44,8K подписчиков

Почему венгерский мотоцикл «Паннония» недооценили в СССР

3,3K прочитали

В начале 50-х годов прошлого столетия в СССР заводы, выпускавшие до войны серийно гражданскую технику, только-только начали восстанавливаться.

Большинство проектов были довоенные, поэтому приходилось не только приступать к новым разработкам, но и менять оборудование и заводские линии.

В начале 50-х годов прошлого столетия в СССР заводы, выпускавшие до войны серийно гражданскую технику, только-только начали восстанавливаться.

Мотоциклы, хотя и не считались дефицитным товаром, тем не менее, были крайне необходимой для простых советских людей техникой.

Венгрия и Чехословакия, как страны социалистического лагеря, созданного сразу после войны, в середине 50-х годов прошлого столетия начали экспортировать модели мотоциклов в Советский Союз.

Это в некоторой мере помогло советскому народу в период начала восстановления страны направить основные ресурсы на более важные задачи.

Первая удачная модель «Паннонии»

Разработанная венграми модель «Паннония» почти десятилетие считалась единственным конкурентом чешской «Явы».

Модель TL 250 как по дизайну, так и по техническим параметрам была очень похожей на чешскую «вишневку» первого выпуска.

В начале 50-х годов прошлого столетия в СССР заводы, выпускавшие до войны серийно гражданскую технику, только-только начали восстанавливаться.-2

На момент поступивших первых партий, которые прибыли в СССР, советских людей в первую очередь удивила цена на мотоцикл.

В начале 50-х годов прошлого столетия в СССР заводы, выпускавшие до войны серийно гражданскую технику, только-только начали восстанавливаться.-3

За сравнительно небольшие деньги любой советский человек мог купить иномарку или «венгерскую ворону», как прозвали модель мотоцикла из-за фирменной эмблемы.

Наличие в комплекте алюминиевой коляски, легкой и вместительной, только усиливали популярность, все-таки, еще одно место для пассажира или для груза.

Коляску изготавливали исключительно из алюминия, так как технические возможности по мощности модели были сравнительно низкими, поэтому комплектующие части были максимально легкими.

В начале 50-х годов прошлого столетия в СССР заводы, выпускавшие до войны серийно гражданскую технику, только-только начали восстанавливаться.-4

«Дуна», модель коляски для мотоциклов серии «Паннония», внешне напоминала корпус ракеты, что было весьма популярно для того времени. Даже каркас корпуса, для того чтобы снизить общий вес коляски, пришлось изготавливать из алюминия.

Первые партии, попавшие в свободную продажу, были немедленно раскуплены и счастливые владельцы начинали осваивать зарубежную технику.

Инженеры завода «Чепель», на котором выпускали «Паннонию», начинали все с того, что внимательно изучили немецкий мотоцикл с двухтактным типом двигателя DKW RT-125.

Для создания своей линии мотоциклов среднего класса они использовали технические наработки немцев и это отчетливо визуально заметно в сравнении.

DKW RT-125
DKW RT-125

После смены руководства на заводе в 1951 году начался выпуск первых мотоциклов с объемом двигателя 250 см3 и мощностью от 16 до 18 л. с. Модели Р10, Т5 и TL практически 25 лет выпускались без изменений.

Csepel TL 250
Csepel TL 250

Новая, выпущенная в 1954 году марка Csepel TL 250 стала базовой в создании мотоцикла серии Pannonia TL 250. Мотоциклы выпускались в различных цветовых гаммах, но наиболее популярной все же считалась модель черного цвета.

На начало 50-х годов, в сравнении с советской техникой, венгерский мотоцикл выглядел очень стильно.

Элементы, изготовленные из хрома, продуманный дизайн, хорошего качества краска вызывала интерес и желание массового советского покупателя.

Относительно легкий вес в 146 кг без коляски, приличный разгон до 110 км/ч и экономный, всего 4 л. топлива на 100 км пробега усиливало популярность.

Венгрия к началу 60-х годов практически 50% своей продукции экспортировала в СССР, а остальные мотоциклы различными партиями поставляли в другие европейские страны и США.

Снижение популярности венгерской модели

В отличии от венгров, чехи не остановились на достигнутом и постоянно модифицировали свои модели «Явы». Менялся не только внешний вид, но и улучшались технические характеристики.

Если к этому добавить, что по цене «Ява» стоила примерно те же деньги, что и «Паннония», становится понятным причина, почему ажиотаж на приобретение этой модели стал постепенно снижаться.

Ява vs Паннония
Ява vs Паннония

Но не только стоимость повлияла на мнение советского человека. Если первые серийные партии, попавшие в СССР, вполне устраивали многих владельцев двухколесной техники, то следующая продукция стала хуже по качеству сборки.

И без того слабая электрическая система постоянно давала сбои в работе. Попадая на влажные участки грунтовой дороги, модель могла «вылететь» на обочину, а при попытке взять с места мотоцикл буксовал.

Инженеры завода ничего не меняли в плане доработки, так как в дальнейшем завод планировали переквалифицировать на выпуск другой техники, набиравшей популярность в странах Европы.

В начале 50-х годов прошлого столетия в СССР заводы, выпускавшие до войны серийно гражданскую технику, только-только начали восстанавливаться.-8

Появившиеся в продаже советские мотоциклы новых разработок технически становились лучше венгерского мотоцикла.

В СССР уменьшили количество поставляемой техники, так как на складах оставалось много непроданных мотоциклов «Паннония».

Мало того, что у советских людей появился выбор, еще и по цене отечественные мотоциклы были дешевле, а качество, ну разве что, исключая дизайн, даже лучше.

А вот «Ява» так и держалась на пике популярности от самого начала поставок в СССР до полного развала страны.