Найти тему

Паника вокруг ЕГЭ. Уместна ли?

Сейчас, в период сдачи школьниками ОГЭ и ЕГЭ, часто слышу сообщения из серии: “Ай-ай-ай, бедные дети, их же там унижают! Их перед входом в аудиторию чуть ли не догола заставляют раздеваться, чтобы не дай бог кто-то телефон и шпаргалку не пронес! А как же права детей? Куда смотрят родители?

Один злой язык говорил про девочку, у которой на нижнем белье были металлические вставки, так её, заставили снять их, причём при мальчиках. Какой ужас, а-а-а-а!

Часто слышу про обыски - как бедным детям злые проверяющие залезали в карманы, искали телефоны и шпаргалки.

Кто-то жалуется, что несчастных экзаменуемых держали в аудиториях чуть ли не на цепи, несколько часов не привозили задания. Говорили и о прочих страстях - не выпускали, не кормили. Ужас-ужас.

Кто-то (видимо, чтобы привлечь к себе внимание) пишет, о случаях, когда в туалетах специально из-за ЕГЭ демонтировали все двери, ещё и камеры специально установили. Поэтому школьники стеснялись выходить, особенно девочки. Бедные дети весь экзамен мучались, и не могли сосредоточиться на экзамене.

И во всём этом виноват проклятый ЕГЭ. А точно?

А знаете что самое интересное? Большинству из тех, кто обвиняет во всём ЕГЭ, во-первых, не приходит в голову проверить, правда ли всё это. И даже если предположить, что всё это правда, точно ли именно ЕГЭ в этом виноват? Может, виноваты те нарушители, которые это устраивают?

Я встречаю и такие “сопли”: “Дети же там так волнуются, так переживают. А если они из-за этого не смогут сдать экзамен?”. А что, собственно, вы предлагаете? Может быть, всем сразу по 100 баллов поставить - они-же-дети, им нельзя нервничать.
Ещё отдельные персонажи говорят, что чуть ли не каждый второй девятиклассник пишет ОГЭ по математике на двойку. Ах, какой сложный ОГЭ.

По моим наблюдениям, большинство из этих персонажей ОГЭ в глаза не видели, даже ни разу не открывали. Я утверждаю, что даже слабый троечник этот экзамен сдаст. А чтобы его написать на два, нужно либо совсем ничего не делать, либо иметь дефект интеллекта. Другие причины тут редкость. И уж точно это не про половину школьников.

А даже если бы это было правдой, моё мнение принципиально не изменилось бы. Я видел задания, и понимаю - если человек такое не может даже на тройку написать, то о каком аттестате может идти речь. Такие аттестаты только дискредитируют наше образование. Моя позиция проста - нечего в погоне за статистикой жалеть двоечников.

Эти все страшилки, весь этот плач Ярославны, я бы хотел прокомментировать

Начну с цитаты из повести Н.В.Гоголя “Ревизор”. Если перефразировать её на современный лад, звучать она будет так: «Не нужно жаловаться на зеркало, если сам кривой».

Так вот, на экзамены и на условия их проведения обычно жалуются те, у кого не получилось его сдать на тот балл, на который хотелось бы.

Про личную ответственность

Намного легче сказать что-то из серии: “Я так волновался, так боялся, что был невнимателен и допустил глупые ошибки, поэтому вместо заслуженных восьмидесяти баллов получил шестьдесят два”, чем честно признаться, хотя бы себе: “Я думал, что могу сдать баллов так на семьдесят пять, а оказалось, что моей подготовки хватило только на шестьдесят два. Предмет я знаю хуже, чем думал”.

Так начинаются объяснялки и оправдания

Словом, первая категория, которая жалуются и распространяют все эти слухи - ученики и их родители, которые не могут взять на себя ответственность за результат экзамена. Такие люди будут с удовольствие делиться друг с другом подобными историями и разносить все эти сплетни.

Да, есть люди, которые действительно волнуются слишком сильно. Но это повод сходить к психологу, особенно если ученик запаниковал на пробном ОГЭ или ЕГЭ. Чем раньше обратить внимание на эту проблему, тем больше шансов её решить без негативных последствий. И так не только с экзаменами.

Следующая категория - политиканы. Особенно с девизом “ай-ай-ай, всё пропало”. Они любят бросаться суждениями из серии «Чиновников бы так проверяли», «Гестапо тут устроили для бедных детей».

По мне - так странно эти вещи смешивать, разговор тут о другом. Проверки чиновников - разговор отдельный. Недовольство нынешнем правительством тоже.

Похожие суждения слышны от глуповатых диванных аналитиков, сочувствующих Советскому Союзу. Которые говорят что-то примерно такое: “Сейчас ничему не учат, а только спрашивают”. Здесь я говорю не обо всех сочувствующих СССР, а о тех, кому было лень изучить вопрос и чьи представления о ЕГЭ ограничивается глупыми стереотипами, такими как: “ЕГЭ это тест”, “ЕГЭ это угадайка”. “На ЕГЭ можно натаскаться, совсем не зная предмета”, “ЕГЭ необъективен”. “ЕГЭ не учит мыслить”, “ЕГЭ - это проделки наших недоброжелателей - Запада и США, или кого-то ещё”, “Современное поколение - жертвы ЕГЭ” и так далее.

Что ещё обидно, такие люди оказываются самыми разговорчивыми, и любят строчить всякие глупые комментарии. Есть у меня один постоянный читатель такой, противник ЕГЭ, кстати мой коллега, тоже преподаёт математику. Вроде нередко пишет дельные вещи, несколько раз меня даже поправил, кстати, весьма культурный и интеллигентный в отличии от большинства комментаторов-противников ЕГЭ. Но в этом вопросе ощущение, как будто он в трёх соснах запутался.

При этом подавляющее большинство таких людей ни одного варианта ЕГЭ в глаза не видели. Многие, даже когда я предлагал посмотреть хоть один вариант, отказывались. Но оставались убеждены в том, что это вселенское зло, которое рушит великое советское образование.

Если смотреть шире, на поводу у антиегэксеров с радостью идут все те, кто боятся честной проверки

Учителя, у чьих учеников много плохих оценок, например. Они говорят: “мы же их мыслить учим”. Так и хочется спросить: “Так учите мыслить, что двойка?” В ОГЭ и в ЕГЭ есть большое количество очень простых заданий, которые трудно не решить. И, чтобы получить двойку, нужно либо очень постараться (совсем плюнуть на учёбу), либо с мозгами должны быть проблемы. Что-то другое тут скорее исключение, чем правило.

На самом деле, те, у кого много двоек, в большинстве случаев просто плохие учителя. Это как в старой пословице «Плохому танцору сапоги мешают».

Ещё одно распространённое убеждение:”Ну спишут, ну и что, ничего же страшного не случится? Зачем такие драконовские меры”

Моя позиция на этот счёт такова: давать людям списывать - значит создавать условия, при которых честность будет невыгодна. Ведь нечестные школьники получат преимущество. А вы что, хотите, чтобы те, кто списывают на экзаменах, стали потом врачами, учителями, инженерами? Вы бы хотели сесть в самолёт, который построен по проекту того, кто списывал на экзаменах?

Да и потом, чего конкретно делают настолько уж унизительного? Случаи явного злоупотребления не рассматриваю, такие случаи - повод разбираться.

Также такие истории очень любят рассказывать не самые честные на руку преподаватели ВУЗов. Они хотят добиться отмены ЕГЭ, чтобы снова зарабатывать на приёмных компаниях, на подготовительных курсах, и так далее.

Я, конечно, не призываю терпеть явные злоупотребления и нарушения, которые, соглашусь, бывают

Но я призываю не делать из этого неадекватных выводов. И не реагировать эмоционально на такие истории, если, конечно, они не произошли с вами или вашими знакомыми, если вы не можете повлиять.

Почему я так предполагаю? Скажу сразу - не потому, что я равнодушен

Те, кто пишут подобные горе-статейки, просто манипулируют и их задача не в том, чтобы рассказать конкретные истории, а чтобы дискредитировать ЕГЭ. Или вызвать бурю эмоций у читателей. Скажу пару слов о том, какие именно манипулятивные приёмы используют эти люди.

Тенденциозная подборка фактов. Или как в науке говорят, “ошибка выжившего”

Если я начну рассказывать о человеке, что он опрятно одет, что у него начищены ботинки и приятный голос, у многих начнёт создаваться впечатление, что этот человек умный, начитанный, и что говорящий к нему хорошо относится. Хотя, если немного задуматься, это не обязательно так.

Самый лучший способ ввести людей в заблуждение - говорить правду. Факты можно даже проверить. Только нужно эти факты должным образом подобрать, эмоционально приукрасить, а не нужные - просто проигнорировать.

Проблема в том, что люди склонны отдельные факты воспринимать как закономерность, особенно если их достаточно много. На самом деле, отдельные нарушения - это повод наказать тех, кто их допустил, а не повод говорить о том, что ЕГЭ плох сам по себе.

Это примерно то же самое, что рассказывать о тех, кто сдал ЕГЭ на высокий балл, а в институт пришёл без знаний.

Да, такие люди есть. Если у человека хорошая краткосрочная память, но плохая долгосрочная, он может за лето очень сильно растерять знания. Только вот ЕГЭ тут ни при чём. С тем же успехом такой человек мог бы сдать и любой другой экзамен, а затем всё забыть.

Поводя итог

Как минимум, добрая половина всех этих историй, а скорее всего, гораздо больше, сильно утрированы и драматизированы - по причинам, которые я описал. И ЕГЭ в этом не виноват. Если уж корректно сравнивать, стресс есть на любом экзамене. Зря учителя сеют такую панику вокруг ЕГЭ, этого определённо делать не стоит. Злоупотребления и нервы были на любых экзаменах.

А преимущества ЕГЭ перед другими экзаменами очевидны. Главные преимущества - в том, что проводит его независимая организация, а не школы и ВУЗы. И в том, что его нужно сдавать один раз, а не сначала выпускной, а потом ездить в каждый ВУЗ и сдавать отдельно как раньше. Да, в ЕГЭ есть недостатки и недоработки, но их можно исправить, не меняя формата экзамена.

Если у вас были злоупотребления, отстаивайте свои права. Но в большинстве случаев, оказывается, что никаких злоупотреблений не было.

А закончу тем, с чего начал. “нечего жаловаться на зеркало, если сам кривой”.

А о каких злоупотреблениях знаете вы? Сталкивались? Проверяли, правда это или нет? Как реагировали? Расскажите в комментариях. И подпишитесь, кого я заинтересовал.