В начале 90х, мы занимались поставками в Казахстан всякой всячины, для нужд нефтянки и железной дороги.
"Все было так весело, мы заготовляли рога и копыта, жизнь была упоительна, земной шар вертелся специально для нас, и вдруг... ". Со временем бизнес стал сдуваться. Неся разруху и разложение, кризис неплатежей и прочие неприятности.
Для поддержки дела на плаву. Мы скорее от отчаяния, чем от от надежды, решили ввести в деятельность предприятия взаимозачёты и бартер.
Проще всего, как тогда показалось, было забирать часть оплаты за поставки зерном.
Нашли надёжного посредника и схема заработала.
Пару раз всё прошло неплохо, а потом случилась эта история.
Стояла поздняя осень и уже частенько шёл снег. Я жил в одной из гостиниц Петропавловска и ждал начала очередной отгрузки зерна.
Ближе к вечеру приехал, уже немного знакомый казах, и предложил собираться. К утру ж.д. обещала поставить на элеватор вагоны под погрузку и нам надо было там присутствовать. Дорога предстояла, по казахским понятиям, недалёкая, всего около 300 км.
Как только мы выехали из города, как сразу пошёл сильный снег. Ничего особенного, я родом с Урала и мне было не привыкать.
Чуть позже задул сильный боковой ветер и видимость резко упала: "Ну и ладно, мы это тоже проходили".
Когда проехали первую сотню, то стало совсем невыносимо. Не видно было практически ничего. Снег с бешенной скоростью летел параллельно земле и где находится дорога было абсолютно непонятно.
Однако моего попутчика, эта ситуация ничуть не смутила и он дал дельный, по его мнению, совет. Сказав, что они - казахи в такую погоду ездят без проблем. Ориентируясь в пространстве только на слух. Если застучало слева, то машина находится на встречной обочине, если справа то наоборот.
Так мы дальше и поехали, чутко прислушиваясь к поведению автомобиля. Через некоторое время я приноровился и мы даже смогли увеличить скорость.
А ещё через полчаса, мой "штурман" соизволил меня похвалить. Мол парень, ты ездишь почти как настоящий казах. Чем, надо отметить, очень польстил моему самолюбию.
Но недолго "музыка играла" и спустя всего пять минут, после лестного замечания, мы застряли. Тогда мы вышли наружу, чтобы вытолкать машину и поняли, что находимся не на дороге.
Далеко отходить было страшно, т.к. был риск потеряться. Было ясно только одно, в радиусе 100 метров дороги нет и надо будет дожидаться утра.
Погрузку мы однозначно про..... , это было понятно без слов, и простой вагонов придётся оплачивать из собственного кармана. Но иногда обстоятельства бывают сильнее и поэтому склоки между нами не случилось - поскольку никто виноват не был.
Утро встретило нас ярким солнцем и полным отсутствием ветра. Но выйдя из автомобиля, мы впали в полный ступор. Вокруг нас лежала белая пустыня. До самого горизонта была только степь. Где находится дорога или человеческое жильё, было непонятно.
Ничего не решив, мы залезли обратно в машину и решили ждать развития событий. К обеду стало ясно, что надо что-то предпринимать. Тогда мы вышли наружу и разошлись в разные стороны, в надежде найти дорогу или следы цивилизации. Вернулись ни с чем.
Наступил вечер. Бензина оставалось меньше четверти бака. Было понятно, что до утра нам горючего хватит. А как быть дальше?
Решили сжечь для сохранения тепла "запаску". Не верьте тем, кто говорит,что резина хорошо горит. Мы извели два литра бензина и проковыряли в колесе с десяток приличных дыр, пока смогли его запалить.
Наступило второе утро нашего "плена". Мы встретили его хмурыми. Кончились сигареты и терпение. Удручало отсутствие, на почти новой машине, трёх колёс и нездоровый цвет наших лиц. Мулаты могли запросто принять нас за своих.
Стало окончательно понятно, что экстрим закончился и начинается пиз....
Мы молча стояли у смрадного костровища и печально смотрели в даль. Гордо "отъехать" через суицид, не было ни желания, ни технической возможности. Мы просто тупо ждали чего-нибудь, чуда , знака ....
И дождались. На горизонте появилось искрящиеся на солнце облако и оно двигалось! Скоро мы поняли - это трактор, который что-то огромное волок по степи. Как позже выяснилось, он тащил на ферму здоровенный зарод сена.
О, как я рванул ему наперерез. Летел как спринтер, коим не являюсь. Сердце выскакивало из груди и слёзы выбивало из глаз встречным ветром. А я только прибавлял скорость и надеялся что выдержу и успею.
Но не повезло. Мне не хватило, выскочить перед ним чуть - чуть, каких то жалких триста метров. Попробовал догнать, но куда там, он ехал значительно быстрее меня.
Трактор уехал, но колея от его колёс осталась! Я вернулся к машине, мы быстро собрались и пошли по следу. Забегая вперёд скажу, что идти пришлось почти 4 часа.
Добравшись до селения, мы постучались в первый попавшийся на пути дом. На наш стук из него вышел хозяин и ..... заговорил с нами на немецком?
Языками владели мы не очень, и вежливо попрощавшись, побрели дальше по улице.
Как потом выяснилось, хозяин дома был поволжским немцем переселённым в Казахстан. Человек он был добрый и вежливый. Просто увидев наши незнакомые и закопчённые рожи, он от нервного потрясения забыл на время русский язык.
В следующем доме, дверь нам открыл "Тарас Бульба"(внешность один в один). Здесь жила украинская семья, приехавшая, во время оно, на целину. Он тоже был несколько обескуражен нашим визитом, но сумел собраться и рассказать где мы находимся.
Мы оказались в одном из отделений, бывшего зерносовхоза - гиганта.
Не успели мы дойти до центра посёлка, как около нас остановились "Жигули". Как выяснилось позже, это немец позвонил председателю и тот приехал на нас посмотреть.
Урал Нуралович - никогда не забуду это святое имя. Он как человек поживший приехал не с вопросами, а сразу с ответами. Ответами были солёные огурцы, шмат сала и трёхлитровая банка самогона. Казахи вообще замечательный и добрый народ, но этот ...... .
Он молча раставил снедь на капоте и налил по стакану. Молча выпили и закурили.
Подтянулись немец и украинец. Выпили с ними. И только после этого председатель спросил: "А вы чумазенькие откуда и надолго к нам?".
Выслушал наш рассказ, посмеялся, и ..... позвал в гости. Предложив баню, кров и телефон.
Ближе к утру за нами прислали машину и мы уехали грузиться.
Через два дня я вернулся. Моя машина уже стояла во дворе у нового приятеля. Все четыре колеса были на месте. Местные мужики выделили от щедрот (от денег категорически отказались). И пусть все колёса отличались рисунком протектора и размерностью, а шипованное было только одно (моё). Это уже был полноценный автомобиль и я мог уехать домой.
Селяне с уважением к высоким спортивным показателям, сообщили, что я пробежал без малого 3 км. Жаль время некому было засечь.
С первым теплом, мы с попутчиком вернулись в этот совхоз. Вернулись не с пустыми руками, а на нескольких машинах. Набитых ништяками и подарками, помогшим нам в трудную минуту людям и отблагодарив этой малостью за бескорыстие и радушный приём.
Пьянка продолжалась три дня. После "целины", очень многие люди остались там жить и я видел почти весь интернационал.
И вот сидели мы за общим столом, в хрен знает какой казахской глуши. Представители почти всех национальностей и народностей, единой когда - то для нас всех страны.
Кто-то любил эту страну, кто-то гордился ей, кто-то ненавидел. Это было неважно. И было нам вместе хорошо, тепло и уютно. Не было ни разногласий, ни споров. Мы все были родом оттуда, где прошло наше детство и юность. Это время увы, уже не вернуть.
После этой истории, у меня с братьями - казахами установились настолько тёплые и доверительные отношения. Что с тех пор, мы дружим и доверяем друг другу абсолютно. По сию пору.
Ведь любому и каждому известно: "Друг познается в беде, как золото в огне". Да и кто в здравом уме будет с этим спорить?