Коллекционирование, как ему дается определение в энциклопедиях, – явление инстинктивного характера, высшее проявление глубинной потребности человека в собирательстве и накоплении, постепенно утратившей чисто утилитарное значение. Уже в архаических обществах можно наблюдать признаки коллекционирования: наши древние предки собирали ракушки и камни уникальной формы, когти птиц и кости зверей, очевидно, выделяя их по признаку необычности и особой привлекательности. Впервые, таким образом, человек сталкивается с эстетическим восприятием мира и желанием присвоить, зафиксировать его у себя.
Как кульминация простого собирательства с собственной методологией, принципами систематизации и изучения объектов осознанное коллекционирование в Европе формируется к эпохе Возрождения. Для богатых и знатных оно становится смыслом жизни, практической реализацией животной страсти. Географические открытия, экспедиции, рост естественнонаучного знания и бурное развитие других научных отраслей способствовали созданию все новых обширных коллекций, на которые знать не жалела ни денег, ни времени, ни иных ресурсов.
Коллекционирование предметов искусства, таким образом, – это одна из форм познания окружающего мира, язык, которым история плетет свою канву, формируя и закрепляя связи между поколениями, создавая тот культурный фонд, к которому приобщаются миллиарды людей, ежедневно посещая музеи, галереи, современные арт-пространства.
Психологические истоки коллекционирования
Невозможно не заметить, что коллекционирование имеет два равных по значимости сущностных плана: личный (психологический) и общественный (культурный). В конце XIX века коллекционированием начинают интересоваться психология, психиатрия, психоанализ, физиология высшей нервной деятельности, исследуя феномен с разнообразных точек зрения: как воплощение человеческой страсти, первобытный инстинкт, необходимость удовлетворять высшие эстетические потребности, а с другой стороны – как попытку убежать от реальности, создать и упорядочить свой собственный микрокосм вещей.
Выдающийся физиолог И.П. Павлов (1849-1936) связывал коллекционирование с рефлексом цели, и так писал об этом: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой... Из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, типичной и потому особенно удобной для анализа и вместе самой распространенной является коллекционерская страсть – стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остающиеся недостижимыми».
На инстинктивный характер процесса, который сродни пищевому или оборонительному, указывает тот факт, что люди часто собирают вещи совершенно бесполезные, вкладывая свои деньги, время и энергию в создание коллекций, которые не представляют подчас никакой ценности кроме как для них самих. Эти вещи – пункт влечения, достигаемый, но не достижимый. Современные ученые также разделяют взгляд русского физиолога, отмечая, что владение вещами – универсальное явление, которое существует во всех эпохах, культурах разных географий, людях, начиная с самых древних времен.
Однако если абстрагироваться от инстинктивной компоненты коллекционирования, мы столкнемся с еще одной убедительной и весьма занимательной точкой зрения. В первой трети XX века в психологии появляется такое понятие как эскапизм. Согласно официальному определению - это избегание неприятного, скучного, однообразного в жизни, одним, словом, обыденности, путем погружения в чтение или глубокие размышления о чем-то интересном. Уход от повседневности в альтернативное бытие, бегство от действительности.
Любая сверхактивная деятельности (религия, карьера, ролевые игры и т.д.), которой человек всецело посвящает себя, является компенсацией каких-то его глубоких неразрешенных противоречий. Явление эскапизма весьма распространено и проявляется в разных формах: часто это физическое бегство от реальности, смена места жительства, когда выбор падает на удаленные регионы, глухие места, осознанный уход от цивилизации, но еще чаще – это отсутствие интереса к насущным проблемам, вопросам, традиционным для общества ценностям. Здесь человек делает выбор в пользу жизни в своем выдуманном мире, наполненном его собственными смыслами, ценностями и идеями.
Если провести параллель с коллекционированием, которое часто также относят к одной из форм эскапизма, то коллекционер предстанет пред нашим взором в образе демиурга, создающего, упорядочивающего, изучающего свою коллекцию. Это его одновременно замкнутый и бесконечный мир, который поддерживает и развивает его страсть к собирательству вещей.
В схожем контексте З.Фрейд (1856-1939) использовал понятие «сублимация», придавая ему немалое значение в формировании культурного наследия человечества: перераспределение энергии путем направления неудовлетворенной сексуальности в достижение «общественно полезных» целей, включая художественные, интеллектуальные, культурные занятия. Именно сублимация, по мнению психоаналитика, свидетельствует о высоком уровне развития цивилизации. В отличие от вытеснения, отрицания, проекций и других психических операций она нередко выводит человечество на новые ступени развития.
Личные мотивы коллекционирования
Но если подобраться вплотную к личности коллекционера, мы увидим, кажется, весьма сложную и разнообразную картину, сотканную из мотивов, желаний, миссий и множества других вещей, которые побуждали и побуждают людей собирать предметы искусства.
Что же движет коллекционерами?
- Престиж. Коллекционирование искусства – это элитарное хобби, возможность приобщиться к чему-то высокому и малодоступному, привилегированному.
- Вложение в предметы искусства предполагает покупки премиального сегмента, что ведет к самоутверждению в собственных глазах и глазах общественности.
- Коллекционирование сопряжено с эстетическим, подчас экстатическим наслаждением. Это зависимость (страсть), подкрепленная выработкой дофамина на физиологическом уровне.
- Азарт и борьба, конкурирование с «коллегами по цеху» подстегивают коллекционеров искать всё новые произведения и имена.
- Формирование культурного наследия как заявка на бессмертие, если лично; создание уникального собрания для потомков, фиксация исторического момента языком искусства – если глобально.
- Научный интерес. Многие великие ученые являлись страстными коллекционерами.
- Инвестиционная составляющая, тяга к финансовому обогащению: с каждым годом цена и ценность подлинных произведений искусства только растет.
- Талант и призвание, которым невозможно сопротивляться. Обостренное, как у первобытного охотника, чутье, которое способно распознать среди миллиона авторов (не только современных, но и незаслуженно избежавших славы творцов прошлого) того, кто станет настоящей звездой, и на чьи работы начнется охота.
Истинные коллекционеры обладают обширными знаниями, это люди глубоко образованные, имеющие широкие взгляды и особое понимание материального мира. Им присуща интуиция, чутье, азарт, безусловно, меценатство, умение определить, а иногда и почувствовать истинную ценность предмета искусства.
Социальная, историческая, культурная значимость коллекционирования
В традиционных архаичных, античных, средневековых обществах собирательство вещей присутствует, и подчас наделяется сакральным смыслом. Сокровищницы и тайники, семейные реликвии и склады ценного оружия, хранившиеся в монастырях, замках, домах богатой знати сложно назвать коллекциями в современном смысле этого слова. Осознанное и целенаправленное коллекционирование предметов искусства возникает с формированием исторического сознания, а также светского искусства, очищенного от утилитарности.
Обозначим основные социально значимые аспекты коллекционирования.
- Образование глубоких интеллектуальных связей внутри узкого сообщества коллекционеров.
- Просветительская миссия: В определенный момент коллекционеры начинают сами направлять общество, издавая каталоги и альманахи, устраивая публичные выставки, лекции, поэтические и художественные кружки, формируя, таким образом, вокруг себя творческую среду.
- Образование музеев и галерей – закономерный этап эволюции коллекционирования. Учреждение этих важнейших культурных институций привело к тому, что национальные культуры стали неразрывно связаны с именами великих коллекционеров: Медичи, Дель Монте, Фарсетти в Италии, Третьяковы, Морозовы, Щукины в России.
- Именно музеи и галереи постепенно становятся местом сбора творчески ориентированных людей, вне зависимости от их пола, возраста и национальной принадлежности, готовых делиться опытом, получать новые знания, учиться и учить.
- Меценатство и благотворительность. Многие коллекционеры оказывали огромную финансовую поддержку художникам, выкупая и заказывая у них произведения, жертвуя колоссальные суммы на их образование и развитие, даруя возможность гению развернуть и проявить себя.
- Одержимость коллекционеров неоднократно становилась катализатором научных исследований и географических открытий. С целью пополнения своих собраний богатые меценаты собирали экспедиции по всему миру, параллельно изучая невиданные земли, культуры и народы, привозя оттуда диковинные ценности, знакомясь с альтернативными формами общественной жизни.
Огромен ли вклад коллекционеров в развитие человеческой культуры, ее духовного и материального наследия? Несомненно. Ведь именно страсть, которая бурлит в человеке, одержимом собирательством предметов искусства, есть движущая сила культурных процессов социума, его язык коммуникации и самовыражения.
Оригинал https://smartcollection.art/