. И если бы Феллини слепо ей следовал, он никогда бы не стал большим мастером, а превратился в дюжинного мистика.
Как можно убедиться на примере «Дороги» и «8 1/2», иррационализм художника относителен, а гуманизм абсолютен.
Феллини — прежде всего художник жизни, тесно связанный с народной культурой своей страны. Его творческая интуиция и аналитический, трезвый ум корректируют, приглушают нотки спиритуализма в мироощущении, но этот спиритуализм никак нельзя отбросить в сторону.
Он обусловливает склонность Феллини к христианской мистике и ею в свою очередь питается, поддерживается.
Но, безусловно, не только мистическая сторона религии занимает Феллини.
Можно предположить, что автор «Дороги» воспринимает религию сквозь призму своих собственных этических представлений, той любви к людям, о которой он сам не раз говорил.
Здесь надо иметь в виду то, что почти любая нравственная максима христианства, взятая сама по себе, вне ее фидеистической оболочки, носит некий общегуманистический характер: не убий, не кради, возлюби ближнего, как самого себя.
По сути, это те простые нормы нравственности, которые выработало человечество в ходе своей тысячелетней истории и которые присвоила себе церковь.
Феллини же словно отметает факт такого присвоения, неправомерно отождествляя религию с «естественной моралью». Нечто подобное делали прежде Руссо, Диккенс, Достоевский, Толстой...
По-видимому, Феллини склонен видеть в идее бога ту высшую духовную ценность, вокруг которой можно сплотить людей, избавить их от одиночества.
Правда, Феллини — человек беспощадно аналитического XX века; сознание режиссера еще в большей степени, чем сознание Достоевского, отягощено сомнениями и скептицизмом. В «Сладкой жизни» и «8 1/2» он остро, почти в сатирической тональности, критикует религию, новее же и не порывает с нею до конца.
Жорж Садуль причислил Феллини к христианским прогрессистам. Этим он хотел сказать, что режиссер ратует своим искусством за нравственное обновление человека, за движение общества вперед, но его позиция социально и философски ограничена.
Автор «Дороги» хочет и действительно передает «послание» от одного изолированного индивидуума к другому, он стремится помочь духовному сближению всех людей друг с другом. Однако это духовное рассматривается им во многом асоциально, аполитично.
В его фильмах идеи «реального гуманизма» сочетаются, а нередко и поглощаются гуманизмом абстрактным, с одной стороны, католическим экзистенциализмом— с другой.
Быть может, поэтому Феллини подчас не находит той самой высшей простоты, которую он настойчиво ищет в жизни и в самом себе. Быть может, поэтому так зыбки и неопределенны образы надежды в его фильмах.
Большой искренний художник, оставаясь как личность в идеологических и психологических рамках отчужденного общества, не может напрочь выйти из них в своем творчестве, в моделировании идеала.
Это особенно явственно сказалось в «Сатириконе», который, как, впрочем и все другие работы Феллини, вызвал разноречивые отзывы в мировой прессе. …
во всех отзывах на картину отмечается ее необыкновенная пластическая выразительность, та смелость, с которой Феллини и декораторы фильма воссоздают петрониевский Рим, увиденный глазами человека XX столетия.
Это действительно особенный Рим. Вовсе не статуарная, гармоничная, строгая античность триумфальных арок, Колизея, величественных скульптур. Петрониевский «вечный город», а Феллини довольно верен литературному первоисточнику, многоязычен, пестр, груб, хаотичен. …
Эпизод пира…, равно как и сцены в публично* доме, являются символом той распущенности нравов, которая стала уже обычной нормой общественного поведения.
Столь же обычны и даже естественны для персонажей фильма предательство, измена, алчность, мошенничество, насилие.
Емкими и жуткими аллегориями нравственного и социального упадка служат фигуры различных монстров и чудищ, которыми густо насыщена лента Феллини.
Упадка не только и не столько римского, нероновского, сколько современного общества.
Сближение века ушедшего и нынешнего в фильме самоочевидно.
Все уже было в этом мире и все возвращается на круги своя.
Се***альная революция? Не ново. Распад личности? Было. Бунтарство молодежи? Она всегда бунтовала...
Да, несомненно, в «Сатириконе» дана обобщенная картина кризиса мировой цивилизации.
Это кризис бездуховности, о котором с болью и гневом говорил Феллини и в «Сладкой жизни» и в «8 1/2».
Но, увы, в «Сатириконе» не ощущается даже попытки нащупать выход из кризиса, обрести «берег надежды».
В фильме есть поразительный эпизод в пинакотеке, куда случайно забредает герой. Великолепные картины, фрески, скульптуры. В них воплощены ум, страсть, гений замечательных художников. Даже Энколпий, это «молодое животное», не мог не почувствовать силу великих творений искусства.
Но Феллини вслед за Петронием спешит насытить наше восприятие ядом скептицизма. Бедно одетый, растрепанный старец — поэт — говорит Энколпию: любовь к искусству никого еще не обогатила. И вообще, какую ценность имеет оно в мире, где все дурно и скверно.
Лишь Красноречье одно, в одежде оледенелой, Голосом слабым зовет забытые всеми Искусства.
Пессимизм Феллини в «Сатириконе» стал тотальным и категоричным.
Правда, автор «Дороги» настолько крупный, ищущий художник, что о нем, о путях его духовного развития нельзя выносить скоропалительных суждений. Но сегодня отрицающее, мефистофельское начало в его мироощущении и творчестве поглотило начало фаустовское, созидающее.
Фильмы Феллини, Антониони, Пазолини, Годара, Бергмана, Алена Рене, Бунюэля... Фильмы, разные по своей эстетике, социальной и философской направленности.
С ними можно и необходимо спорить, критиковать, но никто не в состоянии отрицать, что они — явления большой и сложной культуры» (Громов, 1972).
Громов Е. На исходе шестидесятых // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 36-74.