В мае 1883 года в Москве проходила коронация Александра III. 27 (15) мая первые 11 залов музея посетили император с императрицей. Их величества были встречены министром просвещения И. Д. Деляновым, московским генерал-губернатором князем В. А. Долгоруковым и основателем музея графом А. C. Уваровым.
Уже через несколько дней после высочайшего визита, 2 июня, состоялось открытие первых 11 залов Исторического музея для публики.
Предлагаем вам сравнить проекты оформления нескольких залов и их современный вид. Сейчас эскизы представлены на выставке «Граф А. С. Уваров — археолог, коллекционер, просветитель. К 200-летию со дня рождения»
По замыслу А. С. Уварова, каждый зал музея должен был иметь оформление в стиле той эпохи, памятники которой в нем представлялись. Таким образом музейные залы стали бы
«наглядной художественной летописью архитектурных и художественных вкусов во все время исторической жизни русского народа»
Глубокие исторические знания Уварова позволили ему верно выбрать те «вехи», которые наиболее полно характеризовали бы ту или иную эпоху. Самозабвенно, как свидетельствовал В. И. Сизов, граф на протяжении многих часов просиживал с архитектором «занимаясь обсуждением и выбором памятников для орнаментации зал». Уваров стремился донести до публики открытия европейской науки того времени, результаты исследований русских ученых и собственные изыскания.
Для залов, показывающих доисторическую эпоху, ведущие орнаментальные мотивы брались с конкретных археологических предметов: в залах каменного века широкий лепной карниз и мозаика воспроизводят орнаменты гончарных изделий неолитической стоянки близ деревни Волосово на Оке; в декоративном решении залов бронзы и железа использованы орнаменты с бронзовых топоров, кинжалов и украшений, найденных у аула Кобан в Осетии; в Скифском зале был воспроизведен ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба в Крыму.
Знания Уварова в области христианской символики позволили изящнейшим образом оформить интерьеры залов Христианского отдела.
Византийский зал являет собой уменьшенную копию центральной части Софии Константинопольской, мозаика пола воспроизводит мозаику пола св. Елены в Риме. Академика Фому Гавриловича Торопова граф просил писать эскизы «в своей бальной зале» и следил «за каждым мазком художника». Мастерская Торопова выполняла ответственные работы в Парадных сенях, литерных залах «А», «В» и зале № 6.
Известным русским живописцам были заказаны исторические реконструкции на сюжеты, разработанные учеными. Для оформления зала № 2 Виктор Михайлович Васнецов написал фриз «Каменный век», для зала № 4 Генрих Ипполитович Семирадский выполнил панно «Похороны руса» и «Ночные жертвоприношения», живописная панорама Керченского пролива, созданная Иваном Константиновичем Айвазовским, украсила зал «Б».
Программной для Императорского Российского Исторического музея стала роспись Парадных сеней: 68 портретов российских государей, начиная от князя Владимира и княгини Ольги и до царствовавших Александра III и Марии Федоровны, были представлены в композиции «Родословное древо российских государей». Уваров не только находил и приобретал подходящие коллекции для нового музея, но и передал часть собственных. Благодаря ученому фонды музея пополнились слепками и копиями киевских и новгородских древностей, большим собранием рисунков и фотографий.
К открытию музея граф издал каталог «Императорский Российский Исторический музей. Указатель к первым десяти залам», где указал памятники, послужившие источниками для оформления интерьеров залов.