Найти тему

IX Петербургский парад ретро-транспорта. Часть Первая. Обзор спецколонны

Оглавление
С этой статьей я открываю цикл материалов, посвященных обзору автомобилей, автобусов, грузовиков и другой техники, принявшей участие в параде ретро-транспорта. Начну я со спецколонны, в которой находились самые уникальные и дорогие экспонаты.

Каждый год, в течении последних несколько лет, на параде ретро-транспорта, который проводится в рамках SPbTransportFest, во главе колонн ставят наиболее ценные экземпляры из музеев и частных коллекций. И мне хотелось бы поподробнее остановиться на каждом из автобусов, грузовиков и автомобилей, состоящих в так называемой "спецколонне". Сразу сделаю небольшую ремарку: в этом материале вы не увидите обзоров на ГАЗ-21 и реплику ЗиС-5. Обо всем же остальном я готов вам поведать прямо сейчас.

ГАЗ-14 "Чайка"

Этот правительственный лимузин от Горьковского Автомобильного Завода, вероятно, знаком каждому жителю постсоветского пространства. Экземпляр на фото выпущен в 1987 году и принадлежит частному лицу. Как можно увидеть на фотографиях, автомобиль находится в прекрасном состоянии.

Разработка нового поколения "Чайки" началась еще в 1967 году. В этом же году был представлен первый прототип. До мелкосерийного производства она добралась лишь спустя десять лет, в 1977 году. Все автомобили собирались вручную в цеху ГАЗа по производству автомобилей малых серий (ПАМС) параллельно с ГАЗ-13 (до 1981 года). Производство ГАЗ-14 завершилось в 1988 году в рамках "борьбы с привилегиями" по приказу М.С. Горбачева. Вся документация и техническая оснастка для производства этих автомобилей была уничтожена.
Разработка нового поколения "Чайки" началась еще в 1967 году. В этом же году был представлен первый прототип. До мелкосерийного производства она добралась лишь спустя десять лет, в 1977 году. Все автомобили собирались вручную в цеху ГАЗа по производству автомобилей малых серий (ПАМС) параллельно с ГАЗ-13 (до 1981 года). Производство ГАЗ-14 завершилось в 1988 году в рамках "борьбы с привилегиями" по приказу М.С. Горбачева. Вся документация и техническая оснастка для производства этих автомобилей была уничтожена.
"Четырнадцатая" стала самой крупным легковым автомобилем в истории завода ГАЗ. Ее длина составляла 6.1 метра, что лишь немного уступало длине лимузинов ЗИЛ, предназначенных для высшего руководства страны. Всего за 11 лет производства выпустили 1114 экземляров ГАЗ-14, что было в три раза меньше, чем выпустили автомобилей ГАЗ-13.
"Четырнадцатая" стала самой крупным легковым автомобилем в истории завода ГАЗ. Ее длина составляла 6.1 метра, что лишь немного уступало длине лимузинов ЗИЛ, предназначенных для высшего руководства страны. Всего за 11 лет производства выпустили 1114 экземляров ГАЗ-14, что было в три раза меньше, чем выпустили автомобилей ГАЗ-13.
"Чайка" предлагала невиданный советским гражданам уровень роскоши. Салон был выполнен из велюра с деревянными вставками. В стандартное оснащение входили электростеклоподъемники всех стекол, аудиосистема Radiotehnika с магнитофонной приставкой "Вильма" и кондиционер фирмы Denso с воздуховодами, находившимися только у задних пассажиров.
"Чайка" предлагала невиданный советским гражданам уровень роскоши. Салон был выполнен из велюра с деревянными вставками. В стандартное оснащение входили электростеклоподъемники всех стекол, аудиосистема Radiotehnika с магнитофонной приставкой "Вильма" и кондиционер фирмы Denso с воздуховодами, находившимися только у задних пассажиров.

ГАЗ-13 "Чайка"

В спецколонне была еще одна "Чайка", но на сей раз предыдущей генерации. Экземпляр на фото выпущен в 1980 году, т.е. представляет собой позднюю модификацию "тринадцатой". Также находится во владении у частного лица.

Первая серийная "Чайка" вылетела из ворот завода ГАЗ в 1959 году. На фоне своего предшественника в лице ЗИМ, ГАЗ-13 имел крайне прогрессивный и легковесный дизайн, полностью соответствующий стандартам мирового автомобильного дизайна. В облике "Чайки" можно найти отсылки на множество американских автомобилей тех лет, таких как Packard Patrician, Lincoln Capri, а также автомобилей Pontiac и Mercury. За 22 года производства (с 1959 по 1981 год) было выпущено 3179 экземпляров "Чайки".
Первая серийная "Чайка" вылетела из ворот завода ГАЗ в 1959 году. На фоне своего предшественника в лице ЗИМ, ГАЗ-13 имел крайне прогрессивный и легковесный дизайн, полностью соответствующий стандартам мирового автомобильного дизайна. В облике "Чайки" можно найти отсылки на множество американских автомобилей тех лет, таких как Packard Patrician, Lincoln Capri, а также автомобилей Pontiac и Mercury. За 22 года производства (с 1959 по 1981 год) было выпущено 3179 экземпляров "Чайки".

ГАЗ-12 (ЗИМ)

А до "Чаек" роль автомобиля представительского класса выполнял такой вот ГАЗ-12, который до 1957 года именовался ЗИМ. На выставке было сразу два ЗИМа. Один из них вы можете видеть на фото. Он выпущен в 1954 году и принадлежит экспозиционно-выставочный комплекс "Музей автотранспорта Ленинграда" или, если называть менее официально, музею при СПб ГУП "Пассажиравтотранс". Второй ЗИМ выпущен чуть позже, в 1959 году и находится в частной коллекции.

Первая представительская модель Горьковского автозавода и последняя массовая модель данного (большого) класса, которая не была ограничена в своём применении, была выпущена в 1949 году. За 10 лет производства было выпущено 21527 экземпляров. ЗИМ, в отличии от "Чаек" находился в свободной продаже. Помимо основного назначения автомобиля для партийной номенклатуры, ГАЗ-12 активно использовался в качестве такси и карет скорой помощи. Таким образом за ним закрепилось звание самого демократичного автомобиля представительского класса в СССР.
Первая представительская модель Горьковского автозавода и последняя массовая модель данного (большого) класса, которая не была ограничена в своём применении, была выпущена в 1949 году. За 10 лет производства было выпущено 21527 экземпляров. ЗИМ, в отличии от "Чаек" находился в свободной продаже. Помимо основного назначения автомобиля для партийной номенклатуры, ГАЗ-12 активно использовался в качестве такси и карет скорой помощи. Таким образом за ним закрепилось звание самого демократичного автомобиля представительского класса в СССР.

Lincoln Continental Convertible

Этот роскошный "Линкольн Континенталь" четвертого поколения в кузове кабриолет был выпущен в 1966 году. Ранее его вы могли видеть, например, в музее Retro Car Show, который принадлежит реставрационной мастерской Muscle Garage. Также он участвовал и в прошлогоднем ретро-параде. В этом же году он был обклеен в ливрею авиакомпании "Россия", которая уже не первый год выступает генеральным информационным партнером на SPbTransportFest.

Lincoln Continental Convertible четвертого поколения знаменит тем, что именно в таком автомобиле когда-то убили 35-го президента Соединенных Штатов Америки Джона Фицджеральда Кеннеди. "Континенталь" являлся флагманской моделью Lincoln и считался самым роскошным автомобилем концерна Ford Motor Company. В эти автомобили могли ставится двигатели объемом до 7.6 литров.
Lincoln Continental Convertible четвертого поколения знаменит тем, что именно в таком автомобиле когда-то убили 35-го президента Соединенных Штатов Америки Джона Фицджеральда Кеннеди. "Континенталь" являлся флагманской моделью Lincoln и считался самым роскошным автомобилем концерна Ford Motor Company. В эти автомобили могли ставится двигатели объемом до 7.6 литров.

Tatra 700

Этот необычный и крайне самобытный автомобиль чешского производства выпускался с 1996 по 1999 год. В параде участвовал экземпляр 1997 года выпуска, который когда-то принадлежал Виктору Черномырдину. Скорее всего это единственный подобный автомобиль в России. В прошлом материале я уже упоминал, что сейчас этой "Татра" владеет Дима, один из руководителей "Ретролайна".

Татра 700 хоть и была по своей сути глубокой модернизацией автомобиля Татра 613, однако имела куда более современный внешний вид, а также богато оснащенный салон. Она сохранила самобытные черты, присущие легковым Татрам: заднемоторную компоновку, двигатель V8 воздушного охлаждения. Увы, после распада СССР и Восточного блока, ввиду "демократических" веяний в Чехии, к Татрам, как символам социалистической Чехословакии, появилось негативное отношение, что не особо способствовало продажам на родине. А в Западной Европе эти машины и вовсе были не нужны, поскольку имелось множество производителей, делающих современные и высокотехнологичные автомобили представительского класса. По этой причине выпустили всего лишь 75 экземпляров этого уникального автомобиля.
Татра 700 хоть и была по своей сути глубокой модернизацией автомобиля Татра 613, однако имела куда более современный внешний вид, а также богато оснащенный салон. Она сохранила самобытные черты, присущие легковым Татрам: заднемоторную компоновку, двигатель V8 воздушного охлаждения. Увы, после распада СССР и Восточного блока, ввиду "демократических" веяний в Чехии, к Татрам, как символам социалистической Чехословакии, появилось негативное отношение, что не особо способствовало продажам на родине. А в Западной Европе эти машины и вовсе были не нужны, поскольку имелось множество производителей, делающих современные и высокотехнологичные автомобили представительского класса. По этой причине выпустили всего лишь 75 экземпляров этого уникального автомобиля.

МАЗ-500

От семисотой к пятисотому... Легендарный МАЗ был одним из самых массовых тягаче в СССР до появления КАМАЗа. Экземпляр на фото был выпущен в 1969 году и до того, как стать музейным экспонатом работал тягачом в Автобусном парке №1 города Санкт-Петербург. Сейчас же он отреставрирован и принадлежит музею при ГУП "Пассажиравтотранс".

МАЗ-500 выпускался с 1969 по 1979 год. Новое «пятисотое» семейство представляло собой модельный ряд, в который, помимо различных вариантов бортовых автомобилей, также входили самосвал МАЗ-503, седельный тягач МАЗ-504, лесовоз МАЗ-509 и шасси для размещения на нём различного специального оборудования МАЗ-500Ш.
МАЗ-500 выпускался с 1969 по 1979 год. Новое «пятисотое» семейство представляло собой модельный ряд, в который, помимо различных вариантов бортовых автомобилей, также входили самосвал МАЗ-503, седельный тягач МАЗ-504, лесовоз МАЗ-509 и шасси для размещения на нём различного специального оборудования МАЗ-500Ш.

ГАЗ-52 + АЦПТ-0,9

Автомобиль-цистерна с прицепом - это еще один экспонат из коллекции музея при ГУП "Пассажиравтотранс". Она является одним из регулярных участников парада ретро-транспорта. Этот ГАЗ выпущен в 1977 году, но благодаря качественной реставрации выглядит он, как новенький.

ГАЗ-52 не являлся самостоятельной моделью. Он представлял собой модификацию ГАЗ-53 с с двигателем от более раннего ГАЗ-51. На его основе производились бортовые грузовики, седельные тягачи, самосвалы, автомобили-цистерны и пожарные автомобили. Выпускался он практически 30 лет, с 1964 по 1993 год. За это время было выпущено более миллиона экземпляров.
ГАЗ-52 не являлся самостоятельной моделью. Он представлял собой модификацию ГАЗ-53 с с двигателем от более раннего ГАЗ-51. На его основе производились бортовые грузовики, седельные тягачи, самосвалы, автомобили-цистерны и пожарные автомобили. Выпускался он практически 30 лет, с 1964 по 1993 год. За это время было выпущено более миллиона экземпляров.

РАФ-976

Уникальный автобус от Рижской автобусной фабрики, выпущенный крайне скромным тиражом в 1460 экземпляров (с учетом модели РАФ-251 и всех модификаций), является одним из самых интересных и редких экспонатов в коллекции музея при ГУПе. В РФ на сегодняшний день осталось всего лишь два таких автобуса, один в Петербурге и один в Москве.

РАФ-976 принадлежит той эпохе, когда Рижская автобусная фабрика еще не сконцентрировалась на производстве исключительно микроавтобусов. В середине 50-х годов они выпускали автобусы на удлиненном шасси ГАЗ-51 под названием РАФ-251. Это, к слову, первая самостоятельная модель завода. Позже, производство РАФ-251-я было перенесено на АРЗ-2, где она получила индекс "975". Ну а его модернизированная версия, которую вы видите на фотографии получила название РАФ-976.
РАФ-976 принадлежит той эпохе, когда Рижская автобусная фабрика еще не сконцентрировалась на производстве исключительно микроавтобусов. В середине 50-х годов они выпускали автобусы на удлиненном шасси ГАЗ-51 под названием РАФ-251. Это, к слову, первая самостоятельная модель завода. Позже, производство РАФ-251-я было перенесено на АРЗ-2, где она получила индекс "975". Ну а его модернизированная версия, которую вы видите на фотографии получила название РАФ-976.

Экземпляр из Петербурга 1964 года выпуска. Он был приобретен в Латвии, после чего был отреставрирован в Автобусном парке №6 СПб ГУП "Пассажиравтотранс", с использованием элементов РАФ-251. Впервые был показан широкой публике в 2018 году и с тех пор является постоянным участником парада ретро-транспорта, а также периодически появляется на других мероприятиях.

ЗИЛ-118 "Юность"

Было время, когда на базе правительственных лимузинов ЗИЛ-111 выпускались автобусы представительского класса. Эти автобусы обслуживали правительственные делегации, также на их основе было сделано несколько машин скорой помощи. Всего с 1961 по 1994 год выпустили 106 таких автобусов. Один из них можно было увидеть в этом году на транспортном фестивале. Этот ЗИЛ-118 был выпущен в 1966 году и представляет собой раннюю модификацию, о чем говорит его внешний вид. Кстати, обратите внимание на ливрею, который украшена "Юность". Она отсылает к Международному конкурсу автобусов, прошедшему в 1967 году, когда данный автобус получил 12 призов, включая приз Президента Франции

ЗИЛ-118 - это ранний вариант "Юности". Он производился с 1963 по 1971 год. Более поздние экземпляры получили более современный угловатый кузов и получили индекс 118К, а еще позже стали называться ЗИЛ-3207. Когда "Юность" проектировалась, планировалось, что будет налажено массовое производство этого автобуса. Планировалось, что такие машины будут работать в качестве маршрутного такси. Но, к сожалению получилось освоить только штучное производство этих уникальных автобусов, сделанных на базе правительственных лимузинов ЗИЛ.
ЗИЛ-118 - это ранний вариант "Юности". Он производился с 1963 по 1971 год. Более поздние экземпляры получили более современный угловатый кузов и получили индекс 118К, а еще позже стали называться ЗИЛ-3207. Когда "Юность" проектировалась, планировалось, что будет налажено массовое производство этого автобуса. Планировалось, что такие машины будут работать в качестве маршрутного такси. Но, к сожалению получилось освоить только штучное производство этих уникальных автобусов, сделанных на базе правительственных лимузинов ЗИЛ.

Еще совсем недавно экземпляр на фото принадлежал коллекции автомобильного музея ЗиЛ в Сокольниках. Но недавно музей закрыли и "Юность" попала на временное хранение в музей при СПб ГУП "Пассажиравтотранс". На данной момент она является частью экспозиции. Так что, если хотите увидеть этот уникальный автобус представительского класса, то советую поспешить в музей. Ведь довольно скоро "Юность" отправится обратно в Москву. К слову, у Петербургского музея имеется и своя "Юность" причем сразу в двух экземплярах, но на данный момент автобусы не экспонируются.

ЗИС-155

Этот советский автобус, сменивший на конвейере ЗИЛ-154, по моему скромному мнению, по праву можно считать венцом коллекции Петербургского музея автобусов наряду с Ikarus 55 Lux. По мнению многих людей в отрасли, та работа, которая проделана над данным экземпляром является одной из самых качественных реставраций в России. На данный момент автобус готов на 99%, имеются лишь малочисленные нюансы по технической части, в частности по электрике и воздуху.

ЗИС-155 выпускался с 1949 по 1957 год. Одной из причин появления этой модели стало снятие с производства более крупного и технологически совершенного, но крайне ненадежного и проблемного в эксплуатации ЗИС-154. Эта модель по советским меркам выпускалась довольно небольшой срок, всего 8 лет. Ее заменил ЗИЛ-158, который и стал полноценной заменой ЗиС-154.
ЗИС-155 выпускался с 1949 по 1957 год. Одной из причин появления этой модели стало снятие с производства более крупного и технологически совершенного, но крайне ненадежного и проблемного в эксплуатации ЗИС-154. Эта модель по советским меркам выпускалась довольно небольшой срок, всего 8 лет. Ее заменил ЗИЛ-158, который и стал полноценной заменой ЗиС-154.

История данного экземпляра, выпущенного в 1957 году, крайне занимательная. Изначально автобус работал в Ставрополе на радио, в качестве звукоусилительной станция ЗС-1000. Позднее он был переоборудован в пассажирский. Суммарно он проработал более сорока лет и был списан в 1995 году. Но участь превратиться в металлолом его миновала, поскольку его выкупил работавший на нем водитель Юрий Мальцев. В течение последующих 27 лет этому человеку удавалось поддерживать данный автобус в исправном и ходовом состоянии лишь своими силами.

Но, учитывая тот факт, что автобус находился на садовом участке, с годами Юрию поддерживать его состояние становилось все труднее. И тут волею судьбы о нем узнали в Retro Bus. И им удалось договориться с хозяином о приобретения этого автобуса в коллекцию музея при ГУПе. В сентябре 2017 года ЗИС-155 прибыл на территорию Автобусного парка №1. В 2019 году автобус встал на длительную реставрацию, и в 2022 году впервые был показан публике на SPbTransportFest. Впрочем, тогда работы по нему еще не были закончены. В 2023 году же он предстал в том виде, в котором мы можем видеть его сейчас.

Если вы хотите узнать об этом автобусе подробнее, то обязательно посетите Петербургский музей автобусов в Санкт-Петербурге, расположенный на улице Днепропетровской, дом 18. Также советую прочитать замечательную статью Андрея Михайлова, посвященную ЗиСу.

ЗИС-127

Этот туристический лайнер, внешность которого была создана по мотивам американских "тренеров" (так в США называют междугородние автобусы), впервые был показан в 1955 году. В 1956 году он был переименован в ЗИЛ-157 и выпускался до 1961 года. Экземпляр на фотографии выпущен в 1959 году. Это единственный сохранившийся автобус в России и один из двух сохранившихся в мире (второй находится в Эстонии).

ЗИС-127 (с июня 1956 года ЗИЛ-127) - это первый советский междугородний автобус. К сожалению, несмотря на то, что машина была передовой для своего времени, ее производство продлилось совсем недолго. Выпускался он с 1955 по 1961 год. За это время выпустили всего лишь 851 экземпляр. Причиной снятия с производства стал тот факт, что согласно международной конвенции по дорожному движению автобус выпадал из требуемых габаритов ширины. Также одной из причин стало принятие решения Госпланом СССР о прекращении развития производства собственных междугородних автобусов. Вместо этого начали массово закупать венгерские автобусы "Икарус".
ЗИС-127 (с июня 1956 года ЗИЛ-127) - это первый советский междугородний автобус. К сожалению, несмотря на то, что машина была передовой для своего времени, ее производство продлилось совсем недолго. Выпускался он с 1955 по 1961 год. За это время выпустили всего лишь 851 экземпляр. Причиной снятия с производства стал тот факт, что согласно международной конвенции по дорожному движению автобус выпадал из требуемых габаритов ширины. Также одной из причин стало принятие решения Госпланом СССР о прекращении развития производства собственных междугородних автобусов. Вместо этого начали массово закупать венгерские автобусы "Икарус".

Автобус был отреставрирован в Москве в 2024 году теми же людьми, что реставрируют правительственные лимузины ЗИЛ. Можно с полной уверенностью сказать, что это самая дорогая реставрация автобуса в нашей стране. Выполнена она на недостижимом для остальных техническом уровне.

Компоновка автобуса заднемоторная, двигатель расположен в заднем свесе поперечно, привод на задний мост через 4-ступенчатую коробку передач с угловым редуктором и короткий карданный вал. Кузов автобуса — несущий, стальной, вагонного типа с одной поворотной дверью для пассажиров в переднем свесе.
Компоновка автобуса заднемоторная, двигатель расположен в заднем свесе поперечно, привод на задний мост через 4-ступенчатую коробку передач с угловым редуктором и короткий карданный вал. Кузов автобуса — несущий, стальной, вагонного типа с одной поворотной дверью для пассажиров в переднем свесе.

Этот автобус, помимо парада ретро-транспорта в Санкт-Петербурге можно было увидеть в музее ГОН ФСО России на ВДНХ. Также он экспонировался в недавно закрывшемся Музее ЗиЛ, о котором я уже упоминал выше.

Напоследок пару слов об истории данного экземпляра. Изначально автобус дислоцировался в Ростовской области. В 1997 году он был передан в Москву на завод ЗиЛ, где определенное время использовался в качестве служебного автобуса. В 2012 году автобус, заваленный всяким барахлом, но вполне комплектный, был вновь обнаружен на территории ЗиЛа. Ну а с 2018 года началась реставрация, закончившаяся в феврале 2024 года.

Вместо заключения

Если говорить о самой спецколонне, то сформирована она была специально для VIP-гостей ретро-парада. Во всех автобусах и автомобилях спецколонны находились высокопоставленные пассажиры. Ровно в 10:00 колонна тронулась, ознаменовав начало парада ретро-транспорта. Сопровождал ее целый кортеж из Toyota Camry, Mercedes V-Class, AURUS Komendant и автомобилей ДПС.