Автор: И. М. Субботина, учитель-логопед
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика, цели и требования к ее проведению
Четкое разборчивое произношение звуков родного языка как изолированно, так и в речевом потоке обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Как показывают результаты обследования детей, имеющих недостатки произношения, часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата, их недостаточная подвижность. В таких случаях проводится артикуляционная гимнастика — работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Правила и требования к проведению артикуляционной гимнастики
⭐Выполняют упражнения сидя, в специально отведенном месте, чтобы никто не мешал, перед зеркалом, глядя на лицо взрослого.
⭐ Проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, не менее двух раз в день.
⭐ Артикуляционную гимнастику лучше делать перед едой, после дневного сна, не более пяти минут.
⭐ На начальном этапе артикуляционную гимнастику выполняют медленно и под счет.
⭐ Упражнения проводятся эмоционально, в игровой форме.
⭐ Следует помогать выполнять упражнения, если ребенок затрудняется.
⭐ Из выполняемых 3—4-х упражнений первые два — новые, два вторых даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то новые движения не вводятся, а отрабатывается старый материал.
⭐ Каждое упражнение надо стараться выполнять минимум семь секунд, постепенно увеличивая время.
⭐ Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как ребенок выполняет упражнение.
⭐ Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы малыш не утомился.
Автоматизация звуков
Как помочь ребенку в автоматизации звуков
Успешная работа по исправлению звукопроизношения зависит не только от квалификации учителя-логопеда и частоты логопедических занятий, главное — это автоматизировать звук в самостоятельной речи ребенка.
Занятия не принесут никакого результата, если ребенок, выходя из логопедического кабинета, не пользуется в речи исправленным звуком, поэтому долг родителей — помочь ребенку следить за произношением вне детского сада.
Чаще обращайте внимание ребенка на то, чему он уже научился, что он умеет, стимулируйте пользоваться полученными навыками.
Работа над введением звука в речь делится на несколько основных этапов.
- Этап постановки звука. Логопед вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции для произнесения. Вы можете помочь своему ребенку, выполняя с ним специальные упражнения, данные логопедом.
- Этап автоматизации изолированного звука.
Работа заключается в отработке произнесения только одного звука, который был поставлен. Достаточно эффективным вариантом помощи будут игровые моменты. «Изобрази, как жужжит жук [жжж], как шумит вода [ссс], как гудит пароход [ллл], как мы чихаем [а-ч, а-ч] и т. д.
- Этап автоматизации звука в слогах.
Автоматизируемый звук соединяется с согласным в слог, а слог, как известно, является составляющим слова. Автоматизация звуков [с], [з], [ш], [ж], [л], [р] (зависит от способа постановки) осуществляется по следующей схеме:
— в прямом слоге: [са], [сы], [со], [су];
— в обратном слоге: [ас], [ыс], [ос], [ус];
— в слоге между гласными: [аса], [ысы], [осо], [усу];
— в слоге со стечением согласных: [мса], [вса], [тса] (и так далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
Звуки [ч], [щ], [ц] автоматизируются по другой схеме:
— в обратном слоге: [ач], [оч], [уч], [ыч];
— в слоге между гласными: [ача], [ычы], [очо], [учу];
— в прямом слоге: [ча], [чы], [чо], [чу];
— в слоге со стечением согласных: [мча], [вча], [тча] (и так далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
- Этап автоматизации звука в словах заключается в постепенном введении звука в речь. Ребенок учится ощущать звук в структуре слова, контролировать смены поз перед произнесением автоматизированного звука.
- Этап автоматизации звука в тексте.
После того как ребенок уверенно употребляет слова с автоматизируемым звуком, логопед подбирает предложения, стихи и тексты, в которых почти кадое слово содержит этот звук, чтобы закрепить правильное употребление звука. Когда автоматизация звука находится на данном этапе, родители должны следить, чтобы ребенок произносил звук правильно и в самостоятельной речи во всей деятельности, иначе звук не будет введен в речь и работа, проделанная на предыдущих этапах, будет бессмысленной.
Как помочь малышу овладеть речью
Очень часто при оценке речевого развития малыша родители обращают внимание только на то, как правильно ребенок произносит звуки. А о том, что ему впоследствии надо будет уметь грамотно строить предложения, связно высказываться, мы, как правило, редко задумываемся. Тем временем все речевые навыки складываются в самом раннем возрасте!
Нужно бить тревогу...
⭐ если ребенок к 1 году 2 мес. не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т. п.), у малыша отсутствует звукоподражание;
⭐ если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов;
⭐ если ребенок в 2 года и 6 мес. не строит предложения из трех-четырех слов.
Специалисты советуют мамам завести «дневничок» ребенка. Он поможет кратко отмечать успехи и недостатки речи малыша.
Актуальные для малыша группы предметов:
Игрушки: кукла, мишка, мяч.
Посуда: чашка, тарелка, ложка.
Одежда: шапка, пальто, ботинки.
Мебель: стол, стул, шкаф.
Домашние животные: собака, петух, кошка.
Фрукты: яблоко, груша, персик.
Овощи: морковь, огурец, помидор.
Транспорт: машина, автобус, метро.
Части тела животного: голова, лапы, хвост.
Действия: улыбаться, рисовать, есть, читать, одеваться.
Положение предмета: близко, далеко.
Звукоподражания: как тикают часы? Как капает дождь? Как лает собака? Как кричит петух?
Показать, взять, отдать предмет: «Найди мяч», «Возьми книжку и положи ее на стол», «Возьми куклу, заверни и положи в коляску».
«Счастье — когда тебя понимают...»
3—6 мес. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
6—10 мес. Малыш понимает отдельные инструкции: «поцелуй папу», «где мама?», «дай ручку», «можно», «нельзя» и т. д.
10—12 мес. Ребенку знакомы названия отдельных предметов, их изображения.
12—14 мес. Он узнает предметы на сюжетных картинках.
2 года 6 мес. Малышу знакомы слова-действия («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатые инструкции («Сходи на кухню и принеси стакан»); предлоги в привычной ситуации («На чем ты сидишь?»).
2 года 6 мес. — 3 года. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.
К 4-м годам. Ребенок понимает сложноподчиненные предложения.
Непраздные вопросы
Умение понимать и отвечать на вопросы — один из важных шагов в освоении любого языка. Задавайте малышу вопросы о месторасположении предмета: «Где? Куда? Откуда? На чем?»; «Покажи, куда Лена положила куклу?»; «Где лежат книги?» Важно понимание вопроса «Кому?»: «Кому мальчик дает морковку?»
Не обойтись без ответов на вопросы: «Что? Кого? У кого?», «Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? У кого в руках зайка?»
О чем говорим?
Ребенок должен уметь называть действия предмета. Маме следует в игровой форме обсуждать с малышом сюжетные картинки, на которых люди совершают различные действия: «Покажи, где мальчик бежит, а где собачка сидит».
Можно «перевернуть» вопрос и спросить ребенка, кто совершает то или иное действие: «Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит», «Покажи, какой мальчик спит, а какой умывается».
Детей очень радуют подвижные речевые игры, когда им дают словесную инструкцию «Шагай» — «Стой!», учат различать утвердительные и отрицательные приказания с частицей не: «Прыгай» — «Не прыгай»; «Пой» — «Не пой».
Полезно обогащать словарный запас, вводя близкие по значению слова: подметает — чистит, моет — умывается, лежит — спит; противоположные по значению (сними — надень, застегни — расстегни).
Что? Где?
Маме следует обучать кроху употреблению предлогов в, на, под, за, у, с. Не обойтись без соотнесения слов «один — мало — много — ни одного» с соответствующим количеством предметов; соотнесения слов большой, маленький, средний с размером предлагаемых предметов.
Также нужно развивать умение различать вкус (сладкий, соленый, кислый).
Узнать и запомнить!
Поиграйте с малышом в игру на узнавание предмета:
— по назначению: «Покажи то, чем ты будешь чистить зубки»;
— по описанию: «Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу».
Учите различать существительные, сходные по звучанию и отличающиеся только одним звуком: бочка — точка, дом — ком, лак — мак.
Поработайте над пониманием пространственных наречий (впереди — сзади, внизу — вверху, далеко — близко).
Дефицит общения со взрослым может значительно задержать развитие речи малыша. Чем больше мы будем разговаривать с ребенком в младенчестве, тем успешнее он будет учиться и общаться впоследствии.
Слова-антонимы
Антонимы — это слова с противоположным смысловым значением. Они могут принадлежать к разным частям речи:
— к именам существительным (зима — лето, жара — холод);
— к именам прилагательным (высокий — низкий, белый — черный);
— к глаголам (приходить — уходить, опускать — поднимать);
— к наречиям (далеко — близко, хорошо — плохо).
Все эти слова образуют антонимические пары. Умение подбирать антонимы свидетельствует о хорошей систематизированности словарного запаса и достаточно точном понимании ребенком смыслового значения слов, что очень важно для правильного их употребления в речи.
В процессе работы над словами-антонимами нужно добиваться того, чтобы ребенок запомнил как можно больше антонимических пар и научился быстро и безошибочно подбирать антонимы к заданным словам. Для достижения этой цели полезно использовать игру «Скажи наоборот», в ходе которой взрослый называет одно слово антонимической пары, а ребенок быстро произносит другое: быстро — ... (медленно), близко — ... (далеко), вход — ... (выход) и т. д.
Работая над систематизацией словаря, одновременно обогащается и уточняется словарный запас ребенка в плане более точного понимания им смыслового значения слов, что очень важно.
Существительные
Летом бывает жара,
Зимою чаще холод.
Сытость бывает с утра,
К вечеру чувствуем голод.
Прилагательные
Дерево высокое, а кустик низкий,
Солнышко далекое, а берег близкий.
Реченька широкая, узкая тропинка,
Новое лукошко, старая корзинка.
Глаголы
Одни веселятся, другие грустят,
Одни говорят, а другие молчат.
Одни горько плачут, другие смеются.
То вещи теряются, то вдруг найдутся.
Наречия
Можно идти вперед
И возвращаться назад.
Лучше идти впереди,
Чем плестись позади.
Встало солнышко утром рано,
А к закату склонилось поздно.
Потемнела сразу поляна,
Но вдруг стало на небе звездно.
Слова-антонимы на все части речи:
Быстро бежит ручеек,
Медленно речка течет.
Позади темнеет лесок,
Впереди светлеет восток.
Слова-синонимы
Синонимы — это слова, имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными оттенками. Чаще всего эти слова не являются однокоренными.
Работа с синонимами очень важна, поскольку способствует не только систематизации словарного запаса, но и его обогащению и уточнению, то есть более глубокому и правильному пониманию смыслового значения слов.
Для лучшего усвоения данной темы нужно просить ребенка подбирать к заданному слову «похожие» по смысловому значению слова, стимулируя его вопросами: «Ты правильно сказал, что этот мальчик хороший, а как еще его можно назвать? (Добрый.) А еще?» И т. д. Подбирать синонимы нужно к возможно большему количеству слов. Взрослый называет «стержневое» слово, а ребенок — сходные по смысловому значению слова. Например: горячий... (жаркий, знойный и т. д.); бояться... (трусить, пугаться, опасаться, робеть и т. п.).
Существительные
Зимою холод, стужа и мороз.
Как думаешь, кто это нам принес?
Пришел к нам доктор, лекарь, врач,
А заболела птица грач.
Обман, неправда и ложь —
Ты с этим не проживешь!
По сравненью с воробьем наш пеликан
Настоящий был гигант и великан.
Прилагательные
День пасмурный, унылый и дождливый —
Все мелкий дождик шел неторопливо.
День ясный, безоблачный, светлый, погожий,
На что-то хорошее очень похожий.
Был он смелым, храбрым и отважным,
Что для жизни нашей очень важно.
Глаголы
Спешить, торопиться не надо без толку.
Не надо и плакать, рыдать без умолку.
Работать, трудиться —
Всегда пригодится.
Будешь торопиться и спешить —
Этим часто можно насмешить.
Наречия
Поступил он храбро, смело и отважно,
Хоть и чувствовал себя тогда неважно.
Поздней осенью ненастно и дождливо,
И становится нам грустно и тоскливо.
Разные части речи
Холодная, морозная, студеная зима,
И медленно, неспешно все тянется она.
Хорошие, славные были деньки.
Мы быстро, мгновенно надели коньки.
Профилактика речевых нарушений
Речевые нарушения у детей — серьезная проблема нашего времени. Все чаще перед поступлением в школу родители детей, не посещавших детский сад, с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а забавная для родителей картавость — это отклонение от нормы. Самое неприятное — то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, напротив, с каждым годом все больше детей нуждается в помощи логопеда. В чем причина этого явления? Что в связи с этим необходимо знать всем родителям?
Нарушение речи определяется отклонением речи от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются и требуют логопедического вмешательства. Неправильная речь может отражаться на дальнейшем развитии ребенка, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.
Причины речевых нарушений:
⭐ ухудшение экологической обстановки;
⭐ увеличение числа патологий беременности;
⭐ увеличение количества родовых травм;
⭐ ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
⭐ различные социальные причины.
Речевые нарушения разнообразны: от нарушения произношения звуков до полного отсутствия речи в случае тяжелых речевых расстройств (алалия и афазия), когда ребенок или взрослый объясняются отдельными жестами. Часто встречается такой вид речевого нарушения, как заикание (логоневроз) — от легкой формы до тяжелой, когда из-за нарушения речевого дыхания, спазмов и судорог в речедвигательном и дыхательном аппарате речь практически невозможна.
Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалия), связанные с грубыми врожденными анатомическими аномалиями, — это расщелины нёба, верхней губы, крыльев носа. У таких детей из-за аномалии в строении речевого аппарата не могут самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь непонятна, с носовым оттенком. Неправильное произношение может формироваться и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением зубов.
Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого, ограниченное языковое общение с ребенком. Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, — если в семье этого нет, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития.
Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком. Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса — он молчит. Для детей более старшего возраста (5—7 лет) длительные телепросмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития — до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе. Ограничивайте телевизионное общение во времени.
Неправильное речевое окружение и воспитание также могут являться причиной возникновения у детей дефектов речи. В таком случае ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это в свою очередь приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Меры профилактики речевых нарушений
Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с вами. Вредно сказывается на звукопроизношении длительное сосание соски (пальца). Читая ребенку, беседуя с ним, отвечая на вопросы, вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается ее грамматический строй совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда, даже если вы устали, не говорите ребенку «отстань», «некогда» — этим вы тормозите развитие ребенка, снижаете его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.
Что делать летом?
Чтобы лето не прошло даром, а подготовило ребенка к занятиям, предлагаем вам потренироваться. Вот несколько нехитрых практических советов.
Дыхание
Тренируем силу и длительность выдоха (не надувая щек):
⭐ обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом очень долгим выдохом;
⭐ пускать мыльные пузыри через соломинку (развести детский шампунь);
⭐ надувать воздушные шарики, небольшие надувные игрушки;
⭐ учиться плавать, выдыхая воду, нырять;
⭐ играть на музыкальных игрушках: дудках, губных гармошках и т. д.;
⭐ дуть на детские флюгеры.
Мелкая моторика
Учим ребенка за лето:
⭐ самообслуживанию (застегивать: молнии, пуговицы, крючки; завязывать шнурки);
⭐ собирать, перебирать ягоды;
⭐ выкладывать рисунки из камней, палочек, круп, шишек;
⭐ играть с глиной, мокрым песком;
⭐ играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
⭐ играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока-белобока»);
⭐ раскрашивать цветными карандашами;
⭐ завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
⭐ лепить из пластилина, глины, теста.
Развиваем мышцы речевого аппарата:
⭐ жевать мясо, а не только сосиски и котлеты;
⭐ жевать сырые мытые овощи (редис, морковь, репу);
⭐ лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт — для распластывания языка;
⭐ чистить зубы (и дёсны) — это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
⭐ полоскать рот;
⭐ жевать боковыми зубами;
⭐ лизать мороженное.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Многие считают, что главное при подготовке к школе — это научить ребенка читать и считать, но не все знают, как важно развивать мелкую моторику ребенка.
Если у ребенка слабо развиты пальцы рук, то у таких детей будут трудности с письмом. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе.
Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-белобока» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми, многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными навыками — правильно держать ложку, вилку, карандаш, ручку, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица — это значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура (тонкая моторика).
Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь — развивайте мелкую моторику.
Мелкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
Как упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти?
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Далее постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.
Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как:
— лепка из пластилина и глины; рисование и раскраски (книжки-раскраски);
— составление аппликаций;
— работа с ножницами (желательно небольшого размера);
— пришивание пуговиц, вышивание;
— выжигание, выпиливание;
— нанизывание бус;
— конструирование из мелких деталей.
Большое значение в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статистические и динамические движения.
Помните: любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях!
Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития мелкой моторики. Если ребенку двух-трех лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т. д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь.
Учить стихи — легко?!
Вряд ли кто-то из педагогов и родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это отлично развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию поэзии и формирует культурный уровень ребенка.
Как учить стихотворение
Шаг первый.
Ребенку выразительно читают стихотворение, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем младше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.
Шаг второй.
С ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой, что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Все это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.
Шаг третий.
Дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает 2—3 раза в медленном темпе. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
Шаг четвертый.
Ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого. «Расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать — подсказывать первое слово в строке».
Шаг пятый.
Через некоторое время повторить еще раз стихотворение (прочитать, затем ребенок должен рассказать) и очень эмоционально выразить ребенку свое восхищение: «Как выразительно рассказал! Горжусь тобой!»
Что влияет на быстроту запоминания стихотворения
Объем
Если текст большой по объему, это сразу пугает ребенка. Для детей 3—4-х лет рекомендуемый объем — 2—3 четверостишья. Для старших дошкольников — 3—5 четверостиший.
Значимость
Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он быстрее справится с задачей. Это может быть подарком для бабушки, Деда Мороза и т. д. Только в семь-восемь лет мы будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Время
Заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.
Ритмичность
Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном построении.
Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения.
Повторяемость
Необходимо читать как можно больше рифмованных потешек, стишков, загадок и сказок.
Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Со временем слова сами по себе запоминаются, а память ребенка уже натренирована воспринимать и запоминать рифмы; ему это становится привычным и понятным.
Эмоциональность.
Заучивать стихотворения следует эмоционально и с выражением — такова детская природа. В противном случае оно будет лишено для ребенка смысла. Следует избегать коллективного заучивания, которое превращается в монотонное.
Соответствие темпераменту
Шалунам лучше предлагать стихи ритмичные, веселые, такие, под которые можно двигаться. Детям спокойным — размеренные, плавные.
Иллюстрации
Есть дети, которым иллюстрации помогают запоминать стихотворение, других они отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить стихотворение, закрыв иллюстрацию.
Десять причин, почему детям необходимо читать
- Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
- Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
- Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодической печати ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
- Книги помогают ребенку познавать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
- Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
- Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
- Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
- Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
- Чтение — самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Как сформировать грамотную речь у малыша
Ежедневно возрастает поток поступающей информации, которая предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Вот несколько советов.
⭐ Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
⭐ Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Обращайте внимание на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
⭐ Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
⭐ Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
⭐Помните о том, что, слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать: «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии». Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать».
⭐Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
И главное — поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.