«Успех вашего бизнеса зависит от того, насколько хорошо Вы следите за его цифрами»
Главная цель любого продавца, который решил начать бизнес на маркетплейсах - получать больше прибыли в моменте и постепенно наращивать выручку.
Но, к сожалению, так происходит далеко не всегда(
Мой знакомый запустил бизнес на WB в 2022 году и быстро достиг отметки продаж в 200 тыс. рублей в месяц благодаря низким ценам и агрессивной рекламе.
Он думал, что сорвал джекпот, но понял, что его чистая прибыль в конце года составила менее 50 тыс. за 12 месяцев!
К сожалению, мой друг не одинок! Многие продавцы сталкиваются с этой проблемой, потому что уделяют всё внимание исключительно выручке, стараясь увеличить её всеми возможными способами, забывая при этом, что правильная аналитика маркетплейсов заключается в оценке прибыли.
Хорошо, что вы можете избежать этого, потому что далее я расскажу вам всё, что нужно знать о прибыли на озон, вайлдберриз и других площадках.
Меня зовут Алексей Степанов. За последние полгода мы с командой сервиса Business Impulse помогли более 150 продавцам вывести свои магазины на стабильный уровень дохода свыше 100 тыс. рублей в месяц. Подписывайтесь на наш канал в телеграмме, чтобы стать одним из них!
ЧТО ВАЖНЕЕ ВЫРУЧКА ИЛИ ПРИБЫЛЬ?
Выручка и прибыль – две ключевые цифры для вас. Как давление и пульс у человека они помогут оценить здоровье вашего бизнеса, управлять денежными потоками и составлять бюджеты на следующий месяц, квартал и год.
Хотя оба показателя являются важными, прибыль дает наиболее полное представление о том как идут ваши дела, поскольку прибыль поможет вам одновременно оценить как выручку, так затраты вашего бизнеса, в то время как выручка никак не учитывает затраты.
Приведу простой пример, если вы видите, что стали тратить на продвижение на маркетплейсах значительно больше за последние несколько месяцев, но прибыль при этом не увеличилась, вы можете предпринять некоторые шаги:
- Снизить себестоимость товара,
- Повысить цену на товар,
- Инвестировать в создание бренда, чтобы повысить спрос
Допустим, вы поставили цель увеличить продажи на 30% по сравнению с прошлым годом. В ходе анализа выясняется, что выручка ниже, чем ожидалось, но в тоже время ваша прибыль выше, чем в предыдущем году. Тогда вы можете вложить больше денег в рекламу, чтобы увеличить продажи.
С другой стороны, если выручка выше, чем ожидалось, но прибыль при этом не растёт - вы можете уделить больше времени оптимизации рекламы и маркетинга, чтобы максимизировать прибыль, или инвестировать в новую линейку продуктов для дальнейшего развития бизнеса.
КАКАЯ БЫВАЕТ ПРИБЫЛЬ?
Прибыль — это сумма денег, которая остается после оплаты всех расходов. Эти расходы могут включать в себя затраты на закупку товара, расходы на доставку и продвижение, оплату труда наёмных сотрудников, если они у вас есть, налоги и так далее.
Однако для полноты картины выделяют несколько типов прибыли для учета различных расходов. Вот наиболее важные виды прибыли, про которые нужно знать:
1. Валовая прибыль
Для того, чтобы рассчитать валовую прибыль — нужно из выручки вычесть себестоимости проданных товаров. Себестоимость включает в себя все затраты, непосредственно связанные с продажей товара. Обычно, себестоимость бизнеса на маркетплейсах включает затраты на закупку товара, его доставку и упаковку.
Валовую прибыль можно также выразить в виде маржи валовой прибыли - отношения валовой прибыли к выручке. С помощью маржи валовой прибыли можно оценить рентабельность бизнеса и сравнить его с целевыми показателями бизнеса у других продавцов.
2. Операционная прибыль
Помимо себестоимости бизнес несет операционные расходы, такие как арендная плата, маркетинг, реклама и так далее. Когда вы вычитаете эти расходы из валовой прибыли, вы получаете операционную прибыль.
Лайфхак: как понять куда включать расход в валовую или операционную прибыль.
Нужно ответить на вопрос влияет ли количество проданного товара на общий размер затрат по данной статье? Например, расходы на упаковку и доставку будут расти прямо пропорционально объему продаж, поэтому они относятся к себестоимости.
В то же время расходы на карточки для маркетплейсов не зависят от того, сколько единиц товара вы продадите 10, 20 или 100.
Операционная прибыль учитывает только основные расходы, непосредственно связанные с бизнесом. Она не включает издержки на проценты и налоги. Именно поэтому операционная прибыль дает вам более точную информацию о результатах деятельности вашего бизнеса.
Например, у вашего бизнеса может быть высокая долговая нагрузка, съедающая прибыль. Но если у вас положительная операционная прибыль, вы можете быть уверены, что находитесь на правильном пути.
3. Чистая прибыль
Чистая прибыль — это фактическая прибыль вашей компании после учета всех расходов. Вам нужно вычесть налоги, проценты по кредитам и любые прочие затраты, которые напрямую не связаны с бизнесом.
Чистая прибыль, которая отображается в последней строке отчета о прибылях и убытках вашего бизнеса и показывает ту сумму, которую Вы можете положить себе в карман.
Мы разработали удобный калькулятор прибыли на маркетплейсах, который можно найти БЕСПЛАТНО в нашем тг-канале.
ЗАЧЕМ ВООБЩЕ СЧИТАТЬ ПРИБЫЛЬ?
В заключении приведу 3 простых примера, когда расчёт прибыли принесёт вам большую пользу:
Кредит в банке. Если, Вы хотите взять кредит в банке на запуск вашего бизнеса, расчёт прибыли поможет оценить насколько быстро и комфортно вы сможете гасить долг, поскольку платежи по кредиту и проценты по нему будут платиться именно из прибыли, а не из выручки.
Оценить рост своего бизнеса. Если выручка постоянно растет, значит, вы хорошо справляетесь с развитием бизнеса. Однако подумайте о причинах этого роста:
- Пришлось ли вам тратить деньги, чтобы стимулировать этот рост?
- Предлагали ли вы скидки? Если да, то сколько это стоило?
- Проводили ли вы маркетинговую кампанию?
Расходы, которые вы понесли для увеличения выручки, отражаются в отчете о прибылях и убытках и влияют на чистую прибыль. Если чистая прибыль также увеличилась, значит, ваш рост был действительно прибыльным, если нет, то по сути вы ничего не выиграли.
Налоги. Расчёт прибыли, во-первых, поможет выбрать наиболее выгодную систему налогообложения, если вы зарегистрированы как ИП. Во-вторых, поможет избежать неприятных ситуаций, связанных с неуплатой налогов.
Особенно сейчас, когда происходит повышение налогов. Проект Минфина, опубликованный на днях предполагает, что налоговые изменения коснутся как юридических, так и физических лиц. Будем сохранять позитив и продавать футболки НДФЛ 15 процентов)
Присоединяйтесь к нашему сообществу, где мы делимся друг с другом ценными знаниями абсолютно БЕСПЛАТНО, там же можно найти удобный калькулятор маркетплейсов для расчета вашей прибыли. Всем успехов!