«Примечательна готовность, с какой обыватель мигом, без сомнений и размышлений, отметая улики и свидетельства, зачислил [Алена Делона] в убийцы. Ведь были и другие свидетели, другие факты. Версия о причастности Делона имела ничуть не больше доказательств, чем остальные, разрабатываемые особой полицейской бригадой…»
Читаем фрагменты старой статьи киноведов Ирины Янушевской (1925-1989) и Виктора Демина (1937-1993), опубликованной в 1971 году:
«Утром 1 октября 1968 года на мусорной свалке в Эланкуре, недалеко от Версаля, был найден труп, обернутый чехлом от матраса. Вскрытие определило, что смерть произошла 28 сентября. Повторное вскрытие обнаружило пулю, глубоко засевшую в изуродованном черепе. Метка от прачечной на белье позволила опознать потерпевшего. Им оказался Стефан Маркович, тридцати одного года, родившийся в Белграде, эмигрант, судившийся по делу об ограблении и проживавший в Париже на авеню Мессии, 22.
Эпизод был для шести строк в колонке криминальных происшествий. Между тем отсюда началась самая громкая сенсация года. Случилось так, что рядом с фотографиями убитого замелькало имя кинозвезды — Алена Делона.
Метафизика кинозвезды
В свое время социолог Эдгар Морен рассуждал о «религии кинозвезд» и попытался проанализировать это явление как самую настоящую религию, с храмами, молитвенным экстазом и ритуальными действиями. По его наблюдению, религия звезд целиком результат «работы воображения, позволяющего осуществить своеобразную отождествляющую диалектику поклонника и звезды».
Один и тот же культ «объединяет поклоняющуюся любовь и влюбленное поклонение». Но и та и другая любовь предполагают превращение звезды в alter ego — «второе я» — почитателя, а почитателя — в alter ego «звезды».
Подробно проанализировав значение для мифа звезды таких данностей, как талант или отсутствие его, благодарная или необычная внешность, наконец, реклама и законы индустрии, Морен приходит к обескураживающему выводу, что главным и решающим обстоятельством в этом ряду остается потребность, зрительская потребность в кинозвезде.
«Или, точнее, нищета потребностей, — оговаривается социолог. — Эта бесцветная и безвестная жизнь, которая хотела бы расширить свои рамки до размеров кинематографической жизни. Воображаемая экранная роль является продуктом этой потребности. Звезда — проекция этой потребности».
С явлением проекции себя на героев повествования или, как еще говорят, с явлением перенесения психологи столкнулись сравнительно давно. Уже доказано (даже экспериментальным путем), что явление «перенесения» сопровождает любой акт восприятия произведения искусства.
Но только в кинематографе оно смогло вылиться в такую уродливую и чудовищную по своим последствиям форму, как создание (из элементов «себя» и элементов актера) особого существа, наделенного почти волшебными свойствами.
«За пределами персонажа мифические проекции фиксируются на конкретном человеке. Получив власть от своего двойника, конкретный человек, актер в свою очередь облекает его новой властью. Звезда погружена и в зеркало мечтаний и в ощутимую реальность. В обоих случаях она такова только благодаря силе проекции, обожествляющей ее». Ниже отмечается еще категоричнее: «Проекция себя на актера, создание своего двойника диктуется потребностью превзойти самого себя и в жизни и в смерти. Двойник — наша единственная возможность стать богом».
Совокупность ролей Габена или Брижитт Бардо, приметы различных из воплощенных ими персонажей сливаются в восприятии зрителей в особую, наполовину реальную, наполовину условную фигуру, связанную не только с внешним обликом актера, но и с сюжетными коллизиями, в которых ему приходилось выступать, и с идеологическими схемами, встающими за этими коллизиями.
В каждом из этих кумиров зритель видит какие-то части себя самого, своей нереализованной сущности, и злоключения, выпадающие на долю того или иного персонажа, становятся моделью, проверяющей соотнесенность с реальностью тех или иных наших побуждений.
Лицо или маска
Сегодня Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон — самые высокооплачиваемые актеры Франции. За участие в фильме они получают по миллиону («новых!») франков. Это очень большие деньги.
Другие актеры, даже популярные, даже талантливые, такие, например, как Жан-Луи Трентиньян, довольствуются едва пятой частью этой суммы. При том что того же Трентиньяна в кинематографических изданиях не раз и не два величают «сегодняшним французским актером номер один».
Это разные вещи — быть актером, пусть даже с почетным порядковым номером, и быть звездой. Звезда — это явление иной сферы. Она может иметь талант или не иметь его. Она может обладать навыками перевоплощения или откровенно демонстрировать в каждой роли свое природное естество.
В известном смысле кинозвезду можно сравнить с кометой, чье небольшое ядро сопровождается необыкновенно длинным хвостом. Вереница ее ролей, вереница метаморфоз, складывающихся в траекторию на кинематографическом небосклоне, — это как бы череда воплощений определенного образа бытия, отношения к миру, этического, мировоззренческого, социального или какого-нибудь иного императива.
Могут быть разные режиссеры и сценаристы, жанры и стилистические манеры, повествование может разворачиваться в любой стране и в любую эпоху. Даже в плаще, под париком звезда остается звездою, а если и меняется от роли к роли, то здесь, как правило, приглядевшись, найдешь логику саморазвития мифа, его отклик на запросы быстротекущего дня.
Груз мифических напластований иногда чрезвычайно тяжел. Можно пройти мимо постоянных, чуть-чуть кокетливых жалоб Элизабет Тейлор и Софии Лорен, можно сочувственно улыбнуться скандальным выходкам Брижитт Бардо, однако самоубийство Мерилин Монро или психическое недомогание Шона Коннери, заставившее его отказаться от ненавистной, хотя и прибыльной роли супершпиана Джеймса Бонда,— это все реальные последствия несовместимости в одном естестве художника подлинной его личности рядом с ее кинодвойником.
Чтобы вынести груз мифологического двойника, приходится выработать в себе особого рода силу — так водолаз преодолевает давление многометрового водяного столба, уравновешивая его тяжесть встречным давлением изнутри скафандра. Но достаточно одной трещины...
Трещина нашлась.
На Делона-человека тотчас обрушилось давление Делона-мифа.
К реальным жизненным обстоятельствам актера публика отнеслась как к продолжению его последней работы.
Как только выяснилось, что покойный Маркович жил в особняке Делона на правах не то секретаря, не то телохранителя, у французского обывателя не осталось никаких сомнений относительно его безвременной смерти.
Пошли слухи о каком-то письме, отправленном Марковичем своему брату в Триест незадолго до гибели. В письме якобы значилось открытым текстом: «Если со мной что-нибудь случится, обратитесь к Алену Делону, его жене или их приятелю Маркантони, настоящему гангстеру...»
«Дело Марковича» переросло в «дело Делона».
Примечательна здесь готовность, с какой обыватель мигом, без сомнений и размышлений, отметая улики и свидетельства, зачислил киноактера в убийцы. Ведь были и другие свидетели, другие факты. Версия о причастности Делона имела ничуть не больше доказательств, чем остальные, разрабатываемые особой полицейской бригадой под руководством самого министра внутренних дел, а на стол генерала де Голля, тогдашнего президента Франции, уже легло несколько тысяч писем с просьбой не применять к Делону высшую меру наказания — гильотину.
Это в угоду ему, французскому обывателю, десятки и сотни корреспондентов подкарауливали каждый шаг кинозвезды, находящейся на подозрении, фабриковались слухи и сплетни, самые обычные обстоятельства подавались таким образом, что они приобретали зловещий оттенок.
Миллионы читателей газет, слушателей радио и зрителей телевидения пожирали сообщения о том, что Делон приехал к следователю Потару в синем «Остин-Купере» № 9608 УД-75, что одет он был в черное, кутал горло шарфом и выглядел довольно бледным, с заострившимися чертами лица... Как будто все испытывали потребность убедиться, что Делон, их герой, их идол, их бог, все-таки совершил убийство...
Почему? От кровожадности? От желания увидеть вчерашнего кумира в грязи?
Но вот любопытный факт: в январе 1969 года, когда газетная кампания против Делона была в разгаре, французский институт общественного мнения провел обычный опрос на тему: кто из современников вызывает у вас особое восхищение? В первую десятку названных лиц—рядом с космонавтами, папой римским и генералом де Голлем — попал один-единственный актер. Его звали Делон.
Как видим, убеждение (или хотя бы подозрение), что актер—преступник, не только не помешало, но даже прямо помогло многим миллионам опрошенных восторгаться им. Есть от чего развести руками.
Поистине общество должно обнаружить полную безнравственность своих принципов, чтобы восстание против этих принципов считалось достоинством. Поистине надо возненавидеть свое серенькое, обыденное прозябание, осознать гну*ную невозможность распорядиться самим собой, чтобы прийти в восторг — не от реального поступка Делона (виновность которого, повторяем, чем дальше, тем более становится сомнительной), а от того, что рисуется восторженному зрителю в жизненных обстоятельствах своего «двойника».
Надо крепко почувствовать себя беспомощной овцой, чтобы так загореться от одного только предположения, что есть-таки, есть еще львы и тигры в нашем размеренном, перенаселенном, перегруженном запретами и правилами обществе.
Здесь Делон явно становится символам, средством для разрядки чувства угнетенности и бессилия, «инструментом для сублимации», как не очень вежливо, но весьма показательно определил его некий фельетонист.
Здесь Делон-человек пригибается под грузом Делона-мифа» (Янушевская, Демин, 1971).
Янушевская И., Демин В. Формулы авантюры // Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня. Вып. 2. М.: Искусство, 1971. С. 199-228.