Н. В. Ставрогин - главный антагонист и злой гений романа Ф. М. Достоевского "Бесы". Именно Ставрогин: своим образом, поведением, поступками - воплощает инфернальное начало, принцип зла в произведении. Темная сущность Ставрогина выносится в название романа, Она, эта темная сущность, пытается совратить с прямого пути, наставить на путь беззаконный почти всех героев. По мысли автора, в романе «все заключается в характере Ставрогина».
Как же формировался этот демонический образ в сознании великого русского писателя? Какой была творческая история героя? Давайте разбираться...
Начальной точкой творческой истории романа «Бесы» у Ф. М. Достоевского стал план недатированной повести «Зависть». Уже в этой схематичной повести-наброске появляется образ Князя (то есть Н. В. Ставрогина), который болен гордостью "особого рода" и который "все более и более ненавидит" Учителя (И. П. Шатова). Если Учитель в романе, по мысли Достоевского, вырастает в красоте, великодушии, то Князь (Ставрогин), "вырастает" в ревности и зависти к Учителю. Основной страстью., формирующей характер Князя, становится в произведении Федора Михайловича зависть. Автор "Зависти" подчеркивает, что в Князе эта зависть, формируется, "разумеется, из сознания своего ничтожества".
Второй вехой на пути к тому образу Ставрогина который мы знаем по "Бесам", стала небольшая заметка «Т. Н. Грановский», получившая черты политического памфлета на революционеров-нечаевцев. В этой заметке Ф. М. Достоевский, характеризуя образ Т. Н. Грановского (русского историка-медиевиста), думал, конечно, прежде всего, о будущем П. С. Верховенском. Однако и для образа Н. В. Ставрогина в личности Грановского нашлись немало характерных черт. Злой гений "Бесов" унаследовал от Грановского болезненное самолюбие, смесь идеализма и цинизма, внешность рокового красавца и героя-любовника.
Очередным этапом в творческой истории становления Ставрогина стала небольшая повесть под названием «Житие великого грешника». Замысел этой повести возник у писателя в период подготовительной работы над романом "Бесы" в конце 60-х годов. Эта повесть должна была перерасти в эпический роман "Атеизм", а по объему и значению - повторить замысел "Войны и мира" Л. Н. Толстого. Роль антагониста в "Житии великого грешника" поначалу досталась все тому же Петру Верховенскому (прототипом которого стал М. В. Петрашевский). Он и должен был стать бесовским князем в произведении.
Однако все вышло не совсем так. Достоевский, уже отправив 15 листов издателю и получив плату за них, решил в очередной раз переписать текст ради нового героя, которым стал Николай Всеволодович Ставрогин. Именно Ставрогин, по конечному замыслу писателя, стал олицетворять в "Бесах" инфернальное начало. Образом Ставрогине автор решил показать деструктивность и гибельность революционных идей для русского народа.
Таким образом, Ставрогин изначально замышлялся Достоевским олицетворением "князя" тьмы. Этот герой,, получив личину Грановского, "вылупился" в самостоятельную фигуру из образа Петра Верховенского.
Читайте также другие статьи:
Как Шерлок Холмс "на глаз" датировал манускрипт с легендой о Собаке
Расследование тайны гибели сэра Хьюго на болотах: А что, если демонической собаки не было?
Почему сэра Хьюго преследовала собака, а не кот
Насколько хорошо боксировал мистер Шерлок Холмс?
Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина