В этой статье я буду говорить о концепции истерии в понимании Зигмунда Фрейда и Шандора Ференци - венгерского психоаналитика, друга и единомышленника Фрейда, и о значении личности Ференци для Фрейда и для истории психоанализа.
В начале XX века истерия, которую сейчас относят к психогенным заболеваниям, встречалась довольно часто, и нередко представляла собой неразрешимую загадку для практикующих врачей. Действительно, куда это годится: человек в общем‑то здоров, никаких физиологических отклонений у него нет, но симптом есть! Паралич, судороги, онемение конечностей, ложная беременность… Во всем этом врачам было трудно разобраться, и такая картина ставила под сомнение сам авторитет врача, его власть над болезнью и компетентность.
К проблеме истерии Фрейд и Ференци подходили каждый по‑своему, хотя оба были врачами, оба имели медицинское образование. Фрейд постепенно отходил от медицинского способа мышления, однако строгое логическое строение научного дискурса накладывало на мышление Фрейда определенные ограничения, словно бы жесткое «Сверх-Я» его ограничивало. Ференци был скорее «врач по призванию», искренне стремился помогать людям, при этом он не был большим приверженцем именно строгого научного знания, и более свободный характер его интерпретаций и представлений, полет фантазии его не смущал.
Размышляя об истерии, начиная со случая Анны О, Фрейд обратил внимание на корреляцию между травматическим событием в прошлом и истерическим симптомом. При этом пациент травматические события в прошлом вначале не идентифицировал. Фрейд утверждал, что «истерогенные зоны» запускаются воспоминаниями, что «истерики страдают от воспоминаний» — которые были вытеснены, но тем не менее, свидетельствовали о себе.
Ференци разделял концепцию Фрейда в отношении истерии, однако у него было другое понимание и переживание телесности, и он опирался на собственное общее понимание живого. Согласно теории Ференци, органы и ткани поддерживают целостность всего организма, за исключением генитальных зон, цель деятельности которых состояла в получении удовольствия.
В целом, по теории Ференци, были возможны две задачи у тканей и органов:
- согласованная работа на благо целостного организма;
- тенденция к переработке возбуждения, к разрядке этого возбуждения, то есть эротизация или даже генитализация органов и тканей, в процессе которых возникало удовольствие.
Поэтому возможны случаи, когда какой-либо из органов выключался из общего системного функционирования на благо всего организма и замыкался на себе, и тогда возникала проблема. Ференци называл это «дурными привычками организма», некой «игрой» органа с самим собой, и такой процесс, по его мысли, как раз и формировал истерический симптом.
Таким образом, тело как бы фантазировало, тело было живое, наполненное фантазийной жизнью — и мне очень понравилась фраза из труда Ференци «эротически осмысленное тело». Так Шандор писал в связи с классическим симптомом, globus histericus, то есть о коме в горле, который, по его мысли, связан с эротической фантазией тела при генитализации гортани.
Можно сказать, что в представлении Ференци бессознательное проживалось через тело, как бы становилось материальным, материализовалось. В то время как Фрейд об истерических конверсионных симптомах размышлял как о регрессе. По мысли Ференци, если бы не было задачи выживания, всё тело, каждый наш орган мог бы предаться «игре» с самим собой, поскольку тяга к получению удовольствия очень сильна, и тогда вся жизнь представляла бы собой «множественность тиков». Преподаватель мне здесь указала на то, что Ференци говорил, что материализация при истерии представляет собой еще большую степень регрессии, чем предполагал Фрейд, это как бы регрессия до протопсихики. Очень интересно!
На мой взгляд, Шандор Ференци вносил очень важные ноты в психоанализ в связи со своей свободой мыслей и интерпретаций, не скованных строгим научным дискурсом, при этом будучи врачом. Это компенсировало для Фрейда его необходимость следовать строгой убедительности и доказательности, и могло помогать ему стать более смелым на пути к проникновению в психическую реальность пациентов. Отношения с Ференци, как кажется, были во многом похожи на отношения с В.Флиссом, который также был более внутренне раскован и менее сдержан в том, чтобы выдвигать самые странные и фантастические идеи, такие как теория «невроза носового рефлекса», вследствие которой он даже разработал хирургическую операцию для разрыва связи носа и гениталий… С современной точки зрения теория Флисса выглядит дико, впрочем, и в его время эта теория не была принята.
А воззрения Ференци не выглядят дикими и сейчас — но поражают своей образностью, метафоричностью, и при этом всегда есть понятная фактологическая, клиническая основа. Ференци, на мой взгляд, как и Фрейд, значительно опередил свое время в своих разработках, и многие его идеи можно по достоинству оценить только сейчас, а возможно и в более далеком будущем.
Известно, что Мелани Кляйн проходила психоанализ у Ференци, и по свидетельствам, это сильно повлияло на неё, воодушевило заняться психоанализом. Также известно, что взгляды Ференци сильно повлияли на М. Балинта. Многие психоаналитики в настоящем времени обращаются к трудам Ференци и цитируют их, например, книга М. Хирша «Это мое тело и я могу делать с ним что хочу» изобилует цитатами из работ Ференци.
В моей статье я рассуждала на тему истерии в воззрениях Фрейда и Ференци. Однако важно помнить и о других разработках этого замечательного ученого и практика, чья деятельность продвигала и развивала психоанализ в различных направлениях: в теории травмы, сексуальности, генитальности. Ференци активно экспериментировал с техникой анализа. Ввел в психоанализ понятие интроекции. Очень известна работа Ференци «Путаница языков взрослых и ребенка. Язык нежности и страсти». Шандор Ференци мне видится как мудрый и при этом страстный мыслитель, как человек, ориентированный на глубокое постижение психоанализа как этической позиции в отношении пациента и человека вообще.
Автор: Савилова Анастасия Михайловна
Психолог, Психоаналитик Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru