Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Обратно во мрак (2024 г.) пересказ доступных фактов и сплетен творческой и личной жизни Эми Уайнхаус

Кадр из фильма "Обратно во мрак".
Кадр из фильма "Обратно во мрак".

Когда родители приучают с малых лет старомодной музыке, джазу и соулу, а на дворе начало тысячелетия, в тебе, нет-нет, да и зародится творческий синтез различных эпох, жанров, стилей. Так случилось с молодой и энергичной жительницей Лондона, которая любила родителей и, наверное, сильнее всех на свете, бабушку. Она отличалась от сверстниц, её крайние увлечения могли только радовать, она как будто жила по розенбаумовским заветам – «Любить - так любить, гулять - так гулять, стрелять - так стрелять». Такие экспрессивные, готовые из-за пустяка пожертвовать собой, молодые леди либо утопают в собственных проблемах, либо становятся первыми в своём деле. Эми Уайнхаус поспела сделать за крохотные 27 лет и то, и другое.

Сэм Тэйлор-Джонсон 15 лет назад сняла неплохой биопик о становлении творческой личности Джона Леннона. Там сыграл её будущий муж, после чего появилась вторая фамилия через дефис в паспорте. Кино хорошее не только по причине связи художника и музы на съёмочной площадке, а потому, что в нём, она как истинный живописец, не сфотографировала безликий монумент юного музыканта, а дописала сочными красками то, чего обывателю никогда не увидеть. Допустила определённую вольность, которая дополнила недостающие характеристики персонажу. Такого же можно было ожидать и от портрета сложной личности Уайнхаус, Но режиссёрка решила обойтись лишь общедоступной информацией о певице, которой в публичных источниках пруд пруди. В этом смысле Тэйлор схалтурила, показав зрителю то, о чём он и без того знает более 10 лет.

Кадр из фильма "Обратно во мрак".
Кадр из фильма "Обратно во мрак".

Кино по традиции выдёргивает самое основное, прессует разные события и временные промежутки в единые сцены, сгущает краски, подчёркивает характеры лаконичными диалогами. Это в достаточной мере работает первые 30 минут, затем, постепенно, усиливающиеся сомнения в качестве художественного произведения начинают отталкивать внимание, становится банально и скучно. Из черноволосой, прилежно расчёсанной, девицы нам предлагают созерцать метаморфозы причёсок и макияжа не позволяя заглядывать за ширму личного. Пусть немного, хоть с фантазией автора, но образ стал бы разнообразнее, если нам дали пищу в виде сцен из самого детства или первых творческих процессов. Публике показывают уже состоявшуюся, в самом начале славы, тем не менее, популярную исполнительницу, которая, со своими безудержным курением и безмерным потреблением алкоголя, предстаёт во всей красе периода «начало конца».

Токсичные отношения с Блэйком тоже изображены на основе скандальных фото и видео. Сцены выступлений перед залом скопированы один в один (спутниковая трансляция в год пятикратной победы на Грэмми). Не за что зацепиться взгляду, отсутствует свежесть интерпретации причин её саморазрушения. Мало отца, ещё меньше матери. Связь с обожаемой бабушкой, которая оказала на Эми судьбоносное влияние, неумело скомкали и выкинули в мусорное ведро третьей линии повествования. Картинки иносказательного погружения в пучину тяжёлых наркотиков, словно прыжок в бассейн нагишом, не в силах скрепить разнузданную манеру демонстрации истории трагичной личности. Творческие встречи, процессы, переговоры ограничиваются либо, чаще, руганью, или ни к чему не обязывающими фразами.

Кадр из фильма "Обратно во мрак".
Кадр из фильма "Обратно во мрак".

Актриса Мариса Абела прилежно копирует манеру исполнения (поёт первоисточник). Она как будто зажата Тэйлор, или в силу неопытности, не может расправить плечи, дать ангела в грязи, которому жизненно необходима помощь близких. Джек ОКоннелл хорош, как, впрочем, всегда. Но ему тоже тесно, не дают распахнуть, ударить образом наотмашь. То-ли в традициях терпимости, или из-за неспособности придумать интересное раскрытие героев в одной сцене, все актёры живут, но не дышать своими образами.

Обратно во мрак из тех биографических лент, которые надо смотреть тем, кто ничего не знает и не слышал об Уайнхаус. Остальным, поклонникам, меломанам и другим посвящённым это будет даже не напоминание о прекрасной исполнительнице, а так, похмельный пустячок.