Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Кремлевское письмо» (США), «Топаз» (США), «Председатель» (США) и другие голливудские фильмы

"Председатель"
"Председатель"

"По такому же принципу, но еще более изощренно построен фильм знаменитого мастера детектива Альфреда Хич­кока «Топаз», клеветнически извращающий внешнюю политику Советского Союза и опять же разоблачающий таинственные связи советской разведки..."

-2

Читаем фрагменты старой статьи киноведа Александра Караганова (1915-2007), опубликованной в 1972 году:

«Очень много истрачено бумаги на обоснование и пропаганду идеи о враждебности политики искусству. Идея эта используется буржуазией то как барьер для защиты искусства от влияний революционной политики, то как рекламный знак полной суверенности, неприка­саемости и независимости индивидуалистического ис­кусства.

Но один из парадоксов современности состоит в том, что под словесный шум о несовместимости сво­бодного художественного творчества и политики бур­жуазия, как никогда раньше, активизирует искусство, откровенно подчиненное буржуазной политике.

Обра­щение к актуальным политическим темам дня стало веянием времени. Можно сказать больше: в искусстве буржуазных стран появилась мода на политику. Мы те­перь много чаще, чем раньше, сталкиваемся с фактами пропаганды реакционной политики средствами искусст­ва и с фактами искажения искусством левой политики, ее вольного или невольного приспособления к идеоло­гическим нуждам буржуазии.

Надо сказать, что «политизация» художественного творчества в разных искусствах развивается неравно­мерно. Буржуазия особенно озабочена сейчас проблема­ми использования массовой культуры. Когда речь идет о модном салоне вычурной живописи, рассчитанной на знатоков, о камерном спектакле в маленьком театре или «фестивальном» фильме изысканно-усложненного стиля, хозяева, финансирующие искусство, нередко про­являют либерализм и терпимость: они предпочитают в таких случаях щеголять широтой взгляда и современ­ностью вкуса.

-3

Иное дело — произведения искусства или средства распространения культуры, рассчитанные на миллионы людей: тут буржуазные хозяева особенно до­рожат своим влиянием и властью. …

Художник получил ныне невидан­ную аудиторию. Вырос объем широко распространяе­мой информации, увеличились возможности восприятия миллионами людей духовного и эмоционального опыта, сосредоточенного в произведениях искусства.

Этот про­цесс не может не радовать всех нас. Но он же является источником многих тревог. Ведь в искусстве и литературе действуют не только добрые духи, но и дьяволы. Рядом с книгами великих писателей-гуманистов на книжный рынок низвергаются потоки комиксов, пропагандирующих гангстеризм и распутство. На кино- и телеэкранах поэтизируются не только человеческое благородство, но и жестокость, равнодушие, цинизм.

В этих условиях иной раз бывает трудно ответить на элементарный вопрос: полезна или вредна массовая культура для общества?

-4

Не впадая в запоздалый руссо­изм и не призывая к естественному состоянию блажен­ного неведения, я должен сказать, что массовая культу­ра в руках буржуазных дельцов часто, очень часто оказывается опасной и темной силой. Она формирует человека по моделям буржуазного обывателя — делает его существом бездуховным, послушным капиталу ра­бом… Она формирует бездумного солдата, готового убивать на любой войне — сегодня во Вьетнаме и Камбодже, завтра — в другом месте, где это выгодно империали­стам.

А если кто-то из ее потребителей все же протесту­ет, бунтует против собственнического свин*тва, она стремится подрезать крылья бунту идейками насчет роковой испорченности человека и неистребимости зла в современном индустриальном обществе. …

-5

Подчинение кино империалистической политике и пропаганде, оказывающих во всех буржуазных странах огромное влияние на тематику и направление кинема­тографического творчества, с особой отчетливостью проявляется в практике американской кинематографии.

Рядом с привычными для Голливуда вестернами и се***альными боевиками, детективами и сентименталь­ными мелодрамами на американском экране то и дело появляются ныне политические и социальные фильмы о «подвигах» американских «зеленых беретов» во Вьет­наме и о советско-американских отношениях, о выбо­рах американского президента и о роли римского папы в борьбе за мир, о стене в Берлине и о битвах союзни­ков во Франции 1944—1945 годов, изображаемых, разу­меется, как решающие битвы второй мировой войны...

Голливуд всегда занимался буржуазной пропаган­дой и политикой, хотя и обвинял в пропаганде других, отводя себе безобидную роль «фабрики развлечений». Но обычно он пропагандировал безыдейность, аполитич­ность, уход от социальных противоречий и страстей ве­ка.

-6

В новейших голливудских фильмах чаще, чем рань­ше, ставятся, и ставятся впрямую, острые вопросы жизни, тревожащие миллионы людей, наших современ­ников. Отвечая на эти вопросы по-буржуазному — направление кинотворчества определяет тот, кто опла­чивает кинопроизводство,— американские кинемато­графисты широко используют для их художественной разработки жанры, язык и стиль традиционного для Голливуда «коммерческого кино».

Не столь уж важно, говорят голливудские деятели, получают ли наши фильмы премии на тех фестивалях, где эстетский снобизм мешает думать о зрителе,— важно, чтобы фильм собрал десятки миллионов людей.

Я не раз слышал такого рода суждения и от продюсеров и от режиссеров: установка на зрительский фильм оста­ется в Голливуде господствующей. Только теперь она приобретает новые оттенки: для привлечения зрителей используется помимо привычных голливудских при­манок обострившийся интерес американцев, людей всей земли к политическим и социальным проблемам вре­мени.

-7

Недавно на экраны буржуазного мира вышел фильм «Председатель», поставленный по роману Джей Р. Кеннеди (режиссер Ли Томпсон, автор сценария Бен Медоу).

Сюжет фильма построен на перипетиях сложной разведывательной операции: герой фильма — крупный ученый, лауреат Нобелевской премии (его роль играет Грегори Пек) направляется в Китай с заданием выве­дать там некий научный секрет. В Китае он встречается и долго беседует с Мао Цзэ-дуном (предварительно сыг­рав с ним в пинг-понг), работает в лаборатории своего китайского коллеги, в конце концов добывает требуе­мый секрет, проваливается, с трудом спасается...

-8

Вся эта разведывательная операция проводится американ­ской разведкой в тесном сотрудничестве с... советской: ее представитель в Вашингтоне участвует в подготовке поездки ученого-разведчика, связной советской развед­ки в Китае спасает его от ареста и провожает к границе; герой фильма смог оторваться от преследователей и пе­рейти границу только благодаря тому, что советские по­граничники прикрыли его отход отсекающей завесой минометного огня.

Уже из этого краткого пересказа сюжета видно, что перед нами самая настоящая кинопровокация: своим фильмом Голливуд работает на вполне определенные тезисы антисоветской пропаганды.

По жанру «Председатель» — это остросюжетный де­тектив, с проникновением в тайники, с красоткой, по­могающей обаятельному герою, с «закрученной» исто­рией его разоблачения, с бегством и погоней.

"Топаз"
"Топаз"

По такому же принципу, но еще более изощренно построен новый фильм знаменитого мастера детектива Альфреда Хич­кока «Топаз», клеветнически извращающий внешнюю политику Советского Союза и опять же разоблачающий таинственные связи советской разведки — на этот раз с французской (фильм как бы «мстит» тем французским политическим деятелям, которые не хотят послушно идти в фарватере американской политики, запугивает их, а заодно и американцев «всепроникающей красной опасностью»).

-10

Черты детективного жанра, остроту сюжетных построений, привлечение популярных «звезд» и другие приманки «коммерческого кино» использует и Джон Хастон в своем антисоветском фильме «Кремлев­ское письмо».

Сейчас нет буквально ни одной области политики, ни одного фронта идеологической борьбы, где американская буржуазная кинематография не выступала бы с фильмами, впрямую обслуживающими внешнеполити­ческие и пропагандистские ведомства США.

Кинематограф — не только творчество, но и про­мышленность, дорогостоящее производство. И естест­венно, что в нем капитал осуществляет свой диктат с большей, нежели в других искусствах, наглядностью. Однако и в этих условиях в Америке нет-нет да и по­являются фильмы, продолжающие традиции критиче­ского реализма (назову в этой связи недавно вышедшие сильные фильмы Сиднея Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» и Уильяма Уайлера «Возвращение Лорда Байрона Джонса»).

С той или иной степенью глубины и правды изображаются в них урод­ливые проявления расизма, культ жестокости, растле­ние человека под влиянием собственнических отноше­ний, приоткрываются некоторые секреты буржуазной политической кухни.

Борьба двух культур происходит и в кино, хотя прогрессивные художники здесь нахо­дятся в особо сложном положении из-за высокой стои­мости фильмопроизводства.

Как показывает практика, борьба эта охватывает не только сам процесс создания фильма, но и прокат.

Ког­да прогрессивный, по-настоящему социальный фильм критического направления выходит на экран, на его пути к массовому зрителю воздвигаются самые разнооб­разные преграды. В этом деле участвуют пресса, радио, телевидение, хозяева проката, а когда это касается зарубежного экрана, то и внешнеполитические ведом­ства.

6 мая 1969 года газета «Советская культура» высту­пила со статьей «Лицо без грима», в которой разбира­лись некоторые произведения американского кино и го­ворилось о том, как трудно бывает купить для показа в СССР такие американские фильмы, как «Инцидент», «Погоня» и «Семь дней в мае». …

Бездумно и безответственно, нечестно по отноше­нию к зрителю и своему художническому долгу посту­пает кинематографист, когда он славословит собствен­нический образ жизни, расцвечивая его яркими краска­ми рекламы и старательно обходя свойственные ему противоречия.

Но и все отрицающий скептицизм может стать формой мистификации действительности.

Реаль­ные противоречия собственнического общества часто пе­реносятся в таких случаях в призрачный мир «извеч­ных», «изначальных» конфликтов человеческого бытия, порожденных «метафизическим» началом в человеке.

Частью этого призрачною мифа — мифом в ряду других мифов — становится и отчуждение человека, ибо оно рассматривается художниками, о которых идет речь, вне своей социальной биографии, представляется вселен­ской трагедией человека как такового.

Опыт современного искусства показывает, что такая мистификация действительности под видом углубле­ния в ее конфликты очень часто сводит на нет критику собственнического мира в произведениях, задуманных как острокритические.

Происходит декадентское пере­рождение критического реализма — на мировом экране появляются все новые произведения, в которых крити­ка собственнического строя вытесняется пессимисти­ческой идеей о тотальном поражении человека, о роко­вой и неустранимой его испорченности.

-11

К таким произведениям относится, по-моему, и зна­менитый фильм Стэнли Кубрика «Космическая Одис­сея: 2001-й год».

Перед тем как начать о нем разговор, хочется сде­лать одно отступление.

Несколько лет тому назад на вилле кинорежис­сера Романа Полянского (сменившего работу в поль­ском кино на Голливуд и ставшего преуспевающим по­становщиком коммерческих лент) были зверски убиты его беременная жена, киноактриса Шарон Тейт, и ее го­сти — все до одного.

Тайной этого преступления более года занимались не только полицейские детективы, но и психологи, философы, социологи. …

Стирание гра­ней между «приятелями»-друзьями и «приятелями»-убийцами — часть оппортунизма в искусстве, характер­ная для американских художников.

Можно сказать больше: преступления находят вдохновение в безответственности, с какой интеллектуальные круги относятся ко всему иррациональному, рассматривая безумие как необходимое дополнение к своему стилю жизни.

Изло­мы человеческой психики культивируются как некая модная игра. И что бы ни говорили художники о своем искусстве, они тоже несут ответственность за создание такого морального климата в США, который благопри­ятствует процветанию садистских убийств.

«Сам Роман Полянский,— подчеркивает Боноски,— играл с патоло­гией. И он дожил до того, что увидел в действительнос­ти джина, выпущенного им на экран. Как многие амери­канские режиссеры, он «забыл», что социальные силы, изображаемые им художественными средствами, существуют в жизни, а не только на сцене или экране, и что они опасны. Невозможно — как бы талантливо это ни было сделано — поэтизировать преступления и не не­сти социальной ответственности за то, что такого рода апологетика поощряет преступность».

Когда полиция с большим трудом докопалась до преступников, оказалось, что организатором убийства был главарь одной бандитствующей шайки молодежи, человек с неутоленной жаждой художнической славы, человек, живший в атмосфере, создаваемой поэтизаци­ей насилия, жестокости и разнузданной сексуальной «свободы».

Конечно же, не искусством, вернее, не только искус­ством рождена растущая преступность в США: в ее основе — господство частной собственности и связанные с ним эгоизм, конкуренция, жадность, зависть, жесто­кость...

Известно, что в американском искусстве и литера­туре обесчеловечивающий человека эгоизм собствен­ников нередко становится предметом острых критических изображений, наполненных «гроздьями гнева».

Но еще чаще взаимонепонимание и вражда собственников, жестокость и скотство изображаются как вечное про­клятие рода человеческого, неустранимые свойства людской натуры.

На фоне такого рода изображений не бросаются в глаза своей безнравственностью произведе­ния, в которых сюжеты и мотивы, демонстрирующие жестокость, становятся элементами стилизации — вво­дятся в искусство как признак его современности.

Происходит еще одна деформация художнического зрения: своекорыстие и жестокость отделяются от сво­их корней, а художник и думать не хочет о том, какой опасной игрушкой он играет, смакуя жестокости,— го­лоса совести и здравого смысла заглушаются шумом голливудских салонов, делающих моду.

Характернейшей особенностью современного искус­ства американской буржуазии является коммерчески- ярмарочное и салонно-развлекательное использование мотивов жестокости.

Помимо моды и в союзе с нею тут действует циничный закон торгашей: «деньги не пах­нут». Но проявлением буржуазности является и «драматическое» использование мотивов жестокости.

Во многих «серьезных» произведениях жестокость, отор­ванная от своих социальных корней, выступает как не­кая метафора вселенского зла. Через изображение не­преодолимой и непонятной жестокости художник передает свой страх перед жизнью, рождающий истерию мысли, чувство безнадежности и отчаяния.

Слов нет, даже такое «испуганное» изображение действительности в каких-то своих моментах перекли­кается с реалистической критикой мира собствен­ности — хотя бы тем, что, по-своему, тоже разрушает иллюзии буржуазного благополучия, тоже противостоит рекламному искусству голливудского стиля.

Но декадентски-истерическая критика действительности бьет и по протестантам, борцам, внушая читателям и зри­телям ядовитую идею тотального поражения челове­ка, полной безнадежности любых попыток изменить жизнь.

В обоих случаях — и тогда, когда жестокость стано­вится игрой, приманкой, и тогда, когда драматически изображается как раковая опухоль безумного мира, — художник не отдает себе отчета в реальном звучании и действии создаваемых им произведений.

Между тем по­мимо тех смыслов, какие художник вкладывает в об­разы жестокости, она, эта жестокость, существует как одна из реальностей бытия — и произведение искусства может мешать или помогать ее распространению.

Сказанное имеет отношение и к фильму «Космиче­ская Одиссея» — при всей внешней отдаленности его сюжета от трагедии на вилле Романа Полянского. …

Фильм начинается сценами «на заре цивилизации»: волосатые наши предки гоняются за пищей, играют, де­рутся, кто-то из них бросает вверх обглоданную кость; летящая кость высвечивается как некий символ — каме­ра внимательно прослеживает ее полет...

В заботах о пище первобытные существа и внимания не обращают на некий таинственный монолит, возвышающийся око­ло их становья.

Появление монолита уже в самом начале фильма настраивает зрителя на определенную волну: ясно, что речь пойдет не об истории освоения небесных высей — от полета обглоданной кости до межпланетных путе­шествий, а о философских проблемах и тайнах земного бытия человека.

Автор романа, по которому снят фильм, Артур Кларк исходит в своем сочинении из того, что уже до­казанная безграничность научно-технического про­гресса дает нам право предположить, что на других планетах существуют более развитые цивилизации, чем наша: ведь солнце — молодая планета, есть во вселен­ной неизмеримо более старые. И, возможно, в тех, иных цивилизациях живут существа, которые уже могут «ви­деть» все, что происходит во вселенной, включая нашу Землю. И могут вмешиваться в дела и судьбы обитате­лей Земли.

В результате внимательных наблюдений они поняли, что человечество катится к катастрофе. Ес­ли они сами уже прошли через опасные стадии разви­тия и не допустили самоуничтожения, значит, их аг­рессивные инстинкты не столь уж велики. И потом: несоизмеримость сил не позволяет им рассматривать нас в качестве потенциальной угрозы. Они просто на­блюдают. Возможно, даже задумываются о нашей спо­собности пройти полосу опасностей и подняться до их уровня.

Монолит — их посланец. В нем раскрываются воз­можности, заложенные и в кости, брошенной дикарем в далекие первобытные времена, и в ракете, сделанной землянами в XX веке. Но монолит — не только олице­творение далеко продвинувшейся цивилизации, более развитой, чем наша. Он еще и сигнал, знак, намекаю­щий нам на возможность продвижения к другим пла­нетам, «заманивающий» нас туда.

Но вот люди сделали первые шаги в заданном моно­литом направлении. В фильме с большим техническим блеском и поразительной режиссерской изобретательно­стью показано путешествие американцев на Юпитер.

Даже встреча с русскими учеными на промежуточной космической станции показана. По привычке скрыв от своих русских коллег истинные цели полета, американ­ские космонавты устремляются дальше.

Где предел этого проникновения человека во вселен­ную? Каковы его перспективы? Движение сценария к финалу строится на такой предпосылке: внеземляне в результате наблюдений пришли к убеждению, что ново­го прыжка в новые дали вселенной человек недостоин — он остался животным, чрезвычайно агрессивным и опасным.

В конце книги автора сценария Артура Кларка, рас­сказывающей о полете на Юпитер, командир космиче­ского корабля возвращается на Землю после ядерной катастрофы (она произошла как раз во время полета): на Земле не осталось ни одной живой души.

В финаль­ных сценах фильма мы видим космонавта в комнате, обставленной мебелью в стиле Людовика XVI, которую внеземляне, очевидно, «извлекли» из подсознания человека.

Теперь, в приятном окружении, снимающем не­давние тревоги путешествия, космонавт успокаивается и внеземляне могут еще раз проверить его.

Они заме­чают, что испытуемый думает о смерти. Ему кажется, что он стал стариком, что он умирает (все это «опредме­чено» на экране).

И тут возникают два возможных прочтения финала.

Первое: внеземляне решают, что надо освободить человека от страха смерти, лежащего в ос­нове его болезненной агрессивности, и делают космонав­та бессмертным.

Второе: космонавт оторван от своего детства, ему не удалось почувствовать себя хорошо в комнате предков — нужно вернуть ему детство, вер­нуть его в чрево матери, чтобы он обрел согласие с са­мим собой (на экране мельком показан человеческий эмбрион в чреве матери).

Роман Кларка не был литературной основой фильма в обычном смысле этого слова: Кларк написал свой ро­ман по их совместному с Кубриком сценарию.

Тем не менее есть разница между романом и фильмом.

Кларк в своем романе решил все рационально объяснить.

Куб­рик почти ничего не объясняет: туманность, неопреде­ленность, загадочность ряда ситуаций фильма входят в режиссерский замысел и несут на себе определенную философскую нагрузку.

Философия фильма, многие его загадки и самые дра­матические моменты связаны с бунтом робота — элек­тронного мозга космического корабля. Сюжет фильма строится таким образом, что человек приходит в драма­тический конфликт с созданием рук своих.

Электрон­ный мозг боится полета на Юпитер, отговаривает кос­монавтов, а когда его не послушались,— восстает. Он жесток. Он готов добиваться своего любой ценой, вклю­чая убийство несогласных с ним. Он ведет себя как человеческое существо, наделенное еще большими, чем человек, возможностями и еще меньшей нравственной зрелостью.

Но откуда же идет это непокорство робота? Олице­творяет ли робот в фильме враждебность техники че­ловеку или является агентом, носителем воли тех же внеземных сил, какие представлены монолитом? Ясно, что при любом ответе на этот вопрос к роботу «Косми­ческой Одиссеи», к тому роботу, каким задумал его Стэнли Кубрик, никак не применима критика с пози­ций «здравого смысла».

Ведь Кубрик не ставил перед собой «прикладных» задач — помочь освоению далеких планет кинематографической мечтой о них. Кубрик не хотел быть новым Жюлем Верном, предсказываю­щим и намечающим конструкции «Наутилуса» косми­ческого века.

Нет, не о технике межпланетных путе­шествий думал он, работая над фильмом, а о судьбах человечества, о философии истории, о перспективах.

Космический сюжет для него — всего лишь наиболее современное и поэтому наиболее выигрышное воплоще­ние философских раздумий о делах земных.

Робот в трактовке Кубрика — «продолжение» современного че­ловека со всеми его опасными качествами, вызывающи­ми тревогу, страх и отчаяние художника. Люди в филь­ме — существа отчужденные. Они автоматичны при всей изощренности ума: в роботе, в электронном мозге они воспроизводят себя, сегодняшних.

Они бессильны «запрограммировать» в нем такие качества, которые от­крывали бы более оптимистические перспективы нрав­ственного развития человека. Образом и концепцией робота Кубрик представляет будущее человека как простое продолжение его буржуазного настоящего. Тех­ника уйдет вперед, а духовных и нравственных перемен не будет. Именно так — мрачно и испуганно — проро­чествует своим фильмом Стэнли Кубрик.

Впрочем, «тема робота» вполне поддается и иной трактовке: это представленные в фильме монолитом внеземляне повлияли на сознание людей, занимавшихся изготовлением робота.

Это они с помощью робота, соответствующе «запрограммированного», решили помешать людям Земли прорваться за пределы дозволенного.

Такая трактовка, очевидно, тоже входила в много­слойный замысел Кубрика. Философской и нравствен­ной сути драмы она не меняет.

Речь и в данном случае идет все о тех же роковых несовершенствах человека. Вся разница между двумя концепциями робота сводит­ся лишь к определению источника его порочных на­клонностей: то ли сам человек сконструировал их по образу и подобию своих наклонностей, то ли внеземля­не заставили человека сделать робота «по-человечески» жестоким и коварным.

В своем фильме Стэнли Кубрик вполне расчетливо стремится к многозначности экранных иероглифов — будь это монолит, бунт робота или загадочно двусмыс­ленный финал.

Столь же расчетливо, с моей точки зре­ния, он «напускает туману». Сама нераскрытость зага­док и тайн, показанных в фильме, несомненно входит в его авторский замысел.

Как это ни парадоксально зву­чит, именно эта нераскрытость и приближает космиче­ский полет художнической мысли к сегодняшней Земле, вернее, к психологическим и нравственным состояниям тех наших современников, которые напуганы жизнью и выхода из страха не видят даже в манящих далях кос­моса.

Для философской концепции фильма, связываю­щей проблемы далеких полетов с земными сегодняшни­ми делами, знак вопроса, поставленный монолитом, восстанием робота и финалом, важнее поисков ответа.

Поиски ответа заранее несут на себе печать обреченно­сти на поражение, а вопрос и неясность — это те драма­тические реальности, которые ассоциируются с нынеш­ними тайнами безумного мира, с его жестокостями, доходящими в своем пароксизме до убийства Шарон Тейт и ее друзей, до уничтожения мирных вьетнамских деревень и их жителей.

Это те реальности, которые бу­дут нас сопровождать — так, очевидно, думает поста­новщик «Космической Одиссеи» — в наш завтрашний День.

«Я попытался, — говорит Стэнли Кубрик, характери­зуя свой фильм и его стиль,— создать такой изобрази­тельный строй, который оставляет в стороне общепри­нятые формулы понятности и их конструкции, опираю­щиеся на диалог, с тем чтобы сразу воздействовать на подсознание эмоциональным и философским содержа­нием произведения».

Ощущение драматической неясности современного мира и его перспектив всепроникающе влияет на пост­роение и оформление фильма. Здесь нет обычной для Кубрика иронии, но нет и эмоциональной непосредст­венности, нет упоения мечтой.

Изображая фантастиче­ский полет своих героев, режиссер словно бы отбывает тяжкую земную службу. Ведь рядом с научно-техниче­скими победами идут нравственные и философские по­ражения. Победы ограничены командами и контролем монолита, поражения — тотальны. Они — и в мотивах действий внеземлян, и в бунте робота, и в роковой не­разгаданности многочисленных тайн и загадок «Косми­ческой Одиссеи».

Философия фильма и воплотившиеся в нем настрое­ния по-своему отражаются в скучной рационалистиче­ской конструктивности интерьеров космического кораб­ля и станции.

Декорации в фильме кажутся скверными копиями рисунков из второсортных научно-популяр­ных журналов, пробующих представить космическое будущее человека по конструктивным канонам поза­вчерашнего происхождения.

Вымученная элегантность в стиле модерн по-своему гармонирует с мыслью филь­ма, обращающейся в третье тысячелетие, чтобы и туда притащить пороки буржуазного человека наших дней.

С философскими слабостями фильма связаны недо­статки его драматургического построения.

Фильм раз­вертывается как серия эпизодов, создающих разноголо­сицу тем и проблем. Неясность идей, сумятица настрое­ний рождают беспорядочность, хаотичность экранного действия — драматургия фильма беллетристически по­верхностна и лишена убеждающей последовательности. Гейне как-то говорил: ухабистую дорогу нельзя описы­вать ухабистыми стихами.

В новом фильме Кубрика ухабистая дорога мысли описывается ухабистыми сти­хами.

Жизнь, как известно, не изменяется только с по­мощью познающего ее сознания. Но сознание многое может дать человеку, если оно правильно отражает процессы и закономерности действительности, если оно прокладывает пути в будущее, основываясь на диалек­тически точном понимании настоящего.

Сознание бессильно, если оно, сознавая ущербность данного бытия, за его пределы не выходит, других возможностей не видит.

При оценке «Космической Одиссеи» очень важно иметь в виду не только авторские замыслы и намере­ния, но и то, что объективно отразилось в самой работе над фильмом, в его драматургии и режиссерском обра­зе.

«Космическая Одиссея» — предметное выражение драмы буржуазного сознания, вернее, тех его предста­вителей, которые не довольствуются са­моутешениями — «все к лучшему в этом лучшем из миров»,— а всерьез задумываются над бедами совре­менного человека.

Считая нормы частнособственниче­ского бытия непреходящими, они не могут понять мир в его реальных противоречиях, в его неостановимом движении к социализму.

Самим фактом своего появления, самим объективным своим содержанием фильм Кубрика показывает, что даже в своем максимальном развитии на основе далеко продвинувшейся науки буржуазная цивилизация остается в пределах того част­нособственнического свинства, которое проклинают, не умея до конца понять, наиболее честные художники буржуазного мира.

Многослойный в своем авторском замысле, фильм Кубрика и воспринимается многослойно: многие зрите­ли в США и других странах по достоинству оценили технический блеск в воспроизведении путешествия космонавтов, были захвачены драматическими перипетия­ми борьбы человека с бунтующим роботом;

другие пошли дальше — к пониманию концепции фильма, к разгадыванию смысла его «загадочности».

Кубрик со­здал произведение, причудливо сочетающее в себе осо­бенности голливудского коммерческого боевика и фило­софского произведения, в котором критика буржуазной цивилизации приобретает декадентский характер.

В этом втором своем прочтении фильм Стэнли Кубри­ка ведет человеческую мысль в тупик неподдающихся познанию тайн. Для того чтобы выйти из тупика, ей нужны иные социальные маршруты.

Замена реалистического анализа действительности мистификацией ее уродств нередко порождает в искус­стве буржуазных стран «эстетическое бунтарство»: чув­ства протеста и гнева реализуют себя в поисках «прово­цирующих» художественных форм, взрывающих «по­рядок», ставящих под сомнение «систему». Художнику отводится в таких случаях некая особая роль, непод­властная обществу, в котором он живет и творит» (Караганов, 1972).

Караганов А. Коммерция, политика, искусство// Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 3. М.: Искусство, 1972. С. 3-35.