Найти тему
Инна Юлусова/Мери Рич

Один из алгоритмов написания самоисцеляющей сказки

Статья написана 8 июля 2016 года.

Из личных архивов 2024 г. Питомник "Летний сад"
Из личных архивов 2024 г. Питомник "Летний сад"

Придумывание сказок/сценариев о себе и своих жизненных сложностях - действенный способ узнать себя получше и найти выход из кажущийся безвыходной ситуации.

Обычно работа со сказкой делится на несколько этапов:

1. Формулировка "запроса" - формулировка проблемы и осознание желания ее решить. Например, решить финансовый вопрос.

2. Придумывание и написание сказки в русле запроса - например, сказка с названием "Как Иван Царевич клад нашел". Если совсем непонятно, что такое запрос, или в чем именно заключается проблема, можно сформулировать задание так: нужно написать сказку о себе.

3. Интерпретация сказки. Соотнесение с собственной жизнью места действия, характеров и ситуаций главных героев, волшебных предметов. Выделение момента "сейчас". Выделение самого неясного момента. Просмотр различных финалов сказки.

4. Написание новой сказки (терапевтической), с целью достичь в сказке желаемых изменений.

Сказку желательно начать писать "с чистого листа", что бывает сделать затруднительно.

На глаза попалась статья о технике, которой пользуются сценаристы и проверяют сценарии на психологическую напряженность и интересность сюжета. Предлагаю данную технику для написания сказки (или сценария сказки) о себе и своей жизни.

"Кристалл героя" подразумевает, что символический путь героя - это внутреннее путешествие, когда "правильный" герой находится в поиске сущности своего "Я".

Чтобы понять, как это работает ответьте на вопросы (пока полностью не ответите на все вопросы, дальше не читайте):

1. Предположите, какое самое большое заблуждение на ваш счет существует в среде ваших друзей и знакомых?

2. Чего вы больше всего боялись в детстве?

3. Как думаете, что является вашей самой сильной стороной, лучшим качеством?

4. Что больше всего восхищает вас в людях?

5. Какая ваша черта характера создает наибольшие проблемы при общении с другими людьми?

6. Какую черту характера вы больше всего ненавидите в людях?

Что означают ваши ответы?

(Здесь немного примитивная интерпретация, но достаточная для завязки сюжета)

1. Ответ на первый вопрос - это маска, которую вы надеваете, выходя в мир.

2. Детские страхи - самые устойчивые, это - причина надевания маски, то, чего вы больше всего боитесь и прячете от окружающих.

3. Это качество на ваш взгляд является вашей сильной стороной. Не удивляйтесь - для того, чтобы победить страх, нужно от него избавиться. Это качество вы выработали в своей жизни для того, чтобы косвенно справляться со своим страхом. Эта черта - своеобразный костыль, которым вас наделила жизнь, чтобы вы как-то ковыляли по границам своего страха.

4. Это ваше истинное "Я", то, кем вы хотите (и можете!) стать.

5. Это ваша ахиллесова пята, в которую обычно целят ваши враги.

6. Это темная сторона вашей личности, проявляющаяся в результате травмирования вашей ахиллесовой пяты.

Перенесем эту схему на структуру сценария:

1 акт:

Герой надевает маску (1), чтобы не сталкиваться со своим страхом (2).

2 акт:

Столкновение со своим страхом (2) все-таки происходит.

Чтобы компенсировать травму, герой активно использует свое, как ему кажется, лучшее качество (3).

В этот момент у него появляется антагонист, которыйначинает чесать его ахиллесову пяту (5). В результате у героя просыпается темная сторона его личности (6).

3 акт:

В результате прямого столкновения со своим страхом (2) герой обретает свое истинное "Я" (4) или терпит поражение.

На первый взгляд, сценарий фильма - это путь героя к цели через препятствия. На самом деле - это его путешествие к собственному "Я".

Самый верхний слой - это маска. Самый глубокий - то, кем он хочет стать. Преодолеть страх, от которого герой прячется под маской, опираясь на костыль своих ложных "достоинств", помогут вера, надежда и любовь.

Интересных вам и исцеляющих сказок! В добрый путь!

Инна Юлусова (Мери Рич)