С этой статьей я открываю цикл материалов, посвященных обзору автомобилей, автобусов, грузовиков и другой техники, принявшей участие в параде ретро-транспорта. Начну я со спецколонны, в которой находились самые уникальные и дорогие экспонаты.
Каждый год, в течении последних несколько лет, на параде ретро-транспорта, который проводится в рамках SPbTransportFest, во главе колонн ставят наиболее ценные экземпляры из музеев и частных коллекций. И мне хотелось бы поподробнее остановиться на каждом из автобусов, грузовиков и автомобилей, состоящих в так называемой "спецколонне". Сразу сделаю небольшую ремарку: в этом материале вы не увидите обзоров на ГАЗ-21 и реплику ЗиС-5. Обо всем же остальном я готов вам поведать прямо сейчас.
ГАЗ-14 "Чайка"
Этот правительственный лимузин от Горьковского Автомобильного Завода, вероятно, знаком каждому жителю постсоветского пространства. Экземпляр на фото выпущен в 1987 году и принадлежит частному лицу. Как можно увидеть на фотографиях, автомобиль находится в прекрасном состоянии.
ГАЗ-13 "Чайка"
В спецколонне была еще одна "Чайка", но на сей раз предыдущей генерации. Экземпляр на фото выпущен в 1980 году, т.е. представляет собой позднюю модификацию "тринадцатой". Также находится во владении у частного лица.
ГАЗ-12 (ЗИМ)
А до "Чаек" роль автомобиля представительского класса выполнял такой вот ГАЗ-12, который до 1957 года именовался ЗИМ. На выставке было сразу два ЗИМа. Один из них вы можете видеть на фото. Он выпущен в 1954 году и принадлежит экспозиционно-выставочный комплекс "Музей автотранспорта Ленинграда" или, если называть менее официально, музею при СПб ГУП "Пассажиравтотранс". Второй ЗИМ выпущен чуть позже, в 1959 году и находится в частной коллекции.
Lincoln Continental Convertible
Этот роскошный "Линкольн Континенталь" четвертого поколения в кузове кабриолет был выпущен в 1966 году. Ранее его вы могли видеть, например, в музее Retro Car Show, который принадлежит реставрационной мастерской Muscle Garage. Также он участвовал и в прошлогоднем ретро-параде. В этом же году он был обклеен в ливрею авиакомпании "Россия", которая уже не первый год выступает генеральным информационным партнером на SPbTransportFest.
Tatra 700
Этот необычный и крайне самобытный автомобиль чешского производства выпускался с 1996 по 1999 год. В параде участвовал экземпляр 1997 года выпуска, который когда-то принадлежал Виктору Черномырдину. Скорее всего это единственный подобный автомобиль в России. В прошлом материале я уже упоминал, что сейчас этой "Татра" владеет Дима, один из руководителей "Ретролайна".
МАЗ-500
От семисотой к пятисотому... Легендарный МАЗ был одним из самых массовых тягаче в СССР до появления КАМАЗа. Экземпляр на фото был выпущен в 1969 году и до того, как стать музейным экспонатом работал тягачом в Автобусном парке №1 города Санкт-Петербург. Сейчас же он отреставрирован и принадлежит музею при ГУП "Пассажиравтотранс".
ГАЗ-52 + АЦПТ-0,9
Автомобиль-цистерна с прицепом - это еще один экспонат из коллекции музея при ГУП "Пассажиравтотранс". Она является одним из регулярных участников парада ретро-транспорта. Этот ГАЗ выпущен в 1977 году, но благодаря качественной реставрации выглядит он, как новенький.
РАФ-976
Уникальный автобус от Рижской автобусной фабрики, выпущенный крайне скромным тиражом в 1460 экземпляров (с учетом модели РАФ-251 и всех модификаций), является одним из самых интересных и редких экспонатов в коллекции музея при ГУПе. В РФ на сегодняшний день осталось всего лишь два таких автобуса, один в Петербурге и один в Москве.
Экземпляр из Петербурга 1964 года выпуска. Он был приобретен в Латвии, после чего был отреставрирован в Автобусном парке №6 СПб ГУП "Пассажиравтотранс", с использованием элементов РАФ-251. Впервые был показан широкой публике в 2018 году и с тех пор является постоянным участником парада ретро-транспорта, а также периодически появляется на других мероприятиях.
ЗИЛ-118 "Юность"
Было время, когда на базе правительственных лимузинов ЗИЛ-111 выпускались автобусы представительского класса. Эти автобусы обслуживали правительственные делегации, также на их основе было сделано несколько машин скорой помощи. Всего с 1961 по 1994 год выпустили 106 таких автобусов. Один из них можно было увидеть в этом году на транспортном фестивале. Этот ЗИЛ-118 был выпущен в 1966 году и представляет собой раннюю модификацию, о чем говорит его внешний вид. Кстати, обратите внимание на ливрею, который украшена "Юность". Она отсылает к Международному конкурсу автобусов, прошедшему в 1967 году, когда данный автобус получил 12 призов, включая приз Президента Франции
Еще совсем недавно экземпляр на фото принадлежал коллекции автомобильного музея ЗиЛ в Сокольниках. Но недавно музей закрыли и "Юность" попала на временное хранение в музей при СПб ГУП "Пассажиравтотранс". На данной момент она является частью экспозиции. Так что, если хотите увидеть этот уникальный автобус представительского класса, то советую поспешить в музей. Ведь довольно скоро "Юность" отправится обратно в Москву. К слову, у Петербургского музея имеется и своя "Юность" причем сразу в двух экземплярах, но на данный момент автобусы не экспонируются.
ЗИС-155
Этот советский автобус, сменивший на конвейере ЗИЛ-154, по моему скромному мнению, по праву можно считать венцом коллекции Петербургского музея автобусов наряду с Ikarus 55 Lux. По мнению многих людей в отрасли, та работа, которая проделана над данным экземпляром является одной из самых качественных реставраций в России. На данный момент автобус готов на 99%, имеются лишь малочисленные нюансы по технической части, в частности по электрике и воздуху.
История данного экземпляра, выпущенного в 1957 году, крайне занимательная. Изначально автобус работал в Ставрополе на радио, в качестве звукоусилительной станция ЗС-1000. Позднее он был переоборудован в пассажирский. Суммарно он проработал более сорока лет и был списан в 1995 году. Но участь превратиться в металлолом его миновала, поскольку его выкупил работавший на нем водитель Юрий Мальцев. В течение последующих 27 лет этому человеку удавалось поддерживать данный автобус в исправном и ходовом состоянии лишь своими силами.
Но, учитывая тот факт, что автобус находился на садовом участке, с годами Юрию поддерживать его состояние становилось все труднее. И тут волею судьбы о нем узнали в Retro Bus. И им удалось договориться с хозяином о приобретения этого автобуса в коллекцию музея при ГУПе. В сентябре 2017 года ЗИС-155 прибыл на территорию Автобусного парка №1. В 2019 году автобус встал на длительную реставрацию, и в 2022 году впервые был показан публике на SPbTransportFest. Впрочем, тогда работы по нему еще не были закончены. В 2023 году же он предстал в том виде, в котором мы можем видеть его сейчас.
Если вы хотите узнать об этом автобусе подробнее, то обязательно посетите Петербургский музей автобусов в Санкт-Петербурге, расположенный на улице Днепропетровской, дом 18. Также советую прочитать замечательную статью Андрея Михайлова, посвященную ЗиСу.
ЗИС-127
Этот туристический лайнер, внешность которого была создана по мотивам американских "тренеров" (так в США называют междугородние автобусы), впервые был показан в 1955 году. В 1956 году он был переименован в ЗИЛ-157 и выпускался до 1961 года. Экземпляр на фотографии выпущен в 1959 году. Это единственный сохранившийся автобус в России и один из двух сохранившихся в мире (второй находится в Эстонии).
Автобус был отреставрирован в Москве в 2024 году теми же людьми, что реставрируют правительственные лимузины ЗИЛ. Можно с полной уверенностью сказать, что это самая дорогая реставрация автобуса в нашей стране. Выполнена она на недостижимом для остальных техническом уровне.
Этот автобус, помимо парада ретро-транспорта в Санкт-Петербурге можно было увидеть в музее ГОН ФСО России на ВДНХ. Также он экспонировался в недавно закрывшемся Музее ЗиЛ, о котором я уже упоминал выше.
Напоследок пару слов об истории данного экземпляра. Изначально автобус дислоцировался в Ростовской области. В 1997 году он был передан в Москву на завод ЗиЛ, где определенное время использовался в качестве служебного автобуса. В 2012 году автобус, заваленный всяким барахлом, но вполне комплектный, был вновь обнаружен на территории ЗиЛа. Ну а с 2018 года началась реставрация, закончившаяся в феврале 2024 года.
Вместо заключения
Если говорить о самой спецколонне, то сформирована она была специально для VIP-гостей ретро-парада. Во всех автобусах и автомобилях спецколонны находились высокопоставленные пассажиры. Ровно в 10:00 колонна тронулась, ознаменовав начало парада ретро-транспорта. Сопровождал ее целый кортеж из Toyota Camry, Mercedes V-Class, AURUS Komendant и автомобилей ДПС.