Меня зовут Лариса. Я более 20 лет работаю в сфере HR менеджмента. Сегодня я бы хотела поговорить о такой профессии, как менеджер по продажам. Принято считать, что продавать легко и менеджером по продажам может работать любой, кто хоть как-то умеет говорить, главное, чтобы был голодным до денег и хотел «продать несмотря ни на что». Считают, что это циничные, нечестные, амбициозные люди.
КТО ЖЕ ЭТИ ЛЮДИ, РАБОТАЮЩИЕ МЕНЕДЖЕРАМИ ПО ПРОДАЖАМ? КАКИЕ У НИХ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ? ЧТО ИМИ ДВИЖЕТ? (из личных наблюдений)
Подбирая кандидатов на должность менеджера по продажам, я, как HR менеджер, ищу кандидата, обладающего набором необходимых в данной должности качеств: коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкое мышление и умение быстро принимать решение, амбициозность, целеустремленность и ориентация на собственное финансовое благополучие и т.д. Опыт работы в сфере продаж не является никогда основным критерием отбора, он выступает как дополнительный «бонус». Причем обращаю внимание не на то, сколько кандидат проработал на том или ином месте, а на результативность его работы.
Но, как и в любой деятельности, те личные качества, которые делают из менеджера по продажам успешного специалиста, с годами накладывают свой отпечаток на личность человека. В психологии это называется «профессиональная деформация». Зачастую такие изменения в личности и мышления человека негативно влияют и на повседневную жизнь человека.
Расскажу, что я заметила из личного опыта, поскольку мой муж достаточно давно уже работает в сфере продаж и взаимодействия с клиентами.
1. Резкость и напористость, «профессиональная агрессия». Он часто в любом споре или решении вопроса сразу начинает убеждать и уговаривать, как будто заранее думает, что ему откажут или его не услышат. Да и в принципе я часто призываю его научиться слушать и слышать, а не убеждать сразу в своей правоте, настаивать на своём, навязывать.
2. Соперничество. Работа в отделе продаж зачастую превращает продажи в соревнование, чтобы стимулировать менеджеров бороться между собой за клиентов и достигать лучших результатов. В таких условиях люди часто испытывают сильное беспокойство, тревогу и неуверенность в себе, что не способствует здоровью психики.
3. Назойливость. Скрипт поведения менеджера по продажам заставляет «надоедать» и названивать клиенту до тех пор, пока клиент не приобретет продаваемый товар или услугу. Мой муж тоже часто этим «грешил». Но сейчас он всё больше ориентируется на потребность клиента, максимально подробно отвечает на его вопросы и предлагает варианты оказания услуги, чтобы закрыть «боль» клиента. Это современная тенденция развития бизнеса.
4. Трудоголизм. Многие менеджеры по продажам работают круглыми сутками, потому что клиент часто выходит на связь после окончания рабочего дня или в выходные, когда у него самого есть свободное время. Мой муж не стал исключением, к сожалению.
5. Чрезмерная разговорчивость и эмоциональность. Возможно, это те личные качества, которые были присущи моему мужу с детства, и эти качества помогают ему быть успешным в сфере продаж, а может быть они тоже стали приобретенными.
КАКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПРОДАЖАМ? КОГДА СТОИТ БЕСПОКОИТЬСЯ?
Когда вы замечаете, что какие-то ваши черты, помогающие вам в профессии, начинают мешать в личной жизни. Когда ваши близкие замечают, что вы стали более жестким, властным человеком, подозрительным или приобрели другие не самые лучшие качества.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Заведите увлечения помимо работы (хобби, досуг, друзья) и уделяйте им достаточно времени. Занимаясь делами, не связанными с профессией, мы используем другие характеристики личности, выравнивая свое развитие. Личные отношения, близость, теплота помогают «отходить» от трудностей профессии, отдыхать, получать поддержку. Стоит иногда переосмысливать свое отношение к профессии и стремиться к профессиональному развитию. Или кардинально поменять профессию.
А как ваша профессия влияет на вашу личность? Удается ли вам оставлять работу за дверями вашего дома? Поделитесь мыслями.