Как родители мы хотим, чтобы наши дети были самыми лучшими. Если в спорт – то за золотой медалью, если учиться – то на отлично. Когда у ребёнка есть талант и познавательная мотивация – хорошо. Но если учеба превращается в постоянную гонку за отличными отметками – мы получим не тот результат, о котором мечтали.
Проблемы «синдрома отличника»:
1. Проблема с выбором собственного пути.
Отличники умеют сравнивать себя, умеют подражать, ориентироваться на идеал. Тогда как собственные взгляды и ценности формируются очень туго. Им всегда нужен шаблон, на который они смогут опереться.
2. Неустойчивая самооценка.
Ведь с детства понятно: получил «пять» - молодец, получил «два» - бестолочь, учи еще. Трудно сказать себе: «я хорош, независимо от отметки в дипломе и уровня зарплаты». А ведь именно это и есть основа гармоничного существование в этом мире – безусловное принятие себя.
3. Трудно сказать «нет».
Ведь бывшим отличником часто движет желание показать, что он всё делает на «пять». И свою работу сделает, и чужую, и на субботник выйдет, и на подработку.
4. Трудно брать ответственность.
Вроде это качество мы хотим воспитать в наших детях, но и здесь может быть промах. Страх ошибки, боязнь критики приводит к тому, что отличнику тяжело брать ответственность на себя. Или сделай идеально, или не делай вообще. Иногда маятник останавливается на втором варианте.
5. Проблема с адаптацией к новому.
Отличник не научился быть гибким, исправлять ошибки, подстраиваться под ситуацию. Он будет всеми силами держаться «за старое» - ему знакомое и понятное.