«Господствующим видом итальянского «массового» фильма ныне стали картины: а) про жуликов и б) про бандитов».
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Георгия Богемского (1920-1995), опубликованной в 1972 году:
«Фильмы «про жуликов» — это комедии, показывающие всевозможные варианты «ограблений по-итальянски».
Не важно где, что крадут и у кого: важно, как подготовлено и осуществлено ограбление.
В картинах «Операция «Святой Януарий» и «Операция «Святой Петр» церковные сокровища похищают при помощи метода, ставшего классическим после французского фильма «Рифифи»,— пролома стены или потолка из соседнего помещения;
в «Любой ценой» похищают бриллианты бразильского банка в свете инфракрасных лучей, чтобы обезопасить себя от следящих телеустройств;
в «Семью семь» жулики, воспользовавшись гигантским подъемным краном, проникают внутрь лондонского монетного двора и печатают там десятки метров листов ассигнаций...
«Ограбления по-итальянски» с каждым фильмом принимают все более гиперболические размеры, их техника становится все изощренней, приобретает чуть ли не научно-фантастический характер.
Это прекрасная школа для воров — недаром римские газеты сообщают об ограблениях по методу того или иного фильма.
Но эти картины иной раз спасает именно их условный характер, а также чувство юмора, которым в той или иной мере обладает постановщик: это словно занимательная игра, по условиям которой режиссер должен придумывать все новые и новые трюки.
В фильмах про бандитов — увы! — все происходит без малейшей тени юмора, на полном серьезе.
Именно фильму о бандитах — гальванизированному в Италии американскому вестерну — и суждено было стать «ведущим» жанром итальянского коммерческого кинематографа.
Это не значит, что эротика, если не порнография, давно уже завладевшая итальянским экраном, сдала свои позиции, но ее теснят жестокость и насилие, грабеж и убийство.
Во всяком случае, как о развивающейся тенденции в «массовом» кино сегодня можно говорить о торжестве жестокости. Наиболее наглядно это проявляется именно в «вестернах по-итальянски».
Доморощенный вестерн
Для итальянского приключенческого фильма всегда был характерен жанр мифологический или псевдоисторический.
В этих нехитрых лентах о приключениях Одиссеев и Гераклов, корсаров и кондотьеров при всей их ходульности было все же что-то свое, пусть хотя бы только море и небо, чарующие пейзажи Средиземноморья, было что-то хоть отдаленно напоминавшее об итальянской истории, культуре, легендах или литературных первоисточниках.
Откуда в Италии было взяться ковбоям, шерифам, мустангам, всем аксессуарам Дальнего Запада?
Но нежданно-негаданно главной формой итальянского приключенческого и вообще «массового» фильма стал именно вестерн.
Ковбойские фильмы — жанр, вошедший в историю американского и мирового кино. Он получил развитие в США в 20 — 30-х годах и имел таких своих классиков, как Томас Инс и Джон Форд. Это были фильмы типично американские, уходящие корнями в американскую литературу, связанные с историей и фольклором Дальнего Запада.
При всей жестокости некоторых эпизодов, большинство лент было согрето чувствами любви, дружбы, человеческой солидарности.
Герой, напевая веселую ковбойскую песенку, скакал на выручку к своей невесте, сильный защищал слабого, в поединке побеждал не только сильнейший, но и наиболее смелый, прямодушный, благородный.
Порок неизменно был наказан и торжествовали добро и справедливость.
Со временем жанр вестерна устарел — в век сверхзвуковых скоростей бег мустангов по прерии казался, видимо, уже недостаточно динамичным.
На смену простодушным ковбоям с их архаичными семизарядными кольтами в Голливуд пришли непобедимые секретные агенты-супермены с карманными пулеметами и вмонтированными в пуговицу радиопередатчиками.
Но в середине 60-х годов вестерну было суждено возродиться в Италии.
Какими сентиментальными, если не слащавыми, кажутся старые, некогда считавшиеся жестокими ковбойские ленты по сравнению с вестернами по-итальянски!
Все сантименты, всякие там песенки и пустые разговоры начисто изгнаны из этих фильмов.
В большинстве из них даже почти нет женских ролей. Конфликт, на котором строится сюжет, сводится к борьбе между двумя, а чаще — для интереса — тремя соперничающими бандами или бандитами из-за какого- то клада или, во всяком случае, из-за денег.
Другие страсти, кроме наживы, корысти, героям итальянских вестернов неведомы.
Это профессиональные бандиты, убивающие ради денег, ради награды, «премии» за убийство.
Впрочем, это заложено в самих названиях фильмов: «За горсть долларов», «За несколько лишних долларов» и так далее.
Количество убитых в этих фильмах столь велико, что у скептически настроенного «взрослого» зрителя вызывает улыбку: герой к концу картины грузит тела убитых врагов на повозку и, как пустые бутылки, везет «сдавать» шерифу...
Феномен воскрешения в Италии жанра вестерна и приобретенные им ныне на итальянской почве малопривлекательные свойства глубоко интересует итальянских киноведов и критиков. …
В 1969 году на экраны Италии вышло восемьдесят вестернов, и это когда слышатся голоса, что этот жанр в итальянском кино себя «уже изживает»!
Итальянский вестерн тоже имеет своих «классиков» — ловких, небесталанных режиссеров-ремесленников, исходящих из того, что, как подсчитали социологи кино, 70 процентов итальянских зрителей составляют подростки мужского пола, то есть мальчишки 12—16 лет, которые больше всего любят на экране стрельбу (девочки делают уроки или занимаются домашним хозяйством, люди старшего возраста чаще сидят у телевизоров, а подлинные любители и знатоки кино посещают «кинотеатры-эссе» или киноклубы).
Один из самых известных постановщиков вестернов Серджо Леоне; наиболее популярны его фильмы «Когда-то Дальний Запад был таким», «За несколько лишних долларов», «Хороший, плохой, злой».
Эти трехчасовые цветные, широкоэкранные ленты кажутся специально созданными для того, чтобы подтвердить на Западе приоритет итальянского кино в изображении жестокости и насилия — того самого итальянского кино, которое отличалось такой глубокой гуманностью, было так болезненно чутко ко всякому проявлению несправедливости.
Мы столь часто пишем о жестокости и насилии в западном кино, что иногда это уже кажется стершимся штампом.
Чтобы прочувствовать, что да, действительно, жестокость и насилие, именно они и ничто другое, — это главное содержание, цель, вдохновляющая «идея» десятков, сотен западных фильмов, нет ничего лучше, чем посмотреть вестерны Леоне.
Зверские, часто бессмысленные избиения, безжалостные пытки и гнусные издевательства, убийства хладнокровно циничные, только ради «нескольких лишних долларов», причем совершаемые коварно, исподтишка, так, чтобы сам убийца оставался в безопасности,— к примеру, с большого расстояния, из винтовки с оптическим прицелом...
Леоне нельзя отказать в профессионализме, в опыте. Он вбил в свои ленты все, что было достигнуто американским кино в области приключенческого фильма,— все образы, ситуации, все трюки, сюжетные и игровые находки.
Каждый его фильм — своего рода антология обворованного американского вестерна.
Надо признать, что он вообще «творчески переработал» и использовал весь опыт современного мирового кино: некоторые находят в его лентах даже кое-что от японских самурайских фильмов.
Но кое-что он внес и свое — это прежде всего, повторяем, немыслимая, нечеловеческая жестокость, а также замедленный — «под Антониони!» — столь необычный в приключенческом жанре темп повествования, вдруг нарушаемый неожиданными вспышками кинодействия.
Новой для вестернов является и сама психология его героев — холодных, циничных, злопамятных и коварных.
Какие там это американские «пистолерос» — это типичные наемные убийцы из сицилийской мафии, персонажи, видимо, куда более знакомые режиссеру!
Сколько-нибудь положительных героев в фильмах Леоне нет: характеристики трех персонажей его фильма «Хороший, плохой, злой» чисто условны, если не ироничны — все три бандита стоят друг друга.
Надо еще добавить, что один из персонажей в фильмах Леоне, как правило, не англосакс, а мексиканец или индеец, и именно он-то и оказывается самым вероломным, самым жалким и трусливым, гнусным насильником, пьяницей и на***маном.
Итак, помимо бесчеловечности еще и явный душок расизма. И масса противных натуралистических подробностей: ползающие тараканы и мухи, которых пьяные или одуревшие от наркотиков бандиты давят стаканом или загоняют в ствол пистолета, огромные кровавые раны, солнечные ожоги крупным планом, небритые, потные физиономии, грязные руки с черными ногтями.
Иногда Леоне пытается внести в свои фильмы некоторую нотку «интеллектуальности» и «серьезности». …
И вместе с тем эти фильмы сбиты добротно, сюжет в них закручен умело и занимательно.
Самое пышное в картинах Леоне — финал.
Здесь авторы сценария, оператор, композитор и сам режиссер не скупятся на эффекты.
(Эти затянутые финалы, должно быть, действительно впечатляющи, если даже один глубоко уважаемый критик, правда, в личной беседе, мог вполне серьезно говорить о том, что «они проникнуты мрачной поэзией в духе Эдгара По». Каково же воздействие фильмов Леоне на простодушных мальчишек? Что касается меня, то я глубоко убежден, что этим ремесленным, жестоким лентам по самой их природе чужда всякая поэзия; если говорить о романтике, то романтика эта ложная; такая же чисто спекулятивная, как и претенциозные «находки» и все фильмы Леоне в целом).
Исполнителей главных ролей режиссер нашел в Америке. Из них он сделал популярных кинозвезд — двух прекрасно владеющих оружием и обладающих характерными, совершенно новыми для Италии физиономиями актеров — Клинта Иствуда и Ли Ван-Клифа.
Клинт Иствуд — здоровенный детина с заросшим рыжей щетиной лицом, висящим на губе окурком сигары и вечно прищуренными голубыми глазками, которые он раскрывает пошире только когда вскидывает свой семизарядный кольт или винтовку.
Стреляет он без промаха и очень изящно, нарочито небрежным жестом, отправляет свой револьвер обратно в кобуру, скрытую под живописным пестро вышитым пончо.
Ленивая ковбойская грация Иствуда пленила не только подростков, но и женскую половину зрительного зала, что обеспечило актеру огромный успех в Италии.
Теперь разбогатевший Иствуд вернулся в США, неожиданно оказался «интеллектуалом» и собирается сам стать режиссером.
По данным анкеты, проведенной агентством «Рейтер» в сорока четырех странах, Иствуд по популярности среди кинозрителей благодаря фильмам Леоне занимает первое место.
Ли Ван-Клиф значительно старше, у него нервное, хищное лицо с подергивающимися, как у рассерженного кота, усиками, он всегда во всем черном, это нечто среднее между классическим злодеем из мелодрамы и бывшим джентльменом.
Кроме того, Леоне так богат, что может позволить себе роскошь приглашать сниматься в своих фильмах самых талантливых итальянских актеров — то Клаудию Кардинале, то Джан-Мария Волонте, может нанимать таких первоклассных операторов, как Тонино Делли Колли, таких опытных композиторов, как Эннио Морриконе, таких одаренных кинодраматургов, как автор его сценариев Лючано Винченцони. …
Необходимые минимальные средства для производства дают американские кинофирмы, получающие за это монопольное право проката.
Надо сказать, что «макаронные вестерны» пользуются успехом и в самих Соединенных Штатах. Это массовый «культурный товар» достаточно высокой кондиции. Итальянские вестерны именно тем опаснее для зрителя, чем более они занимательны, чем более профессионально они сделаны.
Мы столь подробно остановились на фильмах Серджо Леоне просто потому, что он считается самым видным представителем «вестерна по-итальянски».
Но у него достаточно конкурентов и подражателей, не только не уступающих ему, но и превосходящих его в циничной бесчеловечности. Десятки вестернов изо дня в день приучают молодого зрителя к садистской жестокости, притупляют отвращение к убийству. В этом — идеологическая и политическая «нагрузка» итальянского вестерна.
Характерен в этом отношении «Хребет дьявола» режиссера Ниска-Фугоцци — один из самых последних фильмов данного жанра.
Газета «Унита» называет эту картину «неприкрыто реакционной и расистской». «Несомненно, это восхваление геноцида»,— пишет о ней автор рецензии. Индейцы-апачи показаны в «Хребте дьявола» жестокими убийцами…» (Богемский, 1972).
Богемский Г. Кинематограф „общества потребления" (Размышления об итальянском коммерческом фильме) // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 107-137.