Найти в Дзене
Божко отвечает

КАК МЕНЯЮТСЯ СИСТЕМЫ

Любая система ведет себя иначе, чем элементы, ее образующие.

К примеру, пробка на дороге. Все автомобили в ней худо ли, бедно ли движутся вперед (или, по крайней мере, очень стремятся к этому), но сама пробка (как целое) пятится назад. Это хорошо видно, если посмотреть на нее с высоты, и происходит так по известной схеме. Первый водитель по каким-то причинам сильно снижает скорость, каждый следующий вынужден ехать еще медленнее предыдущего, потом движение полностью останавливается – и у пробки стремительно отрастает «хвост». При этом в самом начале она все-таки постепенно редеет и рассасывается. Отсюда и эффект ползущей назад гусеницы.

Или, к примеру, какой-нибудь госорган. Многие из тех, кто лично общается с судьями, полицейскими или прокурорскими чиновниками, да и вообще чиновниками, знают их как людей неглупых, думающих и вообще приятных во всех отношениях. Исключения, конечно, есть, но в основном каждый отдельно взятый человек обладает личными и профессиональными качествами достаточного уровня даже в нелюбимом мною ДГИ Москвы. При этом система, элементами которой они являются, в целом тупая и неэффективная. Она порой выдает такие перлы, что невольно задумываешься, что курят задействованные в ней люди и здоровы ли они вообще.

Среди этих перлов – решения, которые система когда-то приняла своим рептильным мозгом (а не человек – своим фронтальным мозгом) и которые с тех пор сама же воспроизводит. Так, например:

- Получить обеспечительные меры Арбитражного суда города Москвы по общему правилу невозможно. Даже в самых острых и неотлагательных случаях.

- Снять арест, наложенный по уголовному делу, в гражданском или арбитражном суде по общему правилу невозможно. Даже если в отношении должника введено банкротство (а это императивное основание для прекращения всех арестов).

- Прекратить уголовное преследование по реабилитирующим основаниям практически невозможно. Процент же оправдательных приговоров стремится к нулю.

И тут важно понимать: люди вообще-то ни при чем. (Ну то есть почти.) А значит, чтобы добиться изменений, воздействовать надо не на отдельных людей, а на целое.

Пример такого переформатированного целого – МФЦ «Мои документы». Недавно я в порядке очереди ставил там на учет машину, и заняло это у меня 35 минут. В то время как в любом ГАИ Москвы с блатом и без очереди я потратил бы на это минимум час.

Все дело в том, что блат – это про взаимодействие с конкретным элементом системы, благодаря усердию которого сама система существенно быстрее и лучше работать не начнет. В «Моих документах» влияние на элемент системы (читай: низовая коррупция) теряет смысл. Там для этого нет места и, главное, в этом нет никакой нужды, потому что во всем порядок (в частности, предварительная запись, без которой никак, и разные прочие правила и нормативы). И порядок этот не наведен, а создан с нуля.

А по-другому и быть не могло, ведь для того, чтобы изменить больную систему, ее нужно остановить, полностью прекратить ее работу. После этого ее можно пересобрать с учетом новых требований и правил и запустить заново. Постепенно новая система начнет сама себя организовывать и обретет оптимальное положение (равновесие). И в ней не будет места старым привычкам и порядкам, даже несмотря на то, что каждый ее элемент будет действовать не так, как система в целом.

(Про самоорганизующиеся системы подробно в книге
Питера Сенге «Пятая дисциплина».)

Максим Божко | Подписывайтесь на мой канал